Стояк горячей воды в квартире чья собственность

Сорвало первый от стояка кран, затопило соседей. Кто отвечает за последствия? Управляющая компания многоквартирного дома – утверждает в своем решении Верховный суд РФ

24.11.2017 ЖКХ / Управляющие компании и ТСЖ

Кто отвечает за состояние первого от стояка крана горячей и холодной воды? Собственник квартиры или управляющая компания (ТСЖ)? Так или иначе, с этими вопросами сталкивался, считай, каждый собственник квартиры. Кран – потек, за чей счет замена? Кран сорвало – кто будет оплачивать ущерб? Так вот, Верховный суд РФ в своем решении утверждает: за состояние первого от стояка крана отвечает управляющая компания.

Кто отвечает за первый от стояка кран воды в квартире?

Горячая и холодная вода в квартирах многоквартирных домов подается по так называемым «стоякам». От них, через «отводы», осуществляется внутриквартирная разводка по точкам потребления (раковины, ванны, унитазы и т.д.)

При этом стояки входят в состав общедомового имущества и за них отвечает управляющая организация (ТСЖ, управляющая компания и т.п.). А за «отводы» отвечают собственник квартиры. Граница ответственности проходит по первому после «стояка» крану. Но кто отвечает за сам кран?

Действующее законодательство этот момент трактует следующим образом:

В частности, п.5 Правил Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме говорит:

… В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях…

(Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, Пункт 5)

Вроде бы все ясно – первые от стояка краны входят в состав общедомового имущества. Однако в реальной жизни коммунальщики действуют по своей логике. Вот одна из историй.

В квартире жительницы Магадана произошла авария – сорвало кран на «гребенке» холодной воды, расположенной на отводе от стояка. Вода затопила квартиру и пролилась в квартиру этажом ниже. Общая сумма ущерба оказалась больше 10 000 рублей.

Управляющая компания добровольно компенсировать ущерб отказалась. Хозяйке квартиры пришлось подавать в суд. Городской суд Магадана требования истицы были удовлетворены. Однако коммунальщики оспорили решение в областном суде. Свою позицию они мотивировали тем, что злополучную «гребенку» хозяева квартиры поставили самостоятельно, не соблюдая технические требования к этим вида работ. Соответственно, за состояние самостоятельно установленного крана ответственности они не несут, и компенсировать ущерб не обязаны.

Точку в разбирательстве поставил Верховный суд РФ, куда обратилась хозяйка квартиры. В решение Суда говорится:

… Первые отключающие устройства и запорно-регулировочные краны на отводах внутриквартирной разводки являются элементами внутридомовых инженерных систем, предназначенных для выполнения функций горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения, а также безопасности помещений многоквартирного дома.

Обеспечивая подачу коммунальных ресурсов от сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, указанные элементы изменяют параметры и характеристики внутридомовых инженерных систем, тем самым осуществляя влияние на обслуживание других помещений многоквартирного дома.

С учётом данных технических особенностей первые отключающие устройства и запорно-регулировочные краны отвечают основному признаку общего имущества как предназначенного для обслуживания нескольких или всех помещений в доме. Факт нахождения указанного оборудования в квартире не означает, что оно используется для обслуживания исключительно данного помещения и не может быть отнесено к общему.

Обстоятельства, указывающие на принадлежность аварийного сантехнического оборудования к имуществу Биленко С. Ю., либо к общему имуществу жильцов многоквартирного дома являлись юридически значимыми и подлежащими доказыванию.

При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции сослался на то, что Биленко СВ. наряду с заменой и переоборудованием внутренних инженерных сетей, являющихся её собственностью, произведена замена запорного вентиля (запорно-регулирующей арматуры) в месте соединения с отводом от общего стояка холодного водоснабжения, послужившего причиной протечки, и являющегося общим имуществом собственников многоквартирного дома.

Истец данные обстоятельства оспаривал, однако суд апелляционной инстанции их не проверил и доподлинно не установил.

Одновременно с этим замена запорного вентиля не освобождает управляющую организацию — ООО «Жилсервис» от осуществления своих обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома, возложенных на общество заключённым договором…

Полный текст определения коллегии Верховного суда РФ по этому делу .

Вырабатываемые (прямые, явные) условия договора. Стандартные условия

Вырабатываемые условия играют определяющую роль в любом договоре. С помощью этих условий договору придается юридически обязательная сила, а также, что не менее важно, требуемый инструментальный эффект.

Вырабатываемые условия традиционно принято разграничивать на две группы:

  • 1) предписываемые (обязательные) — те, которые должны быть выработаны в обязательном порядке в силу прямых указаний в законе и подзаконных правовых актах (по терминологии ст. 432 ГК РФ это существенные условия в силу закона и иных правовых актов);
  • 2) инициативные — те, которые не являются обязательными и вырабатываются исключительно по желанию и инициативе сторон (по терминологии ст. 432 ГК РФ это существенные условия в силу заявления одной из сторон).

Предписываемые условия образуют, по выражению В. А. Томсинова, «скелет» создаваемого договора1. Инициативные условия наполняют договорный «скелет», образно говоря, «живой тканыо», придавая создаваемому договору необходимую системную целостность и наделяя его способностью выполнять экономические и правовые функции. Обычно объем инициативных условий торгового договора существенно превышает объем предписываемых условий и в среднем составляет 60% общего объема условий договора.

В свою очередь, предписываемые условия торговых договоров различаются в зависимости от характера влияния нормативных установлений на содержание этих условий. Выделяют ситуации, когда (1) нормативные установления оказывают влияние только на набор предписываемых условий, не затрагивая их содержания, и ситуации, когда (2) нормативные установления оказывают влияние не только на набор, но и на содержание соответствующих условий (т.е. устанавливают требования как к набору, так и к содержанию таких условий).

В связи с этим предписываемые условия договоров разграничивают на две подгруппы:

  • 1) условия, не предопределенные по своему содержанию (их содержание определяется по усмотрению сторон);
  • 2) условия, предопределенные по своему содержанию (их содержание определяется нормативными установлениями и должно соответствовать этим установлениям).

Далее вырабатываемые условия договора (и предписываемые, и инициативные) разграничивают на:

  • 3) условия, которые специально не обсуждаются и не согласовываются сторонами при заключении договора. Для обозначения таких условий используются термины стандартные, общие или специально несогласованные условия;
  • 4) условия, которые согласовываются сторонами при заключении договора. Для обозначения таких условий используются термины индивидуальные или согласованные условия.

Стандартные (общие) и индивидуальные условия договора выделяются и в российском законодательстве. Например, в ст. 5 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» указано, что договор потребительского кредита (займа) состоит из общих условий и индивидуальных условий. Общие условия договора устанавливаются кредитором в одностороннем порядке в целях многократного применения, а индивидуальные условия договора согласовываются кредитором и заемщиком индивидуально.

По общему правилу, сложившемуся в коммерческом праве, в случае коллизии (отличий) вышеназванных условий приоритет отдается инди-

видуалъным или согласованным условиям договора (ст. 2.1.20 Принципов УНИДРУА, 5.104 Принципов Ландо). Данный подход воспринят в н. 5 ст. 10 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

В 1870-е гг. стали появляться и все чаще применяться условия договоров, которые разрабатывались заранее одной из его будущих сторон и при заключении конкретного договора всякий раз специально не согласовывались. Такие условия использовались в ситуациях, когда заключается большое количество однотипных договоров, предусматривающих сложное и подробное регулирование торговых операций. К настоящему времени объем торговых договоров на стандартных (общих) условиях составляет в развитых странах более 50% от общего объема заключаемых договоров. В России эта цифра пока значительно ниже, но наблюдается отчетливая тенденция к ее росту.

Причиной широкого распространения стандартных (общих) условий является необходимость облегчить заключение и исполнение договоров, в которых стороны вовлечены в сложные, комплексные технические и правовые отношения. Применение таких условий упрощает оформление, учет и исполнение сделок, калькуляцию и оценку рисков. Их широкое распространение является следствием постоянного экономического прогресса, объективной необходимостью коммерческого оборота, и отражает усложнение характера договорных отношений.

По мере признания договорных условий, которые не предполагают согласования, примерно с середины XX в. в разных странах мира стали появляться законы или иные нормативные акты, регулирующие такие условия. Специальные законы изданы в Израиле, Испании, Корее, Португалии, Великобритании и других странах. Большую роль в этом вопросе сыграла Директива ЕС 93/13/ЕЭС Совета от 05.04.1993, во исполнение которой во всех государствах — членах Европейского Союза, а также во многих странах, стремящихся вступить в Союз, были приняты необходимые нормативные акты. Хотя сфера действия этой директивы ограничена договорами между предпринимателями и потребителями, она оказывает влияние на практику использования стандартных условий участниками собственно коммерческого оборота. Проблема стандартных условий нашла свое отражение в Принципах УНИДРУА, а также в Принципах Ландо и в DCFR. ГК РФ также упоминает стандартные условия договоров (ст. 427), но до сих пор специально их не регулирует, что негативно отражается на российской договорной практике.

В различных странах используются разные термины, характеризующие условия, которые не предполагают своего согласования:

Принципы УНИДРУА определяют «стандартные условия» как «положения, подготовленные одной стороной предварительно для общего и неоднократного использования и фактически применяемые без переговоров с другой стороной» (н. 2 ст. 2.19). Практически идентичное определение содержится и в Своде СЕНТРАЛ.

В Принципах Ландо используются понятия «общие условия» и «условия, не согласованные в индивидуальном порядке». Под «общими условиями» понимаются такие условия, которые были заранее сформулированы для неопределенного количества договоров определенной природы, п которые не были согласованы сторонами в индивидуальном порядке (ст. 2:209).

Несмотря на имеющиеся отличия в целом для выделения стандартных (общих) условий договора используется два критерия:

  • 1) предварительная (заблаговременная) выработка таких условий и
  • 2) многократное их применение в различных договорах.

Выделяют следующие способы включения стандартных условий в договор:

  • 1) включение стандартных условий в текст единого договора-документа;
  • 2) отсылка к стандартным условиям, содержащимся в отдельном документе;
  • 3) обмен стандартными условиями.

Особый интерес представляет третий способ включения стандартных условий в договор. Принципы УНИДРУА (ст. 2.1.22) и Принципы Ландо (ст. 2:209) предусматривают специальный механизм заключения договоров посредством обмена стандартными условиями, сформулированными каждой из сторон. В случае если стороны обменялись стандартными условиями, которые обычно во многом не совпадают и даже противоречат друг другу, договор, тем не менее, считается заключенным. При таких обстоятельствах стандартные условия становятся частью договора в той мере, в какой они совпадают по существу, кроме случая, когда одна из сторон ясно указывает, что она не намерена быть связанной таким договором, либо впоследствии без неоправданной задержки информирует об этом другую сторону.

При заключении договора могут использоваться стандартные (общие) условия, вырабатываемые не только договорными контрагентами, но и иными лицами (саморегулируемыми и иными некоммерческими организациями участников товарного рынка и др.). В российском праве такие условия договоров именуются примерными (ст. 427 ГК РФ). Это условия, разработанные в качестве образца для определенного вида договоров и опубликованные в печати. Такие условия попадают в конкретный договор путем включения сторонами в его текст соответствующей ссылки на них. Другими словами, примерные условия не вырабатываются договорными контрагентами, а «заимствуются» ими из доступных источников информации, в том числе в сети Интернет. Поэтому примерные условия следует относить к группе не вырабатываемых контрагентами условий договора.

  • Томсинов В. А. Внешнеторговые сделки: практические рекомендации по составлениюконтрактов. М., 1994. С. 9.

Какой налог с продажи земельного участка?


На территории РФ действует достаточно большое количество различных налогов. Некоторые из них взимаются постоянно, такие как НДС, а некоторые взыскиваются только при определении операций. Наиболее распространенным из таких «разовых» налогов можно считать налоги от продажи чего – либо.

Размер, порядок уплаты и способ декларирования налога при продаже собственности заметно отличается в зависимости от того, что именно продается. И больше всего нюансов присутствует при продаже земли. В этой статье мы расскажем вам все правила и особенности уплаты налога при продаже земельного участка.

Кто должен платить

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) обязаны платить строго определенные категории людей. При этом не имеет особого значения – являются ли они гражданами РФ или выступают в роли резидентов, так как единственное условие это принадлежность земли к территории РФ. В число плательщиков входят физлица, ИП, юридические лица всех категорий.

Не платить же налог могут только те собственники, которые владеют земельным участком более пяти лет. При этом есть категории граждан, которые от уплаты налога освобождаются уже через три года. В их число входят:

  • Получившие землю в дар по договору дарения;
  • Получившие землю в наследство независимо от формы наследования;
  • Получившие землю в результате приватизации государственной собственности;
  • Получившие землю после исполнения всех условий договора о пожизненном содержании.

Размер

Перейдем к размеру налога, который потребуется уплатить в случае продажи земельного участка обычному гражданину. Размер его равен размеру Налога на доход физических лиц. То есть 13%. Так что при продаже земельного участка вам потребуется оплатить 13 процентов от вырученных вами средств в пользу государства. При этом 13% — ставка для граждан РФ, резидентам же потребуется отдать 30% от полученной суммы.

При этом имеется определенная норма, которая способствует пресечению налогового мошенничества при продаже земли. Суть её в следующем: сумма, с которой должны взыскиваться налоги от продажи участка, не должна быть меньше, чем 70% от кадастровой стоимости земли. То есть если вы продали по договору участок за 50 000, но в кадастровом паспорте его цена равна 100 000 рублей, то платить вам придется налог отталкиваясь от суммы в 70 000 рублей. Если же цена в договора будет располагаться выше этой отметки, то налог будет рассчитываться с её использованием.

Размеры для юрлиц и ИП

Отдельно поговорим о налогообложении для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. К ним применяются особые условия, так как размер налога и способ его взыскания будет напрямую зависеть от того, с какой именно формой налогообложения работает организация.

  • Если используется общий налоговый режим, то доход от продажи земли будет прибавлен к общему доходу, после чего и будет проведен расчет самой налоговой выплаты;
  • Если используется упрощенная система налогообложения, то стоимость земельного участка просто включается в расчет единого налога УСН;
  • Если используется единый налог на вмененный доход, то юрлицу потребуется перечислить налог на прибыл организации (налог на доход для ИП). Связано это с тем, что продажа участка не будет считаться деятельностью организации.

Налоговый вычет

Помимо полной отмены НДФЛ при продаже земельного участка так же можно уменьшить стоимость налога, применив налоговый вычет. Такой механизм позволяет гражданину, используя часть ранее уплаченных им налогов, уменьшить итоговый размер взыскания. Проходит это следующим образом: берется стоимость участка, из неё вычитается сам размер налогового вычета, а затем к сумме, полученной в результате вычитания, применяется ставка НДФЛ (13%).

Проще понять этот механизм на примере. Представим, что у нас есть участок, который стоит 2 500 000 рублей, и налоговый вычет в размере 1 000 000 рублей. Тогда размер налога будет равен (2 500 000 – 1 000 000) * 13% = 195 000 рублей. Именно эту сумму и придется передать в налоговую.

Но есть и другой вариант. При подсчете налога вы можете вычесть из той цены, за которую продается участок, ту цену, за которую вы его ранее покупали. Представим, что цена у участка была 2 500 000 рублей, а сейчас вы продаете его за 2 100 000, то размер налога будет равен (2 500 000 – 2 100 000) * 13% = 52 000 рублей. Это намного более выгодно, но применяется только в тех случаях, когда квартира была куплена – с приватизированным, подаренным или унаследованным имуществом так поступить не получится.

Расчет и уплата

Перейдем к процессу оплаты налога. Если вам не нужно платить налог в связи с большим сроком владения землей, то обращаться в налоговую и подавать заявление не нужно вовсе. Но иногда бывает так, что в налоговой происходят сбои и присылаются уведомления с требованием налог оплатить. В этом случае достаточно лично явиться в налоговую с уведомлением и документом, который сможет показать причину вашего освобождения от налогообложения.

Все остальные же обязаны будут обращаться в налоговую самостоятельно, желательно сразу после сделки по купле – продаже. Такая поспешность связана с тем, что для подачи декларации имеются свои сроки – обратиться в налоговую нужно до конца налогового года, следующего за годом продажи земли. Тех, кто уклонится от обращения в налоговую, ждут штрафы в виде пени, различные ограничения, а в случае уклонения – административный арест и ответственность вплоть до уголовной.

Для того, чтобы оплатить налог, обратитесь в отделение налоговой службы по вашему месту регистрации и запросите бланк формы 3-НДФЛ. В него нужно вписать ваши персональные данные, а так же размер вашей выручки за продажу земельного участка. После этого декларацию потребуется отдать обратно сотруднику налоговой, а так же предоставить:

  • Паспорт;
  • Копию договора купле – продажи;
  • Старый договор, содержащий стоимость земельного участка (если вы используете налоговый вычет).

Декларация будет рассмотрена, после чего вы сможете внести необходимую сумму. На этом операция будет окончена.

Об авторе

Владислав Ермихин

С отличием закончил юридический факультет. С 2006 года специализируется на спорных вопросах связанных с наследством и дарением.

Публичный сервитут может быть установлен для обеспечения государственных, муниципальных нужд, а также нужд местного населения, без изъятия земельных участков. В частности, его могут ввести в интересах жителей определенного населенного пункта, а вот в интересах конкретного лица публичный сервитут не установят. Для обеспечения таких интересов можно, например, заключить соглашение о частном сервитуте.

Как правило, публичный сервитут устанавливают, только если интересы неопределенного круга лиц нельзя обеспечить другим способом. При этом его можно установить как на частные земли, так и на земли, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, в том числе переданные в срочное или бессрочное пользование. После установления публичного сервитута правообладатель земельного участка может его продать или иным образом передать права на землю. При этом публичный сервитут не прекратится и его условия не изменятся.
Публичный сервитутможет быть установлен в следующих целях :
— проход или проезд через земельный участок, в том числе для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
— размещение межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
— проведение дренажных работ;
— забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов и водопой;
— прогон сельскохозяйственных животных;
— сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных в сроки, соответствующие местным условиям и обычаям;
— охота, рыболовство, аквакультура (рыбоводство).
Также есть отдельные цели, для которых публичный сервитут устанавливается в специальном порядке (на основании ходатайства заинтересованного лица), например для размещения инженерных сооружений или автодорог в туннелях. Сведения об установлении публичного сервитута вносятся в ЕГРН.
Публичный сервитут устанавливают своим решением исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Вы вправе обратиться в суд за защитой ваших прав и законных интересов, если не согласны с обременением вашего участка публичным сервитутом либо его условиями.
В общем случае срок публичного сервитута определяет уполномоченный орган и указывает его в решении об установлении такого сервитута. Срок публичного сервитута участков на землях, зарезервированных для государственных (муниципальных) нужд, не может превышать срока такого резервирования.
Публичный сервитут может быть прекращен по решению уполномоченного органа, если отпали общественные нужды, для которых он был установлен.Также он считается прекращенным с месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок публичного сервитута. Решение уполномоченного органа в данном случае не требуется. Кроме этого, публичный сервитут можно прекратить в судебном порядке по иску правообладателя земельного участка, к примеру, если из-за осуществления публичного сервитута невозможно использовать такой участок .
Срок публичного сервитута, установленного в специальном порядке, имеет ряд особенностей в зависимости от цели обременения и оснований прекращения обременения.
При установлении публичного сервитута можно потребовать соразмерную плату, если он создает существенные затруднения в использовании вашего участка. Обращаться с заявлением, составленным в свободной форме, следует в орган, который установил сервитут. Учтите, что плата за пользование участком должна соответствовать тем неудобствам и ограничениям, которые вы испытываете из-за публичного сервитута. Необходимо обосновать требования и собрать доказательства того, что использование участка стало затруднительным. Например, указать площадь, которую вы из-за публичного сервитута не можете использовать по назначению. Также следует приложить к заявлению заключение оценщика, в котором рассчитана плата за публичный сервитут. Оно подтвердит ваши доводы и поможет рассчитать размер платы.
Если вам отказали в установлении платы, вас не устроил ее размер или на заявление не отреагировали, обращайтесь в суд. Для этого нужно подготовить иск об установлении соразмерной платы и определении порядка выплат. К иску нужно приложить документы, подтверждающие претензии.
Плата за публичный сервитут, установленный в специальном порядке, определяется с учетом особенностей.
Для отдельных целей публичный сервитут устанавливается в специальном порядке. Такой сервитут в зависимости от целей обременения устанавливается на следующие сроки, например:
· размещение инженерных сооружений и их частей, если они являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо предназначены для обеспечения населения коммунальными ресурсами, подключения к инженерно-техническим сетям, либо их переноса в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд (на срок от 10 до 49 лет);
· складирование стройматериалов, размещение временных, вспомогательных сооружений, строительной техники для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов федеральной, региональной или местной транспортной инфраструктуры (на срок выполнения данных работ);
· устройство пересечений автодорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на государственных земельных участках в границах полос отвода железных дорог (на срок от 10 до 49 лет);
· устройство пересечений автодорог или железнодорожных путей с автодорогами или примыканий одних автодорог к другим автодорогам на государственных или муниципальных земельных участках в границах полосы отвода автомобильной дороги (на срок от 10 до 49 лет);
· размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях (на срок от 10 до 49 лет);
· инженерные изыскания при подготовке документации по планировке территории для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения, для строительства, реконструкции объектов и сооружений, перечисленных в п. 1 данного списка (на срок не более одного года).
Возможность установить публичный сервитут не зависит от формы собственности на земельный участок.
Обращаем внимание, что в отдельных случаях нельзя устанавливать публичный сервитут в отношении земельных участков, предоставленных для ИЖС, ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства. В частности, не могут установить публичный сервитут для размещения на таких участках инженерных сооружений. Исключением являются, например, случаи, когда его необходимо установить для эксплуатации или реконструкции существующих инженерных сооружений.
Публичный сервитут в специальном порядке устанавливается решением исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления на основании ходатайства.
Ходатайство заявитель может подать на бумажном носителе лично, по почте или направить электронный документ на электронную почту уполномоченного органа.
С ходатайством об установлении публичного сервитута в отдельных целях вправе обратиться (в рамках своей компетенции):
1) субъекты естественных монополий (например, для размещения инженерных сооружений, необходимых для деятельности субъекта);
2) организации связи (например, для размещения линий или сооружений связи);
3) владельцы объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения (например, для размещения автомобильной дороги в туннеле);
4) организации, подавшие ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, для реконструкции инженерного сооружения, переносимого в связи с таким изъятием. Перечень организаций, имеющих право на такое ходатайство, указан в п. 1 ст. 56.4ЗК РФ;
5) иные лица, уполномоченные на основании правовых актов РФ, субъекта РФ или договоров (соглашений) с органами государственной власти или местного самоуправления осуществлять деятельность, для которой возможно установить публичный сервитут.
Если порядок подачи ходатайства нарушен (например, оно подано в целях, в которых установление публичного сервитута не предусмотрено, либо к ходатайству приложены не все обязательные документы), уполномоченный орган возвращает его без рассмотрения в течение пяти рабочих дней.
Уполномоченный орган в срок не более семи рабочих дней со дня поступления ходатайства должен совершить действия по выявлению правообладателей земельных участков и их извещению о возможном установлении публичного сервитута. В частности, он размещает сообщение на своем официальном сайте и сайте соответствующего муниципального.
Если права на земельный участок не зарегистрированы в ЕГРН, то для участия в процедуре обременения вам нужно в течение 30 дней со дня опубликования сообщения подать в уполномоченный орган заявление об учете прав на участок, а также подтверждающие документы и указать способ связи с вами.
В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения уполномоченный орган направляет его копию правообладателю земельного участка, обладателю публичного сервитута и в орган регистрации прав, а также размещает решение на своем сайте и публикует его в установленном порядке. В случае отказа копия решения с указанием всех оснований отказа (например, не соблюдены условия установления публичного сервитута) направляется заявителю в тот же срок.
Публичный сервитут считается установленным со дня, когда сведения о нем внесены в ЕГРН.
Обладатель публичного сервитута и правообладатель земельного участка, в отношении которого установлено обременение, должны заключить соглашение в письменной форме. В него необходимо включить, в частности, такие условия:
· реквизиты решения об установлении публичного сервитута;
· цель установления публичного сервитута;
· кадастровый номер земельного участка, в отношении которого заключается соглашение;
· срок публичного сервитута;
· размер платы за публичный сервитут, порядок и срок ее внесения;
· права и обязанности обладателя публичного сервитута.
В отношении государственных и муниципальных земель, не обремененных правами третьих лиц, соглашение не заключается.
Обладатель сервитута направляет правообладателю земельного участка:
· проект соглашения об осуществлении публичного сервитута;
· сведения о его границах;
· отчет об оценке для определения размера платы за обременение.
Эти документы направляются одним из способов:
· заказным письмом:
— по адресу, указанному в заявлении об учете прав, в выписке из ЕГРН;
— по адресу земельного участка или объекта недвижимости на нем (при отсутствии других почтовых адресов);
· в электронном виде — по адресу электронной почты, указанному правообладателем земельного участка или приведенному в ЕГРН;
· под расписку.
Правообладатель земельного участка направляет обладателю сервитута подписанное соглашение, уведомление об отказе в его подписании либо в течение 14 дней со дня получения проекта направляет обладателю сервитута предложение о заключении соглашения на иных условиях. В течение 10 дней со дня получения предложения о новых условиях соглашения обладатель сервитута обязан направить правообладателю участка подписанное на новых условиях соглашение или уведомление об отклонении его предложения.
Правообладатель может оспорить в суде решение об установлении публичного сервитута в течение 30 дней со дня получения соглашения о его осуществлении.
Если в течение этого срока соглашение не заключено и решение о его установлении не оспорено в суде, плата за сервитут вносится его обладателем в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка. При этом обладатель обременения, внесший плату в депозит нотариуса, вправе до заключения соглашения осуществлять сервитут (в частности, выполнять работы, предусмотренные проектом соглашения).
Правообладатель может понудить обладателя публичного сервитута заключить соглашение в судебном порядке. В данном случае суд определит условия соглашения и размер платы за обременение, и оно будет считаться заключенным с момента вступления решения суда в законную силу.
Если установление публичного сервитута сделало невозможным использование правообладателем земельного участка или объекта недвижимости на нем в течение срока, превышающего срок, установленный в решении, можно потребовать от владельца публичного сервитута их выкупа по рыночной стоимости и возмещения убытков, а в отдельных случаях (например, аренде, безвозмездном пользовании) — только возмещения убытков, возникших в связи с обременением земельного участка)
При установлении публичного сервитута в специальном порядке его обладатель по общему правилу обязан вносить плату.
Плата за публичный сервитут для земельных участков в государственной или муниципальной собственности, не обремененных правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого участка за каждый год использования, но не менее 0,1% кадастровой стоимости за весь срок обременения, если оно установлено на три года и более.
Уполномоченный орган может издать правовой акт и определить общий порядок платы за публичный сервитут в отношении определенных земель. Например, такой порядок утвержден для публичного сервитута в границах полос отвода автомобильных дорог (кроме частных), который устанавливается в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации. Размер ежегодной платы составляет 0,12% кадастровой стоимости земельного участка.
Плата за публичный сервитут для земельных участков в частной собственности или арендованных государственных (муниципальных) участков определяется на основании отчета об оценке. Размер платы должен определяться на дату не позднее чем за 30 дней до даты направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута. Такая плата может определяться в соглашении об установлении обременения в виде единовременного платежа или периодических платежей, она рассчитывается пропорционально площади земельного участка и (или) земель в его границах. Ее можно вносить правообладателю земельного участка или в установленных случаях в депозит нотариуса. При этом в депозит нотариуса вносится единовременный платеж.
При досрочном прекращении публичного сервитута внесенная плата не подлежит возврату, если иное не предусмотрено соглашением об осуществлении обременения.
В ряде случаев публичный сервитут должен быть безвозмездным, например при размещении автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях.
Публичный сервитут, установленный в специальном порядке, прекращается на основании решения уполномоченного органа, когда:
— деятельность, для которой он установлен, не осуществляется на протяжении двух и более лет;
— плата за публичный сервитут в отношении государственных или муниципальных земель (земельных участков), не обремененных правами третьих лиц, не внесена в течение шести месяцев со дня принятия решения о его установлении;
— не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам или юрлицам:
— в течение шести месяцев со дня получения правообладателем участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута (при единовременном платеже);
— более двух раз подряд по истечении срока платежа, установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута (при периодических платежах);
— обладатель публичного сервитута отказался от него.
По решению суда публичный сервитут, установленный в специальном порядке, может быть прекращен по вашему требованию, например, когда обладатель публичного сервитута ведет деятельность с нарушениями соглашения об осуществлении сервитута и (или) законов и технических регламентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *