Возврат 13 процентов с покупки земли

Возврат того или иного налога еще называется налоговым вычетом. Это своеобразная льгота для конкретных лиц или при конкретных обстоятельствах, когда по законодательству допускается вернуть часть уплаченного налога при покупке имущества или погашении некоего обязательства перед государством.

Под такое допущение попадает также и возврат суммы, уплаченного в качестве налога при покупке земельного участка. Такого рода вычет регулируется законодательным актом – пп.2 п.1 ст.220 Налогового Кодекса РФ.

Условия

Приобретение земли на свои личные средства, либо же одолженные у банка под проценты влечет за собой непомерные расходы. Стоимость участка земли сегодня бывает, порой, такой же по размеру, как и приобретение жилья на земле (дачи или загородного дома).

Поэтому так хочется вернуть себе хотя бы часть суммы, которая была затрачена при оформлении участка земли по договору купли-продажи.

Для этого необходимо заявить о налоговом вычете, который сам по себе имеет существенный ряд некоторых особенностей, связанных с покупкой земли. На основании налогового законодательства не каждый имеет право на получение налогового вычета.

Стоит отметить самые основные условия, при которых осуществляется подобная операция:

  • размер общей суммы вычета (возврата) по имущественному налогообложению не может достигать более 2 миллионов рублей;
  • подобная льгота может быть предоставлена исключительно тем гражданам, которые приобрели землю под строительство жилья, а не просто купили ее саму по себе;
  • допускается покупка земли с существующим на ней домом, предназначенным под снос;
  • для получения одобрения на заявление по возврату налога потребуется предъявить документальные доказательства того, что на этом участке будет построен дом;
  • есть возможность возместить переплату по ипотечному кредиту, благодаря которому заемщик купил участок;
  • на получение налогового возврата могут рассчитывать следующие лица:
    • купивший землю человек без дома на ней обязан быть гражданином Российской Федерации;
    • лицо в поле гражданства России должен прожить на территории страны не менее 183 дней в течение года;
    • покупатель участка должен быть где-нибудь трудоустроен официально;
    • за купившего земельный участок человека его работодатель должен регулярно перечислять налоги на доход в объеме 13% от заработной платы.
  • все лица, которые получают доход, но при этом не оплачивают налог в размере 13% от заработка, не имеют права на возврат налоговой суммы, выплачиваемой ранее при покупке земли.

Строительство собственного жилья называют еще индивидуальным жилищным строительством или, сокращенно – ИЖС.

Именно таков должен быть статус и цель приобретения участка, чтобы по нему можно было воспользоваться налоговым вычетом. При других обстоятельствах такое приобретение не будет расцениваться как льготное.

Это, если вы захотели, например, купить землю под фермерское или садоводческое хозяйство или под строительство цеха по производству кирпичей. Тогда налоговый вычет при таких обстоятельствах законом не будет предусматриваться.

Доказательной базой того, что земля будет использоваться под индивидуальное строительство дома, являются проектные бумаги или целевой кредит на покупку стройматериалов для возведения своего жилища.

Если вы вознамерились получить переплату по ипотеке обратно, то она оформляется отдельно. Это связано с тем, что налоговый вычет никаким образом не связан с переплатами по кредитным ставкам.

Налоговая служба должна быть уверенна, что лицо, на которого оформлялась земля, является добросовестным налогоплательщиком.

Кроме основных условий, следует также обратить внимание и на дополнительные нюансы, которые могут повлиять на отказ в получении возвратных сумм после оформления земельного участка на свое имя.

К таким второстепенным негативным поводам для отказа в выдаче возврата по налогу могут оказаться следующие ситуации:

  • приобретение земельного участка у своего близкого человека, члена семьи, родственника;
  • отсутствие документов, подтверждающих цель покупки участка – будущее построение дома;
  • отсутствие документов на уже построенный дом или отсутствие прав на владение таким домом, который был построен уже после приобретения участка, на котором он стоит;
  • какое-либо иное назначение земельного участка кроме ИЖС;
  • приобретение участка не на собственные деньги, а на средства государства или же работодателя.

Подытоживая, можно смело сказать, что налоговый вычет реально получить, при собственной покупке земельного участка с целью построить на нем дом.

Покупатель должен быть российским гражданином, быть официально трудоустроенным, быть налогоплательщиком. Кроме того, заявитель должен прожить на территории РФ последние 183 дня.

Как оформляется

Подавать заявки следует непосредственно в ближайший территориальный орган налоговой службы. Причем, разрешается подавать заявление по каждому объекту недвижимости – земельному участку, если их было куплено в личное пользование на собственные средства под постройку жилища, к примеру, в количестве двух и более.

Но всегда по одному объекту можно подавать такое заявление единожды. При заполнении бланка заявления, а также декларации по форме № 3-НДФЛ сотрудник налоговой всегда может помочь и дать необходимые консультации.

Порядок оформления в налоговой инспекции состоит в следующем алгоритме:

  1. После того, как окончится календарный год, в котором была совершена покупка, подается заявление на получение вычета по налогу из-за покупки земли без дома.
  2. Подача пакета документации служащему налоговой инспекции.
  3. Составление декларации 3-НДФЛ.
  4. Получение данных от налоговиков по отчетам подоходного налога.
  5. Получение одобрения заявки.
  6. Получение денежных сумм вычета после того как пройдет 4 месяца.

В случае отказа налоговиков, который заявителю покажется необоснованным, этот ход можно оспаривать в суде. Только сначала должен соблюдаться досудебный порядок.

Это обозначает, что сначала следует подавать жалобу на имя руководителя государственного учреждения налоговой службы.

И только после того, как дело не будет урегулировано и ваша жалоба не будет удовлетворена, тогда можно подавать в суд иск на налоговую службу. К иску следует прилагать копию или оригинал досудебной жалобы. Судебное учреждение является самой высшей инстанцией.

Порядок оформления возврата налога через работодателя осуществляется посредством следующего алгоритма:

  • самостоятельно составляется заявление, где выражена просьба, получить от налоговой инспекции, полагающийся к выплате по закону, налоговый вычет;
  • приложить все необходимые документы к заявлению, в том числе и оригиналы;
  • в течение месяца можно получить либо подтверждение заявки, либо отказ в ее выполнении на почту подавшего заявку;
  • после того, как получено одобрение от налоговой инспекции в виде письма, его следует отнести работодателю;
  • после истечения 4-х месяцев налоговая инспекция на определенный период времени не будет удерживать с вас 13-процентный налог на доход (НДФЛ).

В случае попытки получить возвратные суммы через своего работодателя, который перечислял исправно все суммы по НДФЛ, заявление для налоговой службы составляется в произвольной форме, де указывается сумма покупки, процентное соотношение размера сумм к возврату, а также реквизитов.

Необходимые документы

Инспектор в налоговой службе может запросить из документов не только копии, но также и оригиналы.

Поэтому когда будете собирать пакет бумаг, следует к каждой копии приложить подлинник:

  1. Написать в налоговой инстанции само заявление с просьбой получить налоговый вычет и указанием реквизитов банковского счета, куда следует перечислить деньги.
  2. Договор купли-продажи земли (копия).
  3. Другие бумаги, что могли бы подтвердить право собственности на купленный участок.
  4. Все документы, которые могли бы подтвердить цель покупки земли – ИЖС:
    • проект строительства частного дома;
    • договор с подрядчиками, которые будут строить жилой дом;
    • соглашение с банком о получении кредитных денежных средство под целевые нужды – приобретение стройматериалов на постройку дома.
  5. Копии бумаг, подтверждающих уплаченные налоги при оформлении приобретения – земли без дома.
  6. Нужно будет также предварительно заполнить декларацию по форме № 3-НДФЛ, где указываются следующие денежные траты на определенные виды монтажных работ и стоимость материалов:
    • строительные работы;
    • отделочные работы по внутренней и внешней отделке;
    • материалы для строительства и отделки;
    • подготовка и разработка проектных бумаг;
    • подключение и проведение инженерных коммуникаций – водопровода, газопровода, вентиляции, электричества или канализации.
  7. Подтверждение от физического лица его трудоспособности, статуса налогоплательщика и гражданина РФ:
    • гражданский паспорт российского гражданина (с копией всех заполненных страниц);
    • свидетельство о браке;
    • копия трудовой книжки в подтверждение официального трудоустройства;
    • копия СНИЛС;
    • копия ИНН;
    • справка с рабочего места по форме № 2-НДФЛ – она должна содержать сведения о доходах гражданина за последние 12 месяцев или за весь тот годичный период, в течение которого покупалась земля.
  8. Если заявка на возврат налога подается после строительства дома на земле, тогда достаточно подать все документы на уже существующий дом, который был построен после покупки земли.
  9. На случай приобретения земельного участка в качестве совместной собственности нужно предъявить документы также и на остальных участников права владения землей.

Платежными документами, которые могли бы подтвердить уплату налогов, должны быть квитанции, платежные накладные или чеки.

Кроме подтверждения платы налога, следует также подтвердить и оплату покупки земли, а также платежки по приобретению строительных материалов для возведения собственного жилого дома.

Следует также обратить внимание на тот факт, что не все расходы могут быть учтены налоговой службой в качестве тех, которые следует включить в возвратную сумму.

Так, для строительства хозпостроек или ограждения вокруг дома, требуются свои материалы, на которые тратятся деньги. Вот именно такие денежные суммы учитываться не будут, а будут только те, что были затрачены непосредственно на строительство дома.

Сроки

Перед тем как вы подадите заявление для получения налогового вычета после приобретения вами участка земли нужно помнить о том, что денежные суммы из государственного бюджета всегда возвращаются медленнее, чем из банка, например.

Период, который на практике должен выжидаться для получения суммы на свой счет составляет обычно не более 4 месяцев.

Порядок выплаты обычно является следующим:

  • с момента подачи заявления документы налоговиками будут рассматриваться около месяца;
  • затем в течение нескольких дней на почту придет письмо с ответом;
  • при получении согласия, выплатить вам возвратный налог, нужно еще подождать 2-3 месяца пока налоговые инспектора проверят все документы и платежи;
  • 3-й месяц может быть занят в том случае, если налоговые служащие проводят камеральные проверки, поэтому может образовываться очередь;
  • еще один месяц уходит на то, чтобы деньги перечислились на счет получателя.

Получается, что при отсутствии дополнительной загруженности налоговых службистов, сроки измеряются в 4 месяца. Но если чиновники налоговой инстанции дополнительно проводят другие проверки, тогда придется иметь в виду еще один дополнительный месяц.

Но если, же желающий вернуть часть суммы подает заявку через своего работодателя, тогда сроки существенно сокращаются. При этом, не нужно выжидать окончания календарного года для того чтобы подать заявление.

Возмещение НДФЛ при покупке земельного участка и дома

Для получения заработка без законного вычета 13-ти процентов налога на доход, можно провести всю процедуру оформления налогового вычета сразу через работодателя. Все документы просто подаются не в саму налоговую инспекцию, а бухгалтерию работодателя.

После одобрения заявки, принятия документов, возвратная сумма будет просто разбита по месяцам. В течение определенного срока в работника просто не будет вычитаться подоходный налог. Заработок, при этом, он будет получать от работодателя в полном объеме.

Таким образом, на работодателя не возлагается обязанность платить за работника подоходный налог в течение определенного периода времени.

Размер процентов по НДФЛ, подлежащих возврату, не может быть больше 260 000 рублей. Для того чтобы понимать, каким образом, работает схема возмещения НДФЛ после приобретения земли без дома, можно рассмотреть следующие примеры:

при участке стоимостью в 2 млн. руб. налоговым вычетом является сумма – 2 000 000 руб. Сумма возврата налога высчитывается следующим образом: 2 000 000 : 100 х 13 (% подоходного налога) = 260 000 руб. назначенных к выплате заявителю
в случае стоимости земли в 1,5 млн. руб. налоговый вычет составляет 1 500 000 руб. Суммой возврата налога выйдет следующая, которая получается по таким расчетам: 1 500 000 : 100 х 13 (% налога на доход) = 195 000 руб. подлежащих выплате заявителю

В дополнение к этим суммам также могут быть причислены возвратные размеры налогов, которые были выплачены покупателем земли, которая оформлялась, как ипотека.

Стоимость за такую недвижимость была выплачена банковскими деньгами с процентами, в которые включался также и НДФЛ.

Затем клиент возвращал банковскую ссуду по приобретению земли.На основании заявления можно также вернуть и эти 13%. К примеру, по ипотеке гражданин банку выплатил за землю сумму только одних процентных ставок в размере 2,5 млн. руб.

Расчет налога к возврату будет следующим: 2 500 000 : 100 х 13 (%) = 325 000 рублей, подлежащих возврату подавшему в налоговую службу заявку на возврат налога.

Те, кто купил земельный участок без наличия на нем дома, имеет полное право на получения обратно налогового вычета. Для этого необходимо лишь знать, куда, в какие сроки и какие документы подавать.

Самостоятельное обращение в налоговую инспекцию должно быть сделано не раньше, чем пройдет календарный год, в течение которого была совершена покупка. Также не все граждане имеют право на получение налогового вычета.

Для одобрения заявки налоговыми сотрудниками нужно быть гражданином РФ, жить на территории последние 183 дня и более, а также быть трудоустроенным и иметь статус исправного налогоплательщика. Земля не должна также быть использована в иных целях, как только для постройки собственного жилья.

Разрешение на строительство: продление, отмена

С. С. Кислов

Журнал «Строительство: Бухгалтерский учет и налогообложение» № 10/2016

Закон позволяет застройщику обратиться в уполномоченный орган с просьбой о продлении срока действия разрешения на строительство. Однако нередко администрация принимает решение об отказе. Бывает и так, что орган власти отменяет ранее выданное разрешение на строительство. В обоих случаях (отказ в продлении и отмена) застройщика ждут долгие судебные споры. Полагаем, сформулированные на уровне Верховного суда правовые позиции окажутся полезными для застройщиков, попавших в столь затруднительные ситуации.

Продлить нельзя отказать.

В соответствии с ч. 20 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен соответствующим органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, преду­сматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, к такому заявлению должен быть приложен договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.

Исходя из данной формулировки по общему правилу (если «оставить за кадром» специфику жилищного строительства на основании ДДУ) для продления разрешения на строительство необходимо:

  • подать заявление не менее чем за 60 дней до истечения срока действия ранее выданного разрешения;
  • начать строительные работы до подачи такого заявления.

Оба ли эти условия должны выполняться одновременно?

Правомерен ли отказ в продлении, если застройщик нарушил срок подачи заявления или, наоборот, подал заявление своевременно, но не приступил к выполнению работ?

В правоприменительной практике по обозначенной проблеме выработано следующее решение. В части 20 ст. 51 ГрК РФ установлено одно основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство: если строительство не было начато до истечения срока действия разрешения. Подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство. Соответственно, если строительство объекта начато в период действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), у уполномоченного органа нет оснований для отказа в продлении срока его действия. Такая позиция представлена в Определении ВС РФ от 04.05.2016 № 136-ПЭК16 по делу № А63-11027/2013, постановлениях АС МО от 01.08.2016 № Ф05-10272/2016 по делу № А41-79925/15, ФАС ДВО от 15.12.2013 № Ф03-6140/2013 по делу № А51-7498/2013, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2016 № 09АП-28920/2016 по делу № А40-62700/16, Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 № 10АП-7448/2016 по делу № А41-106633/15, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 № 08АП-8211/2016 по делу № А46-2430/2016 и др.

Обратите внимание

Случается, что администрация, отказывая в продлении срока действия разрешения на строительство, ссылается на представление застройщиком ненадлежащих документов, подтверждающих начало выполнения работ по строительству объекта. Например, как следует из Постановления АС МО от 01.08.2016 № Ф05-10272/2016 по делу № А41-79925/15, организация приложила к заявлению о продлении разрешения на строительство справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, свидетельствующие о завершении подрядчиком работ по нулевому циклу строительства. Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на то, что не было представлено официальное подтверждение начала работ по строительству объекта капитального строительства.

Обратившись в суд, застройщик дополнительно представил в материалы дела акт обследования технического состояния объекта незавершенного строительства и приложенные к нему фотографии объекта (8 штук), а также спутниковый снимок с сайта карты.яндекс.ру.

Встав на сторону застройщика, арбитры указали: ч. 20 ст. 51 ГрК РФ не установлено, какие именно документы должны быть представлены в подтверждение начала строительства. Из этого следует, что такими документами могут быть любые документы (акты, договоры подряда и т. д.), свидетельствующие о том, что строительство ведется. Уполномоченный орган незаконно не принял формы КС-2 и КС-3 как доказательства начала строительства.

Итак, мы выяснили, что подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения на строительство не является достаточным основанием для отказа в продлении разрешения. А вот то обстоятельство, что застройщик не начал работы по строительству, влечет безусловный отказ в продлении ранее выданного разрешения на строительство. Далее ответим на вопрос: является ли законным отказ в продлении разрешения, если строительные работы начаты, но заявление в уполномоченный орган застройщик подал после того, как истек срок действия разрешения на строительство.

Такая ситуация рассматривалась в постановлениях АС ЗСО от 15.12.2015 № Ф04-27933/2015 по делу № А46-4326/2015 и Второго арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 по делу № А82-18126/2015. Сразу скажем, что в первом случае арбитры приняли решение в пользу застройщика, во втором – признали действия администрации законными. Как такое возможно?

Из постановления АС ЗСО следует, что застройщик обратился в департамент с заявлением о продлении разрешения на строительство через два дня после того, как истек срок его действия. Несмотря на то, что застройщик указал на 90%-ю готовность объекта, уполномоченный орган отказал в продлении разрешения, сославшись на то, что оно является недействующим, поскольку срок его истек, а продление срока действия недействующего разрешения на строительство законодательством не предусмотрено.

Удовлетворяя требование застройщика, судьи исходили из того, что указанное департаментом основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство не предусмотрено действующим законодательством, поэтому оспариваемый отказ нарушает права организации.

Важно, что судья ВС РФ не нашел оснований для передачи данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда для пересмотра (Определение от 18.04.2016 № 304-КГ16-2723). Тем самым судья Верховного суда фактически признал обоснованной позицию АС ЗСО.

А вот в принятом не в пользу застройщика Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда по делу № А82-18126/2015 обстоятельства были иными, что и позволило суду отказать застройщику, отклонив его ссылки на судебную практику, согласно которой подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

Итак, в январе 2008 года организации было выдано разрешение на строительство, срок действия которого истекал в июле 2010 года.

В декабре 2013 года (то есть через 3,5 года после окончания срока действия разрешения) застройщик зарегистрировал право собственности на объект незавершенного строительства со степенью готовности 11%.

В ноябре 2015 года (то есть еще через два года) организация обратилась в администрацию с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство, приложив проект организации строительства, предполагающий окончание строительства в течение 33 месяцев.

Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на нарушение срока, установленного ч. 20 ст. 51 ГрК РФ, и предложив застройщику обратиться за получением нового разрешения.

Арбитры отметили: организация обратилась за продлением разрешения спустя более пяти лет после окончания срока его действия. Застройщик не представил доказательств обращения в уполномоченный орган с таким заявлением до даты истечения срока действия разрешения. Следовательно, застройщик утратил предусмотренное законом право на продление срока действия разрешения на строительство.

ГрК РФ не содержит оснований для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство по причине того, что заявление было подано застройщиком с нарушением срока его подачи (то есть не менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения). Однако в данном случае имеет место не просто нарушение срока для обращения с заявлением о продлении действующего разрешения на строительство. Общество требует продлить в судебном порядке действие разрешения, срок которого истек пять лет назад. В такой ситуации (при непредставлении заявителем доказательств уклонения уполномоченного органа от выдачи разрешения (противоправного бездействия администрации) либо наличия иных обстоятельств, препятствовавших организации своевременно обратиться с соответствующим заявлением) продление срока действия разрешения на основании ч. 20 ст. 51 ГрК РФ недопустимо. Исходя из смысла положений градостроительного законодательства возможно продление только действующего разрешения на строительство. После истечения срока действия разрешения на строительство может быть выдано только новое разрешение.

Таким образом, пропуск срока обращения с заявлением о продлении разрешения при уже начатом строительстве объекта не является безусловным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения. Единственным обстоятельством, исключающим такое продление, является отсутствие начатого строительства объекта к моменту истечения срока действия разрешения на строительство. Поэтому судьи встанут на сторону застройщика, представившего заявление менее чем за 60 дней до окончания срока действия разрешения.

В случае, когда уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, сославшись на то, что заявление подано после истечения срока его действия, исход судебного разбирательства будет зависеть от конкретных обстоятельств. Прежде всего, арбитры будут оценивать добросовестность действий застройщика, который в любом случае не лишен возможности обратиться с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство.

Обратите внимание

Уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство, при рассмотрении заявления застройщика о продлении срока действия разрешения обязан проверить, начато ли строительство (реконструкция) объекта. Поэтому представление застройщиком недостоверной информации о выполнении работ обернется отказом в продлении разрешения.

Например, как следует из Постановления АС СЗО от 27.10.2014 по делу № А56-68046/2013, организация сообщила о выполнении:

  • 100% земляных работ;
  • 90% работ по созданию фундамента;
  • 20% работ по прокладке инженерных сетей;
  • 10% работ по возведению каркаса здания.

Между тем согласно акту осмотра строительные работы на земельном участке не велись.

При таких обстоятельствах арбитры решили, что организация при подаче заявления о продлении срока действия разрешения на строительство представила сведения, не соответствовавшие действительности, что было установлено по итогам проверки. Как результат – отказ в продлении разрешения был признан обоснованным. Причем судья ВС РФ не нашел оснований для пересмотра дела (Определение от 12.03.2015 по делу № 307-ЭС15-223).

Случается, что у застройщика возникает необходимость внесения изменений в проектную документацию, а иногда технико-экономические показатели будущего объекта меняются настолько, что приходится разрабатывать новую проектную документацию. В подобных ситуациях застройщику следует обращаться в уполномоченный орган не за продлением разрешения на строительство, а за выдачей нового разрешения на строительство объекта, имеющего другие технические параметры. Соответственно, застройщику не удастся доказать, что отказ в продлении разрешения является незаконным. Данная позиция выражена в Определении ВС РФ от 23.05.2016 № 308-ЭС16-4400 по делу № А63-367/2015, в котором отмечено, что застройщик не лишен возможности обратиться в установленном порядке с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство, представив документы, предусмотренные ст. 51 ГрК РФ.

Отмена разрешения на строительство возможна только в исключительных случаях.

Как справедливо отмечено в Постановлении АС ПО от 20.05.2015 № Ф06-21841/2013, Ф06-22926/2015, Ф06-23424/2015 по делу № А55-15700/2014, ст. 48 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления действительно предусматривает право органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления, принявших (издавших) соответствующий муниципальный правовой акт отменять либо приостанавливать муниципальные правовые акты. Вместе с тем из положений указанного закона в совокупности следует, что отменен или приостановлен органом местного самоуправления может быть не любой ненормативный акт, а лишь не соответствующий действующему законодательству (!).

Обязанность доказывать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличие у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу ст. 65 АПК РФ должен доказать заявитель (обратившееся в суд лицо).

Таким образом, закон не предоставляет органам местного самоуправления права по собственному усмотрению принимать и отменять ранее принятые документы. Этот вывод в полной мере распространяется и на случаи, связанные с выдачей и отменой разрешений на строительство.

В соответствии с ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство прекращается (на основании решения соответствующего органа) в случае:

  • принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
  • расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
  • прекращения права пользования недрами, если разрешение выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Судебная практика исходит из того, что по смыслу приведенной нормы, которая носит императивный (не допускающий выбора) характер, орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований. Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ, действия администрации незаконны (при условии, что разрешение на строительство было выдано с соблюдением установленных требований). Такая позиция выражена, в частности, в определениях ВС РФ от 01.09.2016 № 306-КГ16-10277 по делу № А12-33006/2014, от 14.09.2015 № 306-КГ15-10973 по делу № А55-15700/2014, от 08.09.2015 № 306-КГ15-10973 по делу № А55-15700/2014 и т. д.

При этом не имеет значения довод администрации о том, что отмена разрешения на строительство связана с получением протеста прокуратуры. Например, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 № 07АП-6957/2016 по делу № А45-27192/2015 отмечено: из оспариваемого постановления следует, что разрешение на строительство отменено в связи с протестом прокуратуры города. Иных оснований отмены или ссылок на конкретные нормы права в постановлении не указано. При таких обстоятельствах постановление об отмене разрешения на строительство является незаконным.

Некоторые выводы

Уполномоченный орган вправе отказать в продлении срока действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), только в том случае, когда застройщик не приступил к выполнению работ. Нарушение застройщиком срока подачи заявления (менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения) не является самостоятельным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

Выданное с соблюдением положений ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство может быть отменено только в исключительных случаях, закрытый перечень которых содержится в ч. 21.1 названной статьи. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на данную норму, действия администрации незаконны.

Федеральный закон от 06.10.2013 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Из Украины в Россию на пмж: 3 шага от переселенца до гражданина

июнь 28 2016 Подробности

Я переехал из Украины в Рязань летом 2015 года. За это время столкнулся со многими неприятными обстоятельствами и трудностями, связанными как с финансами, так и с оформлением документов, которые разрешают легальное проживание на территории РФ. О том, как преодолеть и предотвратить трудные ситуации при переезде из Украины в Россию на пмж и пойдет речь в данной статье.

Прежде всего, хочу обратить внимание на то, что при переезде в Россию лучше делать все легально. Попытка неофициально устроиться на работу в РФ может быть успешной, но только некоторое время. Но, если смотреть правде в глаза, нелегальное проживание и трудоустройство – не лучший выход, так как в данный период в Российской Федерации существуют жесткие законы, согласно которым с работодателя изымается штраф в размере около 500 000 рублей. Поэтому не так уж и легко найти тех, кто захочет принимать на работу нелегала. Кроме того, те, кто работает неофициально, получают мизерную зарплату. Спрашивается, зачем тогда менять страну проживания, если на новом месте тоже работать за копейки. Я, например, уехал из страны, потому что после смены власти на родине стало невозможно жить и работать. Цены взлетели, появились трудности с бизнесом. В связи с финансовыми проблемами я перестал заниматься своим любимым делом – спортом. В конце концов, обстоятельства сложились так, что когда я уже решился на переезд, у меня даже не было денег на билет. В данной ситуации меня выручил брат. Он оплатил мне дорогу, встретил в Москве и всячески поддерживал, пока материальное положение не стало лучшим.

3 шага к легализации проживания в России

Первым делом, по приезду в РФ необходимо в течение недели подать заявку на регистрацию. Это бесплатная процедура, осуществить ее можно в одной из двух инстанций:

  • Федеральной миграционной службе (ФМС)
  • Многофункциональный центр (МФЦ).

Как показывает опыт, получение регистрации в ФМС занимает много времени и сил, так как там всегда толпы людей, соответственно, бесконечная очередь. А вот зарегистрироваться чрез МФЦ оказалось намного проще, там все делается быстро, практически без очереди.

Для того чтобы пройти регистрацию нужно наличие паспорта и миграционной карты, а так же их копии. Кроме того, необходимо присутствие владельца жилища, в котором вы остановились и наличие документов на жилье.

Я, по незнанию, не зарегистрировался сразу, поэтому в дальнейшем с эти были проблемы, нужно было успеть зарегистрироваться до окончания срока моего законного пребывания на территории другого государства, который составляет три месяца. Но регистрация – это только маленький шажок на пути к получению вида на жительство.

Регистрация, в принципе, и нужна для того, чтобы потом можно было начинать заниматься получением РВП (разрешения на временное проживание).

Когда я решил все проблемы с регистрацией уже заканчивался мой период пребывания на территории России, и я срочно занялся оформлением документов на получение РВП. Но, как оказалось не все так просто. На получение РВП каждый год выделяется квот (количеств людей, кто может получить разрешение на временное проживание). Так совпало, что квоты уже закончились. Мне пришлось выбрать второй путь, который позволяет остаться в стране: получение патента на работу.

Для получения патента или РВП необходимы такие документы:

  • справка на ВИЧ (800 руб.);
  • справка от нарколога (600 руб.);
  • флюорография (около 450 руб.).

Это цены прошлого года, сейчас расценки другие:

  • справка на ВИЧ (1500 руб.);
  • справка от нарколога (950 руб.);
  • флюорография (до 500 руб.).

Нужно помнить, что справки действительны 2-3 месяца, только флюорография выдается на год. Если вы собираетесь подавать документы и на получение РВП и на получение патента на работу в течение этого периода, лучше сразу сделать несколько копий. Это будет дешевле, чем проходить обследования повторно. Например, сделать копию справки на ВИЧ стоит 200 – 250 руб., а нарколога – 25 руб.

Чтобы подать запрос на получение патента на работу под конкретную организацию, нужно предоставить код ОКПО. Второй вариант – можно просто указать, что вы собираетесь работать на физическое лицо. Так же можно подать запрос на разрешение работать по специальности, не привязываясь к конкретному работодателю. В этом случае придется тогда работать только по той специальности, которую вы указали при подаче документов на получение патента. Данный документ требует регулярной оплаты, а именно: раз в месяц нужно вносить в кассу 3225 рублей.

После получения патента на работу все равно необходимо получить РВП, которое освобождает от ежемесячной оплаты патента. Кроме того, без этого разрешения нельзя в будущем получить гражданство. То есть патент не обеспечивает определенного статуса, который позволяет участвовать в программе Соотечественники, или получить вид на жительство и т.д.

Мои рекомендации

Чтобы избежать неприятных ситуаций при переезде на пмж в Россию, рекомендую:

  1. Заранее побеспокоиться о финансовой стороне вопроса. В любом случае с собой должна быть определенная сумма денег, чтобы снять жилье, питаться, заниматься оформлением документов.
  2. Не откладывайте на потом регистрацию и подачу заявки на получение РВП/патента на работу.
  3. Помните о существующей квоте на РВП. Если вы решили переехать в Россию на ПМЖ, есть смысл попросить друзей/знакомых/родственников, заранее посетить ФМС и узнать о наличии квот.
  4. Помните, что зарегистрироваться лучше в МФЦ, это удобнее и быстрее, чем в ФМС.
  5. Старайтесь делать все вовремя, внимательно читайте инструкции и перечень документов, которые необходимо собрать.

Получать разрешение на временное проживание или патент на работу лучше не в Москве и не в Питере. В этих городах, а особенно в Москве очень много приезжих. В результате в ФМС Москвы образуются очереди по 3000 человек. Так что процесс получения разрешений будет очень долгим и затратным во всех отношениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *