Возражение о взыскании задолженности по кредиту

В Ивановский районный суд
Московской области

Возражение на исковое заявление от 18.06.2018г.

В производстве суда находится гражданское дело по иску ПАО КБ «Восточный» ко мне, Ивановой М.И.о взыскании долга по договору кредитования. Истец, просит взыскать с ответчика в его пользу задолженность по договору № 00/1200/000А4/4000 от 17.11.2012г. в размере 357111,54р., а также госпошлину в размере 6771,12 р.

Я, Иванова М.И., являясь ответчиком по делу, с исковыми требованиями категорически не согласна, считаю их незаконными и необоснованными по следующим основаниям.

В исковом заявлении от 18.06.2018г. указано, что сумма задолженности по состоянию на 18.06.2018г. составляет 35711,54 рублей, из которых: 166492,30р. – задолженность по основному долгу, 113279,24р. – задолженность по процентам за пользование кредитными средствами, 77340р. – задолженность по неустойке, начисленной на просроченный к возврату основной долг.

Согласно расчета сумм задолженности за период пользования кредитом по состоянию на 18.06.2018г., предоставленного истцом, сумма основного долга в размере 166492,30 рублей образовалась в период с 17.12.2012г. по 13.10.2014г. Иск подан 18.06.2018г., т.е. почти спустя 4 года с даты последнего неоплаченного платежа, в связи с чем истцом пропущен срок исковой давности о взыскании задолженности за период с 17.12.2012г. по 13.10.2014г.

Так как если условиями кредитного договора предусмотрено исполнение обязательства путем уплаты заемщиком ежемесячных платежей в определенный срок (то есть по частям), то спорные правоотношения фактически связаны с взысканием периодических платежей, и течение трехлетнего срока исковой давности по такому кредитному договору начинается не с даты его окончания, а с момента наступления предусмотренного графиком срока внесения аннуитетного платежа и исчисляется самостоятельно по каждому платежу.

Условиями кредитного договора№ 00/1200/000А4/4000 от 17.11.2012г. предусмотрено исполнение обязательства путем уплаты заемщиком ежемесячных платежей в определенный срок, то есть по частям, в связи с чем спорные правоотношения фактически связаны с взысканием периодических платежей.

В силу п. 2 ст. 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давностиначинается по окончании срока исполнения.

Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12, 15 ноября 2001 г. N 15/18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности» срок исковой давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.

Таким образом, течение трехлетнего срока исковой давности по спорному кредитному договору начинается не с даты его окончания, а с момента наступления предусмотренного графиком срока внесения аннуитетного платежа и исчисляется самостоятельно по каждому платежу.

Истцом пропущен срок исковой давности по взысканию задолженности по основному долгу, в связи с чем его требования являются необоснованными и незаконными.

Кроме того, сумма задолженности по неустойке, начисленной на просроченный к возврату основной долг, составила 77340р. Данный размер неустойки является несоразмерным последствиям неисполнения обязательств, поскольку составляет почти ½ от суммы основного долга и 365 процента годовых, что в 50 раз превышает ставку рефинансирования. Я не имею финансовой возможности выплачивать задолженность в таком размере.

Согласно ст. 333 ГК РФесли подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.

В силу разъяснений, содержащихся в п. 11 Обзора судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 22.05.2013 г., применение судом статьи 333 Гражданского кодекса РФ по делам, возникающим из кредитных правоотношений, возможно в исключительных случаях и по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым. Согласно данным разъяснениям необходимо иметь в виду, что размер неустойки может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. В силу диспозиции статьи 333 ГК РФ основанием для ее применения может служить только явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств. Решая вопрос об уменьшении размера подлежащей взысканию неустойки, необходимо принимать во внимание конкретные обстоятельства дела, учитывая в том числе: соотношение сумм неустойки и основного долга; длительность неисполнения обязательства; соотношение процентной ставки с размерами ставки рефинансирования; недобросовестность действий кредитора по принятию мер по взысканию задолженности; имущественное положение должника.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца у суда не имеется, данные требования являются незаконными и необоснованными.

На основании изложенного,

ПРОШУ:

1. Применить срок исковой давности в отношении искового заявления ПАО КБ «Восточный» ко мне, Ильиной И.Н. о взыскании долга по договору кредитования и отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.

Строительство на землях сельхозназначения (сельхозугодья)

Для того, чтобы иметь возможность застроить земельный участок на землях сельскохозяйственного назначения необходимо иметь соответствующий вид разрешенного использования (например, «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», «для ведения личного подсобного хозяйства», «для дачного строительства» и т.п.).

В данной статье мы рассмотрим новости законодательства, последнюю судебную практику и дадим ответ на вопрос — возможно ли строительство на сельскохозяйственных угодьях, при виде разрешенного использования: «сельскохозяйственное производство».

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (чч. 2 и 3 ст. 36).

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).

В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее — ГсК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.

Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.

Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Статья 81 ЗК РФ закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривает их использование для индивидуального жилищного строительства.

Согласно ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 ГсК РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.

С учетом названных положений и правил п. 2 ст. 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию — «земли населенных пунктов».

Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке чч. 1 и 2 ст. 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.

Изложенная выше позиция находит свое отражение в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014 года.

Именно на эту позицию ссылается Министерство экономического развития Российской Федерации в своем разъяснении по вышеуказанному вопросу в письме № 06447 о 23.03.2014 года.

Тем не менее, существуют механизмы застройки земельных участков на землях сельскохозяйственного назначения и при рассмотрении конкретных случаев бывает возможно получить разрешение на строительство.

Специалисты Центра, после рассмотрения полного пакета документов, смогут дать заключение о такой возможности при конкретных условиях объекта.

Любые вопросы, связанные со строительством на землях сельхозназначения Вы можете задать по телефону: (812) 2453669

Как получить налоговый вычет на лечение

Закон позволяет возместить часть средств, затраченных на платное лечение, реабилитационные процедуры и приобретение медикаментов.

Возмещение происходит за счет возврата НДФЛ, удержанного с заработка граждан. Для этого в ИФНС нужно подать бланк декларации 3-НДФЛ, а также подтвердить размер расходов.

Рассмотрим, как вернуть налоговый вычет за лечение, и какие виды затрат могут компенсировать гражданам.

Кому положен налоговый вычет на лечение?

Он является социальной льготой. Получить его могут следующие категории трудоспособных граждан:

  • работающие на постоянной или временной основе по трудовому договору или гражданско-правовому соглашению (в этом случае НДФЛ удерживается и перечисляется в бюджет предприятием);
  • самозанятые субъекты, самостоятельно декларирующие доход и уплачивающие НДФЛ (адвокаты, нотариусы и т.д.);
  • получающие заработок за границей, но признанные налоговыми резидентами РФ и уплачивающие НДФЛ в бюджет.

Указанные лица могут получить налоговый вычет на свое лечение, а также при оказании медицинских услуг родственникам (несовершеннолетним детям, супругу, родителям и т.д.). При этом предельный размер компенсации будет распространяться на всех лиц, в отношении которых поданы документы на возврат НДФЛ.

Возврат налогового вычета за лечение возможен только в случае, если с вашего заработка своевременно удерживался и перечислялся подоходный налог.

Если недобросовестный работодатель нарушал закон и не перечислял НДФЛ в бюджет, возврат расходов на лечение будет невозможен.

Как правило, оформление вычета происходит по итогам календарного года. Однако НК РФ допускается возможность получения указанной льготы в текущем году — для этого документы нужно подать работодателю с одновременным подтверждением права на компенсацию через ИФНС.

Как получить вычет?

Рассмотрим алгоритм действий для получения средств из бюджета. Если вычет оформляется через ИФНС, порядок процедуры выглядит следующим образом:

  • после прохождения лечения или покупки медикаментов вам нужно получить документы, подтверждающие оплату медицинских услуг;
  • необходимо заполнить декларацию 3-НДФЛ, указав все виды доходов и размер удержанного НДФЛ за календарный год;
  • до 30 апреля следующего года нужно обратиться в местную налоговую инспекцию с декларацией 3-НДФЛ и заявлением на предоставление компенсации.

В этом случае расчет суммы вычета будет зависеть от фактических затрат на лечение, а также размера удержанного НДФЛ.

Обратите внимание! Документы можно предоставить работодателю, с которым у вас заключен трудовой договор. Сделать это можно в текущем году, а льгота будет предоставлена путем снижения налогооблагаемой базы, т.е. ваш заработок будет освобожден от НДФЛ на сумму предоставленного вычета.

Чтобы получить компенсацию по месту работы, вам нужно подтвердить свое право через инспекцию ФНС. Это обязательное требование закона, чтобы избежать повторного предоставления льготы или превышения максимальной суммы вычета.

Реализовать право на указанную социальную льготу можно при соблюдении следующих условий:

  • при затратах на медпомощь по собственному лечению или в отношении родственников (супруг, родители, дети до 18 лет);
  • если медпомощь предоставлена лечебными учреждениями на территории РФ;
  • если виды оплаченных услуг входят в специальный перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201;
  • если у медицинской клиники имеется лицензия.

Также закон позволяет получить вычет на приобретение медикаментов и по расходам на уплату взносов на пенсионное страхование.

Какие нужны документы?

В ИФНС нужно представить следующие документы:

  • декларационный бланк 3-НДФЛ;
  • общегражданский паспорт;
  • справку 2-НДФЛ, которую нужно взять по месту работы;
  • заявление с указание реквизитов банковского счета;
  • договор на оказание медицинских услуг либо иные документы, подтверждающие прохождение платного лечения;
  • платежные бумаги, подтверждающие фактическую оплату лечебных услуг;
  • справка медицинского учреждения об оплате услуг. В ней указывается код лечения. Например, дорогостоящее лечение проходит по коду 2.

Обратите внимание! В составе документов должна быть приложена копия лицензии медицинской клиники. Вычет предоставляется только в отношении российских организаций, оказывавших услуги.

При заполнении бланка 3-НДФЛ граждане сами рассчитывают размер причитающейся им суммы. Проверка представленных сведений для оформления вычета будет осуществляться налоговым органом по заявлению гражданина.

Образец справки о доходах по форме 2-НДФЛ spravka-o-dohodah-fizlica-forma-2-NDFL.xlsx ≈ 268 КБ Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!Образец заявления на возврат налога на лечение zayavlenie-na-poluchenie-nalogovogo-vycheta-na-lechenie.xlsx ≈ 511 КБ Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Срок подачи документов

Налоговая декларация может быть подана в году, следующим за годом оказания медицинских услуг. Подать декларационный бланк 3-НДФЛ и иные документы нужно не позднее 30 апреля. Если бумаги предоставляются работодателю, их можно предъявить в любое время текущего года.

Размер вычета в 2018 году

Получить компенсацию можно только в пределах суммы, указанной в НК РФ. В 2018 году этот лимит составляет 120 тыс. руб.

Также сумма вычета не может превышать размер НДФЛ, фактически удержанного из заработка гражданина.

Исключение составляет только компенсация за дорогостоящее лечение. На федеральном уровне утвержден перечень медицинских услуг, отнесенных к высокотехнологичным и дорогостоящим видам лечебной помощи. По данным направлениям затраты могут быть возмещены в полном объеме исходя из фактической стоимости лечения.

Оформление налогового вычета

Документы для его получения будут отличаться в зависимости от оснований получения льготы (на себя, детей, супруга или родителей) и также характера медицинской помощи. Рассмотрим, как правильно оформить налоговый вычет за лечение в различных жизненных ситуациях.

Вычет за лечение детей

Пока детям не исполнилось 18 лет, вы можете возместить расходы на их лечение. Для этого нужно учитывать следующие нюансы:

  • поскольку дети находятся на вашем иждивении и не получают самостоятельного дохода, при расчете вычета используются сведения о вашем заработке и сумме удержанного налога;
  • возместить расходы можно за лечение каждого ребенка;
  • в комплект документов для ИФНС дополнительно включается свидетельство о рождении родного ребенка или судебный акт об усыновлении.

Обратите внимание! Закон допускает воспользоваться льготой на детей, достигших 18 лет, но продолжающих обучение по очной форме. В этом случае нужно предоставить справку из учебного заведения.

Вычет за лечение родителей и супруга

Он предоставляется по общим правилам, однако нужно подтвердить факт родства или семейных отношений. Для этого подается свидетельство о браке, о рождении или иные аналогичные документы.

Вычет по курортно-санаторному лечению

Для реабилитации после болезни или по медицинским показаниям гражданам может назначаться платное санаторно-курортное лечение. Расходы на такую форму медицинской помощи возмещаются по следующим правилам:

  • для предоставления компенсации нужно иметь на руках направление на санаторно-курортное лечение, выписанное врачом, а также путевку;
  • за вычетом можно обращаться только при полной оплате санаторного лечения, для этого представляется платежный документ;
  • размер компенсации также ограничен суммой в 120 тыс. руб. в год.

Санаторно-курортное лечение должно проходить на территории России, в противном случае льгота не предоставляется.

Перечень видов лечения, за которые можно вернуть налоговый вычет

Его получение возможно только при оплате медицинских услуг, утвержденных в нормативных актах. Для этого было принято Постановление Правительства № 201. В состав видов лечения входят:

  • стоматологические услуги, в том числе протезирование зубов;
  • услуги скорой и неотложной помощи;
  • стационарное лечение, в том числе хирургические услуги;
  • реабилитационные услуги (направление в санатории и на курорты, и т.д.);
  • иные виды медицинской помощи.

Постановлением № 201 утвержден перечень дорогостоящих видов медпомощи, за которые можно вернуть расходы в полном объеме. Например, к их числу относится хирургическое лечение при осложненных формах болезни, трансплантация костного мозга, лечение наследственных болезней и т.д. Для получения компенсации в договоре на лечение должны быть точно указаны виды дорогостоящих услуг, соответствующих Постановлению № 201.

Резюме

Если вы исправно платите налоги, то имеете право на льготы. Одна из них — налоговый вычет. Он предоставляется, в том числе, и на лечение. Вы можете получить компенсацию за услуги:

  • стоматолога;
  • хирурга;
  • скорой помощи;
  • оказываемые в санаториях.

Установлен единый размер затрат, с которых можно получить вычет, — 120 тыс. руб. По всем вопросам обращайтесь к нашим юристам.

Надзорная жалоба – процессуальный документ, подаваемый с целью изменения или отмены вступившего в силу постановления суда первой, апелляционной и кассационных инстанций.

Функции надзора не предусматривают изучение доказательной базы по делу, а заключаются в проверке правильности и единообразия трактовки судами правовых норм.

Куда подается жалоба

Надзор за деятельностью судебных инстанций осуществляется Верховным Судом Российской Федерации (ВС РФ).

Способы подачи

Как правило, надзорная жалоба направляется Почтой России: ценным письмом с описью вложения (заказным отправлением с уведомлением о вручении).

Пользователи, имеющие подтвержденную учетную запись в системе ЕСИА (на портале Госуслуги) или электронно-цифровую подпись, могут направить жалобу через сайт ВС РФ: https://www.vsrf.ru. Отслеживать результат подачи документов можно в личном кабинете.

Кто может обратиться с жалобой

В соответствии с п. 1 ст. 391.1 ГПК РФ подать надзорную жалобу могут:

  • участники дела (истец, ответчик, их уполномоченные представители и т. д.);
  • другие лица, права, свободы и законные интересы которых были нарушены вынесенными судебными постановлениями;
  • государственные органы;
  • Генеральный прокурор РФ и его заместители (если гражданское дело рассматривалось при участии прокурора), действующие в интересах государства или неопределенного круга лиц, права которых нарушаются вынесенным судебным актом.

Решения каких инстанций обжалуются в порядке надзора

Согласно п. 2 ст. 391.1 ГПК РФ в Президиум ВС РФ направляются жалобы на:

1. Вступившие в законную силу судебные решения, принятые в первой инстанции:

  • верховных судов республик (краев, областей, АО, городов федерального значения);
  • флотских (окружных) военных судов,

если апелляция рассматривалась в ВС РФ.

  • Верховным Судом РФ.

2. Определения:

  • Апелляционной коллегии ВС РФ;
  • Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ или Военной коллегии ВС РФ, вынесенные в апелляционном или кассационном порядке.

Внимание: описанный порядок уже неактуален, он действовал до вступления в силу закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ (ред. от 17.10.2019), а именно до запуска работы кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

Кроме того, в соответствии со ст. 391.11 ГПК РФ всякое судебное постановление, вынесенное на любом этапе производства, может быть пересмотрено в порядке надзора по представлению Председателя ВС РФ или его заместителя.

Срок подачи жалобы

В соответствии с п. 2 ст. 391.2 ГПК РФ судебные постановления могут быть обжалованы в течение 3 месяцев со дня их вступления в законную силу.

Срок представления жалобы, пропущенный по документально подтвержденным уважительным причинам, может быть восстановлен на основании заявления заинтересованного лица.

Жалоба, представляемая Председателю ВС РФ, может быть направлена до истечения 6 месяцев со дня вступления в силу обжалуемого судебного акта.

Государственная пошлина

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 333.19 НК РФ за подачу надзорной жалобы взимается государственная пошлина в той же сумме, которая уплачивается за представление неимущественного иска:

  • 300 руб. – для граждан;
  • 6 000 руб. – для юридических лиц.

Квитанция об уплате пошлины включается в пакет документации, прилагаемый к жалобе.

Заявитель может просить о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты пошлины (в пределах 1 года) или уменьшении ее размера. Ходатайство заявителя оформляется определением суда, которое также прикладывается к пакету документации. При наличии льготы по уплате госпошлины к жалобе необходимо приложить копию документа, подтверждающего право на ее применение.

Как составить надзорную жалобу

Смотреть образец жалобы

Согласно п. 1 ст. 391.3 ГПК РФ документ должен содержать:

  1. Наименование суда, в который он подается;
  2. ФИО (название) и адрес заявителя;
  3. ФИО (название) и адрес других лиц, участвующих в деле;
  4. Наименование судов, рассматривавших гражданское дело в первой (апелляционной, кассационной) инстанциях и содержание их решений;
  5. Указание на постановления, которые обжалуются;
  6. Доводы, являющиеся основанием для пересмотра этих постановлений;
  7. Прошение лица, подающего надзорную жалобу;
  8. Перечень прилагаемых документов;
  9. Дату и подпись заявителя.

Прилагаемые документы

К надзорной жалобе должны быть приложены:

  • необходимое количество копий документа по числу лиц, участвующих в деле;
  • копии решений, ранее принятых в предыдущих инстанциях, заверенные соответствующими судебными органами;
  • квитанция об уплате госпошлины (определение о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера сбора и пр.).

Сканированный образ каждого документа, направляемого через Интернет, заверяется простой или усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Председателя ВС РФ от 29.11.2016 № 46-П.

При отсутствии необходимых приложений надзорная жалоба подлежит возврату без рассмотрения по существу в 10-дневный срок со дня ее представления (п. 2 ст. 391.4 ГПК РФ).

Сроки рассмотрения надзорной жалобы

Все жалобы, поступающие в Президиум ВС РФ, проходят обязательный предварительный этап рассмотрения одним из судей в срок:

  • не более 2 месяцев, если дело не было истребовано;
  • не более 3 месяцев – в случае истребования дела.

При этом не учитывается период времени, прошедший со дня запроса дела и до дня его поступления в ВС РФ. А в особо сложных случаях судья, с разрешения Председателя ВС или его заместителя, может продлить срок изучения жалобы, прилагающейся к ней документации и материалов дела, но не больше чем на 2 месяца.

По результату предварительного изучения представленных документов судья выносит определение:

  • о пересмотре спорного судебного акта в заседании Президиума ВС РФ;
  • об отказе в рассмотрении надзорной жалобы.

Заседание должно быть назначено в срок, не превышающей 2 месяцев со дня вынесения определения в пользу заявителя.

Порядок рассмотрения жалобы в суде

Президиум ВС РФ принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи, ранее изучившего представленные материалы, и направляет участникам дела:

  • копии надзорной жалобы;
  • копии определения о пересмотре спорного судебного акта в заседании;
  • извещения о месте и времени рассмотрения дела.

Неявка в суд участников дела, которые были извещены надлежащим образом, не препятствует проведению заседания.

Также вышеуказанные лица могут допускаться к участию в процессе путем использования систем видеоконференц-связи при наличии технической возможности (ст. 155.1 ГПК РФ).

Председатель ВС РФ (его заместитель), вынесший определение о рассмотрении дела по надзорной жалобе в Президиуме, не может участвовать в заседании.

Судья-докладчик излагает:

  • обстоятельства дела;
  • содержание судебных актов, принятых предыдущими инстанциями;
  • доводы, послужившие основанием для подачи жалобы.

Участники дела вправе дать объяснения, при этом первым высказывается лицо, подавшее надзорную жалобу.

Результат рассмотрения дела определяется Президиумом в порядке голосования. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр гражданского дела и против его пересмотра, надзорная жалоба считается отклоненной.

По итогам заседания издается постановление об аннулировании судебного решения, принятого предыдущей инстанцией, его изменении или об отказе в удовлетворении жалобы.

Постановление вступает в законную силу немедленно после его оглашения и дальнейшему обжалованию уже не подлежит, за исключением случаев пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Список источников

1. Статья 391.1 ГПК РФ. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора.

2. Федеральный закон от 28.11.2018 № 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

3. Статья 391.2 ГПК РФ. Порядок и срок подачи надзорной жалобы, представления.

4. “Порядок подачи в Верховный Суд Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа” (утв. приказом Председателя Верховного Суда РФ от 29.11.2016 № 46-П).

5. Статья 333.19 НК РФ. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями.

6. Статья 333.20 НК РФ. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям.

7. Статья 333.41 НК РФ. Особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины.

8. Статья 391.3 ГПК РФ. Содержание надзорной жалобы, представления.

9. Статья 391.4 ГПК РФ. Возвращение надзорной жалобы, представления без рассмотрения по существу.

10. Статья 391.5 ГПК РФ. Рассмотрение надзорной жалобы, представления.

11. Статья 391.6 ГПК РФ. Сроки рассмотрения надзорной жалобы, представления.

12. Статья 391.7 ГПК РФ. Определение об отказе в передаче надзорной жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

13. Статья 391.8 ГПК РФ. Определение о передаче надзорной жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

14. Статья 391.9 ГПК РФ. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора.

15. Статья 391.10 ГПК РФ. Порядок и срок рассмотрения надзорной жалобы, представления с делом в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

16. Статья 155.1 ГПК РФ. Участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.

17. Статья 391.11 ГПК РФ. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

18. Статья 391.12 ГПК РФ. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора

19. Статья 391.13 ГПК РФ. Содержание постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

20. Статья 391.14 ГПК РФ. Вступление в законную силу постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *