Установление юридического факта в судебном порядке

Установление юридического факта

В процессуальной литературе обычно отмечается, что в отличие от искового производства и производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, особое производство в гражданском и арбитражном процессе является бесспорным, в нем отсутствуют стороны с противоположными интересами и есть лишь заинтересованные лица. Цель особого производства состоит якобы лишь в выявлении и констатации тех или иных обстоятельств, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение у заявителя определенных прав или обязанностей

Дела об установлении юридических фактов рассматриваются судом с участием заинтересованных лиц, права которых могут быть затронуты решением (ч. 2 ст. 263 ГПК, ч. 2 ст. 221 АПК). При возникновении между заявителем и заинтересованными лицами спора о праве, подведомственном соответственно арбитражному суду или суду общей юрисдикции, суд оставляет заявление без рассмотрения и разъясняет заявителю и другим заинтересованным по делу лицам их право разрешить спор в порядке искового производства (ч. 3 ст. 263 ГПК, ч. 4 ст. 221 АПК). Из приведенных положений закона следует, что юридический факт устанавливается в особом производстве, когда нет необходимости разрешать спор о самом субъективном праве, существование которого зависит от наличия или отсутствия данного факта. Констатируя наличие юридического факта при отсутствии спора о праве, суд вносит определенность в материальное правоотношение, устраняя для заявителя препятствия для распоряжения своим субъективным правом. Этим самым защита субъективного права осуществляется более простым способом, поскольку при отсутствии спора о самом праве суду нет необходимости в полном объеме устанавливать содержание материального правоотношения. В результате правосудие по таким делам по сравнению с обычной процедурой искового производства становится более доступным для заинтересованных лиц, его цели достигаются самым оптимальным способом, обеспечивая большую эффективность судебной защиты прав, свобод и законных интересов.

Таким образом, особое производство по установлению фактов, имеющих юридическое значение, изначально не предназначено для разрешения споров о субъективном материальном праве, однако вряд ли правильно делать из этого вывод о бесспорности соответствующей судебной процедуры. Не разрешая вопрос о содержании прав и обязанностей участников материальных правоотношений в таком производстве, суд вместе с тем с использованием процедуры доказывания устанавливает наличие или отсутствие соответствующих юридических фактов, существование которых неочевидно. Налицо спорная ситуация, как правило, с участием государственного органа, который не признает за лицом какого-либо субъективного права без соответствующего решения, что и вынуждает заявителя обратиться в суд. Из этого следует, что при отсутствии спора о праве может возникнуть спор о юридическом факте и каких-либо препятствий для разрешения такого спора в особом производстве не имеется. Фактическими сторонами в таком споре, при номинальном отсутствии соответствующих субъектов в особом производстве, будут заявитель и заинтересованные лица, и этот спор о юридических фактах в случае его возникновения подлежит разрешению судом на основе принципов состязательности и равноправия сторон. Причем помимо фактов материально-правового характера в делах данной категории может возникнуть спор и по поводу процессуальных юридических фактов, подлежащих доказыванию по правилам состязательного процесса.

Исследуя проблемы людей в сфере установления фактов, имеющих юридическое значение, в частности, нескольких тысяч клиентов Правового Центра «Вектор», наши специалисты пришли к выводу, что самыми актуальными проблемами в сфере особого производства являются:

  • родственные отношения;
  • факт нахождения на иждивении;
  • факт регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти;
  • факт признания отцовства;
  • факт принадлежности правоустанавливающих документов лицу;
  • факт владения и пользования недвижимым имуществом;
  • факт несчастного случая;
  • факт смерти;
  • факт принятия наследства и места открытия наследства;
  • другие имеющие юридическое значение факты
  • факт владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным;
  • факт государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте;
  • факт принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
  • другие факты, порождающие юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обращаясь в Правовой Центр «Вектор» Вы получите БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ по установлению юридического факта!

Наши ЮРИСТЫ и АДВОКАТЫ защитят Вас и Ваших близких и помогут детально разобраться в Вашем споре по установлению юридического факта.

Специалисты по делам об установлении юридического факта Правового Центра «Вектор» окажут Вам следующие услуги:

— консультация по вопросам особого производства (установление факта, имеющего юридическое значение)

— составление документов по установлению юридического факта

— анализ возникшей ситуации

— подбор нормативно-правовой базы по делам об установлении юридического факта

— подбор судебной практики по делам об установлении юридического факта

— защита в суде по делам об установлении юридического факта

В процессуальной литературе обычно отмечается, что в отличие от искового производства и производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, особое производство в гражданском и арбитражном процессе является бесспорным, в нем отсутствуют стороны с противоположными интересами и есть лишь заинтересованные лица. Цель особого производства состоит якобы лишь в выявлении и констатации тех или иных обстоятельств, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение у заявителя определенных прав или обязанностей

Апелляционное и кассационное представление прокурора на решение суда по уголовному делу.

⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 20

В соответствии со ст. 389.2 УПК решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, обжалуются в апелляционном порядке. Суд апелляционной инстанции в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 389.20 УПК, отменяя постановление суда первой инстанции, как правило, должен сам вынести новое судебное решение, а не возвращать уголовное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В соответствии со ст. 389.1 УПК право апелляционного обжалования судебного решения принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, гособвинителю и (или) вышестоящему прокурору, потерпевшему, частному обвинителю, их законным представителям и представителям, а также иным лицам в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы.

В соответствии со ст. 389.2 УПК определения или постановления о порядке исследования доказательств, об удовлетворении или отклонении ходатайств участников судебного разбирательства и другие судебные решения, вынесенные в ходе судебного разбирательства, обжалуются в апелляционном порядке одновременно с обжалованием итогового судебного решения по делу. Обжалование определения или постановления, вынесенных во время судебного разбирательства, не приостанавливает судебное разбирательство.

Срок апелляционного обжалования составляет 10 суток со дня постановления приговора или вынесения иного решения суда.

Статья 389.3 УПК определяет, что апелляционное представление прокурора, как и апелляционная жалоба, приносятся через суд, постановивший приговор, вынесший иное обжалуемое судебное решение. Апелляционное представление подается: 1) на приговор или иное решение мирового судьи — в районный суд; 2) на приговор или иное решение районного суда, — в судебную коллегию по уголовным делам суда областного звена, 3) на промежуточное решение суда областного звена— в судебную коллегию по уголовным делам соответствующего суда;

4) на приговор или иное итоговое решение суда областного звена— соответственно в Судебную коллегию по уголовным делам ВС РФ.

Статья 389.6 УПК излагает требования к апелляционному представлению, которое должно содержать: 1) наименование суда апелляционной инстанции, в который подается представление; 2) данные о лице, подавшем апелляционное представление, с указанием его процессуального положения, места нахождения; 3) указание на приговор или иное судебное решение и наименование суда, его постановившего или вынесшего; 4) доводы лица, подавшего апелляционное представление, с указанием оснований, предусмотренных ст. 389.15 УПК; 5) перечень прилагаемых к апелляционному представлению материалов; 6) подпись лица, подавшего апелляционное представление.

В случае несоответствия апелляционного представления требованиям, установленным УПК, что препятствует рассмотрению уголовного дела, оно возвращается судьей, который назначает срок для его пересоставления. Если требования судьи не выполнены и апелляционное представление в установленный судьей срок не поступило, оно считаются неподанным. В этом случае приговор считается вступившим в законную силу (ч. 4 ст. 389.6 УПК).

Суд, постановивший приговор или вынесший иное обжалуемое решение, извещает прокурора о принесенных апелляционных жалобах (ст. 389.7 УПК). Это необходимо для того, чтобы прокурор, не согласный с доводами жалоб, направил на них возражения. Возражения, поступившие на жалобу, приобщаются к материалам уголовного дела.

В соответствии со ст. 389.8 УПК гособвинитель или вышестоящий прокурор, подавший апелляционное представление, вправе отозвать его до начала заседания суда апелляционной инстанции. В этом случае апелляционное производство по этому представлению прекращается. Необходимо отметить, что право отзыва представления принадлежит только тому прокурору, который его принес. Вышестоящий прокурор не вправе отозвать представление гособвинителя.

Суд апелляционной инстанции вправе принять решения об отмене обвинительного приговора и о вынесении оправдательного приговора; об отмене обвинительного приговора и о вынесении обвинительного приговора; об отмене оправдательного приговора и о вынесении оправдательного приговора.

Вступившие в законную силу приговоры и иные решения суда первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение одного года с момента их вступления в законную силу (ст. 401.2 УПК).

Принесение кассационных представлений в соответствии с гл. 47.1 УПК является полномочием Генпрокурора РФ и его заместителей, которые вправе обращаться в любой суд кассационной инстанции, а также прокуроров регионального уровня и их заместителей, которые вправе вносить кассационные представления в президиумы судов областного звена. При этом к указанным прокурорам с ходатайствами о принесении кассационных представлений вправе обращаться не только участники уголовного судопроизводства, указанные в ст. 401.2 УПК, но и иные лица, в том числе родственники осужденных, представители правозащитных организаций.

Генпрокурор РФ, прокурор субъекта РФ и их заместители вправе обращаться с кассационными представлениями и по собственной инициативе, без поступления в прокуратуру каких-либо жалоб и ходатайств.

Кассационное представление подается на: 1) приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, апелляционные определения, а также промежуточные судебные решения верховного суда областного звена, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, — соответственно в президиум суда областного звена; 2) судебные решения, если они являлись предметом рассмотрения президиума суда областного звена; приговор или иное итоговое судебное решение суда областного звена, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения ВС РФ в апелляционном порядке; постановления президиума суда областного звена — в Судебную коллегию по уголовным делам ВС РФ;

Статья 401.4. УПК содержит требования к содержанию кассационной жалобы, представления. Кассационное представление должно содержать: 1) наименование суда, в который оно подается; 2) данные о лице, подавшем представление, с указанием его места нахождения, процессуального положения; 3) указание на суды, рассматривавшие уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений; 4) указание на судебные решения, которые обжалуются; 5) указание на допущенные судами существенные нарушения норм уголовного или уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях; 6) просьбу лица, подающего представление. Если кассационное представление ранее подавалось в суд кассационной инстанции, в нем должно быть указано принятое по нему решение. Представление должно быть подписано прокурором.

К кассационному представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных решений, принятых по данному уголовному делу. В необходимых случаях прилагаются копии иных документов, подтверждающих доводы, изложенные в кассационном представлении. Кассационное представление в соответствии со ст. 401.5 УПК возвращается без рассмотрения, если: представление не отвечает требованиям; представление подано прокурором, не имеющим права на обращение в суд кассационной инстанции; пропущен срок обжалования судебного решения в кассационном порядке; поступила просьба об отзыве кассационного представления; кассационное представление подано с нарушением правил подсудности.

Необходимо иметь в виду, что право вносить кассационные представления предоставлено, как было указано выше, Генеральному прокурору РФ и его заместителям, прокурорам субъектов РФ, приравненным к ним военным прокурорам и их заместителям. Однако это право не предоставлено транспортным, природоохранным и иным (кроме военных) специализированным прокурорам, действующим на правах прокуроров субъектов РФ. При необходимости обжаловать в кассационном порядке приговор или иное судебное решение эти специализированные прокуроры обращаются к соответствующим прокурорам субъектов РФ, которые в свою очередь реализуют рассматриваемые полномочия.

По результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит постановление: 1) об отказе в передаче кассационного представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных решений в кассационном порядке. При этом кассационное представление и копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции; 2) о передаче кассационного представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Необходимо также иметь в виду положения ст. 401.17 УПК, устанавливающие недопустимость внесения повторных или новых кассационных жалобы, представления по тем же или иным правовым основаниям, теми же или иными лицами в тот же суд кассационной инстанции, если ранее эти жалоба или представление в отношении одного и того же лица рассматривались этим судом в судебном заседании либо были оставлены без удовлетворения постановлением судьи.

46. С 1 января 2013 г. вступила в действие гл. 48.1 УПК «Производство в суде надзорной инстанции», в соответствии с нормами которой пересмотр судебных решений, вступивших в законную силу, в порядке надзора осуществляется только Президиумом ВС РФ.

Этот орган вправе в соответствии с ч. 3 ст. 412.1 УПК пересматривать судебные решения судов областного звена, окружных и флотских военных судов, если эти судебные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ; определения Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ и Военной коллегии ВС РФ, вынесенные в апелляционном и кассационном порядке, а также постановления Президиума ВС РФ.

Эти судебные решения могут быть обжалованы в порядке надзора в течение одного года со дня их вступления в законную силу.

Статья 412.3 УПК содержит требования к содержанию надзорного представления, которые во многом аналогичны требованиям к кассационному представлению, и определяют, что надзорное представление, которое подается в Президиум ВС РФ, должно быть подписано Генпрокурором РФ или его заместителем. Поэтому прокуроры областного звена направляют в Генпрокуратуру РФ проекты надзорных представлений для внесения в ВС РФ в порядке, установленном ст. 412.2 и 412.3 УПК.

Надзорное представление изучается судьей ВС РФ по материалам, приложенным к представлению, либо по материалам истребованного уголовного дела.

По результатам изучения надзорного представления судья ВС РФ выносит постановление об отказе в передаче надзорного представления для рассмотрения в судебном заседанииПрезидиума ВС РФ, если отсутствуют основания пересмотра судебных решений в порядке надзора, либо о передаче надзорного представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседанииПрезидиума ВС РФ.

Порядок рассмотрения надзорного представления Президиумом ВС РФ во многом аналогичен порядку рассмотрения кассационных представлений. В судебном заседании при рассмотрении уголовного дела как по надзорному представлению, так и по надзорной жалобе, участие прокурора обязательно.

Дело докладывается судьей ВС РФ, ранее не принимавшим участия в рассмотрении данного уголовного дела.

Прокурор, участвующий в судебном заседании Президиума ВС РФ, вправе выступить по существу дела. Он выступает первым, если подал надзорное представление, или после выступления лица, подавшего надзорную жалобу, если дело рассматривается по жалобе.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум ВС РФ принимает постановление.

При рассмотрении надзорных жалобы, представления все вопросы решаются большинством голосов судей. Первым выносится на голосование предложение, наиболее благоприятное для осужденного. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

В результате рассмотрения уголовного дела Президиум ВС РФ как суд надзорной инстанции в соответствии со ст. 412.11 УПК вправе: 1) оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения; 2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело в суд первой инстанции на новое судебное рассмотрение;

4) отменить решение суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;

5) отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;

6) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и возвратить уголовное дело прокурору;

7) внести изменения в приговор, определение или постановление суда;

8) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований:

1) надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям,

2) надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

3) пропущен срок обжалования судебного решения в порядке надзора;

4) поступила просьба об отзыве надзорных жалобы, представления;

Постановление Президиума ВС РФ вступает в законную силу с момента его провозглашения.

47. Роль прокурора в возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств является весьма существенной.

Если с ходатайством о пересмотре приговора суда в апелляционном, кассационном и надзорном порядке может обратиться как прокурор (его ходатайство именуется представлением), так и иные участники уголовного судопроизводства (с жалобой), то судебное решение о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств может быть принято только по заключению прокурора.

При этом вновь открывшимися обстоятельствами являются:

1)установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомая ложность показаний потерпевшего или свидетеля, заключения эксперта, а равно подложность вещественных доказательств, протоколов следственных и судебных действий и иных документов или заведомая неправильность перевода, повлекшие за собой постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, вынесение незаконного или необоснованного определения или постановления;

2) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия дознавателя, следователя или прокурора, повлекшие за собой постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, вынесение незаконного или необоснованного определения либо постановления;

3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия судьи, совершенные им при рассмотрении данного уголовного дела.

От вновь открывшихся следует отличать новые обстоятельства, к которым относится: 1) признание КС РФ закона, примененного судом в данном уголовном деле, не соответствующим Конституции; 2) установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом РФ уголовного дела, связанное с: а) применением федерального закона, не соответствующего положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод; б) иными нарушениями положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод; 3) иные новые обстоятельства.

Поводами для возбуждения производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств могут быть поступившие к прокурору сообщения граждан, должностных лиц, а также данные, полученные в ходе предварительного расследования и судебного рассмотрения других уголовных дел.

Если есть сведения о вновь открывшихся обстоятельствах (которые всегда связаны с решением суда) Прокурор своим постановлением возбуждает производство ввиду вновь открывшихся обстоятельств, проводит соответствующую проверку, истребует копию приговора и справку суда о вступлении его в законную силу. При проверке должно быть выяснено, повлияли ли установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, потерпевшего, заведомо ложное заключение эксперта, преступные действия дознавателя, следователя, прокурора, судьи на законность, обоснованность и справедливость приговора или иного судебного решения по уголовному делу.

Если в сообщении имеется ссылка о новых обстоятельств, не известных суду в момент вынесения приговора, то прокурор выносит постановление о возбуждении производства ввиду новых обстоятельств и направляет соответствующие материалы руководителю следственного органа для производства расследования этих обстоятельств и решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства.

При расследовании новых обстоятельств могут производиться следственные и иные процессуальные действия в порядке, установленном УПК. Однако при этом не может выноситься в отношении кого-либо постановление о привлечении в качестве обвиняемого, никто не может задерживаться в качестве подозреваемого, не могут применяться меры пресечения.

По окончании проверки или расследования и при наличии основания возобновления производства по уголовному делу прокурор в соответствии со ст. 416 УПК направляет уголовное дело в суд со своим заключением, а также с копией приговора и материалами проверки или расследования.

При отсутствии оснований возобновления производства по уголовному делу прокурор своим постановлением прекращает возбужденное им производство.

Заключение прокурора о необходимости возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств должно содержать существо приговора, вступившего в законную силу, содержание вновь открывшихся или новых обстоятельств, значение этих обстоятельств для законности, обоснованности и справедливости приговора, результаты проверки или расследования этих обстоятельств, ходатайство прокурора об отмене приговора с направлением уголовного дела на новое рассмотрение или с прекращением уголовного дела.

Заключение прокурора о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств рассматривается в судебном заседании в порядке, установленном для кассационного рассмотрения уголовных дел.

Судья районного суда рассматривает заключение прокурора о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств единолично и принимает одно из следующих решений: 1) об отмене приговора, определения или постановления суда и передаче уголовного дела для производства нового судебного разбирательства; 2) об отмене приговора, определения или постановления суда и о прекращении уголовного дела; 3) об отклонении заключения прокурора.

В соответствии со ст. 419 УПК судебное разбирательство по уголовному делу после отмены судебных решений по нему ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, а также обжалование новых судебных решений производятся в общем порядке. Если возникнет необходимость производства каких- либо следственных и иных процессуальных действий, уголовное дело может быть возвращено судом прокурору при новом судебном разбирательстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *