Ст 158 АПК

Порядок подачи надзорной жалобы или представления прокурора в суд надзорной инстанции и последствия его несоблюдения.

⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 18

Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу. Пропуск срока обжалования судебного постановления в порядке надзора является основанием для возвращения надзорной жалобы ее заявителю.

Право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры.

Надзорная жалоба или представление прокурора подается непосредственно в суд надзорной инстанции. Надзорная жалоба или представление прокурора подаются:

1) на вступившие в законную силу решения и определения судов субъектов РФ, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения судов субъектов РФ; на апелляционные решения и определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей — соответственно в президиум суда субъекта РФ;

2) на кассационные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов — в президиум окружного (флотского) военного суда;

3) на определения президиумов судов субъектов РФ; на вступившие в законную силу решения и определения судов субъектов РФ, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения судов субъектов РФ, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если жалобы на указанные решения и определения были оставлены без удовлетворения президиумом суда субъекта РФ, — в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ;

4) на определения президиумов окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если жалобы на указанные судебные постановления были оставлены без удовлетворения президиумом окружного (флотского) военного суда, — в Военную коллегию Верховного Суда РФ;

5) на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстанции; на определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ; на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке; на определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке, — в Президиум Верховного Суда РФ.

135. Порядок, сроки и последствия предварительного рассмотрения (изучения) надзорной жалобы, представления прокурора.

После поступления в суд надзорной инстанции надзорная жалоба по поручению председателя соответствующего суда или его заместителя передается на рассмотрение судьи данного суда.

Судья первоначально изучает жалобу и вправе возвратить ее без рассмотрения по существу в течение десяти дней со дня поступления в суд надзорной инстанции, если:

— жалоба или представление не отвечают требованиям, предусмотренным ГПК;

— жалоба или представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

— пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора;

— до принятия жалобы или представления к рассмотрению по существу поступила просьба об их возвращении или отзыве;

— жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности.

В суде надзорной инстанции, за исключением Верховного Суда РФ, надзорная жалоба рассматривается не более чем месяц, а в Верховном Суде РФ — не более чем два месяца. По результатам рассмотрения надзорной жалобы судья выносит определение об истребовании дела, если имеются сомнения в законности судебного постановления либо определение об отказе в истребовании дела, если изложенные в жалобе доводы не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления.

В определении суда об отказе в истребовании дела излагаются мотивы, и оно направляется лицу, подавшему надзорную жалобу. В случае истребования дела судья вправе приостановить исполнение решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии об этом просьбы, содержащейся в жалобе, представлении или ином ходатайстве.

Председатель соответствующего суда либо его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в истребовании дела. В этом случае они выносят свое определение об истребовании дела.

Истребованное дело рассматривается судьей, кроме судьи Верховного Суда РФ, не более чем два месяца, судьей Верховного Суда РФ — не более чем четыре месяца. Такой срок может быть продлен председателем суда, его заместителем соответственно до четырех и шести месяцев. По результатам рассмотрения дела судья выносит одно из двух определений: об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции либо о передаче дела для рассмотрения надзорной жалобы по существу в суд надзорной инстанции. Однако председатель соответствующего суда и его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции. В этом случае председатель соответствующего суда или заместитель Председателя Верховного Суда РФ выносит свое определение о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

В случае передачи дела на рассмотрение суда надзорной инстанции лицам, участвующим в деле, направляются копии соответствующего определения суда и копии надзорной жалобы или представления прокурора. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела, однако их неявка не препятствует его рассмотрению.

Сроки и порядок рассмотрения надзорной жалобы, представления прокурора по существу в судебном заседании суда надзорной инстанции. Пределы рассмотрения дела по надзорной жалобе, представлению прокурора.

В качестве судов надзорной инстанции действуют:

— президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов;

— судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ;

— Президиум Верховного Суда РФ.

В порядке надзора дело может пройти всю систему судов, поступая из одной инстанции в другую. По общему правилу такое движение должно быть последовательно восходящим, т.е. после нижестоящей надзорной инстанции допускается обращение в ближайшую вышестоящую инстанцию и так вплоть до Президиума Верховного Суда РФ.

Дела рассматриваются постоянными судьями, коллегиальный состав которых определяется в зависимости от того, какой орган действует:

— судебная коллегия Верховного Суда РФ в порядке надзора рассматривает дела в составе трех постоянных судей;

— заседания президиумов судов правомочны при наличии большинства членов президиума, с тем, однако, чтобы их было не менее трех.

Прокурор участвует в судебно-надзорном рассмотрении дел, если он является лицом, участвующим в деле. Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде РФ — не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

Судья, участвующий в рассмотрении дела по первой или второй инстанции, не вправе после этого повторно принять участие в работе суда надзорной инстанции.

Судебное заседание надзорной инстанции в основном проходит так же, как и заседание кассационной инстанции. В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.

1) В подготовительной части заседания председательствующий выясняет, кто из лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, явился в заседание, объявляет состав суда, после чего решается вопрос об отводах. Затем приглашенным в заседание лицам разъясняются их права и обязанности. Далее суд обсуждает поступившие ходатайства и заявления присутствующих в судебном заседании.

2)Рассмотрение материалов дела начинается докладом судьи. Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения суда о возбуждении надзорного производства.

Лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие жалобу или представление прокурора, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу или представление прокурора.

3) По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции выносит определение. При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора считаются отклоненными. О вынесенном судом надзорной инстанции определении сообщается лицам, участвующим в деле.

Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора. Процессуальные особенности рассмотрения дел в порядке надзора по представлению Председателя Верховного Суда РФ или его заместителя.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права. Существенность нарушения норм процессуального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам ГПК, в котором указаны случаи таких нарушений, которые:

— влекут безусловную отмену судебных постановлений независимо от доводов жалобы или представления;

— влекут отмену судебных постановлений при условии, что они привели или могли привести к неправильному разрешению дела.

Нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными в случае, если:

— суд не применил закон, подлежащий применению;

— суд применил закон, не подлежащий применению;

— суд неправильно истолковал закон.

Существенность этих нарушений оценивается и признается судом надзорной инстанции по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств и значимости последствий этих нарушений для лица, в отношении которого они допущены.

В отличие от кассационной инстанции указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

В целях обеспечения единства судебной практики Председатель Верховного Суда РФ или заместитель Председателя Верховного Суда РФ вправе по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора внести в Президиум Верховного Суда РФ представление о пересмотре в порядке надзора судебных постановлений, нарушающих права, свободы или законные интересы неопределенного круга лиц, иные публичные интересы либо принятых с нарушением правил подведомственности или подсудности.

Жалоба заинтересованных лиц или представление прокурора могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

Председатель Верховного Суда РФ или заместитель Председателя Верховного Суда РФ, внесший представление, не может участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда РФ дела, о пересмотре которого ими внесено представление.

138. Полномочия суда надзорной инстанции. Виды, содержание и законная сила итогового акта суда надзорной инстанции.

Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:

1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;

2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;

3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

Полномочия суда надзорной инстанции в основном сходны с полномочиями суда второй инстанции. Различие сводится к тому, что надзорная инстанция может направить дело на новое кассационное рассмотрение, а также оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу решений, определений или постановлений.

По результатам рассмотрения дела президиум суда надзорной инстанции принимает постановление, а Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации выносят определения.

В определении или постановлении суда надзорной инстанции должны быть указаны:

1) наименование и состав суда, принявшего определение или постановление;

2) дата и место принятия определения или постановления;

3) дело, по которому принято определение или постановление;

4) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора;

5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу;

6) содержание обжалуемых судебных постановлений нижестоящих судов;

7) закон, на основании которого принято определение или постановление по результатам рассмотрения дела по существу.

Постановление президиума соответствующего суда подписывается его председателем, определение судебной коллегии — судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора.

По информации сайта Центр экспертизы, что в 2006 г. высшей арбитражной инстанцией уже принималось постановление № 66 с аналогичным названием. Несмотря на его отмену, почти все основные положения «старого» постановления «перекочевали» в новое, при этом их значительная часть осталась без изменений. Часть положений прежнего постановления доработана и конкретизирована, о чем подробнее расскажем ниже. И наконец, в новом постановлении появилось довольно много разъяснений по вопросам, ранее на уровне Пленума ВАС РФ не освещавшимся.

Таким образом, постановление от 04.04.2014 г., по сути, ярко иллюстрирует народную мудрость о том, что все новое – это хорошо забытое, а, точнее, доработанное старое. В общем и целом данный документ представляет собой новую редакцию постановления 2006-го года, дополненную важными нововведениями.

📌 Реклама Отключить

Итак, основные разъяснения постановления № 23 состоят в следующем:

1. Наличие или отсутствие статуса государственного судебного эксперта не является определяющим при выборе лица, которому поручается производство экспертизы.

Данное положение присутствовало и в прежнем постановлении. Основная его суть состоит в следующем: экспертиза может быть поручена как государственному экспертному учреждению, так и негосударственному. Кроме того, эксперт может вообще не быть работником экспертного учреждения – определяющим фактором в его выборе судом является не место работы, а наличие специальных знаний. Соответственно суд не может отказать в поручении экспертизы «негосударственному» эксперту только лишь по мотиву того, что она могла быть проведена в государственном экспертном учреждении (в постановлении № 66 говорилось о том, что по данному основанию не может быть оспорено заключение эксперта).

📌 Реклама Отключить

2. Сведения об эксперте, которому поручено непосредственное проведение экспертизы, указываются в определении суда о ее назначении независимо то того, какому учреждению (государственному или негосударственному) поручено проведение такой экспертизы.

Это положение также имелось в постановлении № 66: данные об эксперте (Ф.И.О.) в любом случае подлежат указанию в определении о назначении экспертизы в целях обеспечения участникам процесса права на отвод эксперта.

3. Суд должен разъяснить сторонам последствия незаявления ходатайства о проведении экспертизы, если при рассмотрении дела возникли вопросы, требующие специальных знаний, и при этом экспертиза не может быть назначена по инициативе суда.

Как известно, в силу части 1 статьи 82 АПК РФ суд может назначить экспертизу по своей инициативе только в случаях, когда обязательность ее проведения предписана законом или предусмотрена договором (например, для проверки заявления о фальсификации доказательства). Как быть, если, например, такие основания отсутствуют, но обстоятельства дела все же требуют применения специальных знаний и при этом стороны не ходатайствуют о проведении экспертизы или не дают согласия на ее проведение? В этом случае суд обязан разъяснить сторонам возможные последствия незаявления такого ходатайства (отсутствия согласия) – в частности, сообщить о риске наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).

📌 Реклама Отключить

4. При назначении экспертизы по инициативе суда соответствующие положения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» применению не подлежат.

Необходимость указанного разъяснения вызвана тем, что довольно много положений закона № 44-ФЗ посвящено порядку проведения экспертизы конкурсной документации, поставленных по госконтракту товаров, результатов выполненных работ и т.п. Данные положения не относятся к судебной экспертизе, соответственно при ее назначении судом не применяются.

5. Ходатайство о проведении экспертизы может быть заявлено до окончания исследования доказательств в судебном заседании.

Данное положение также содержалось в постановлении № 66, равно как и разъяснения о том, что ходатайство о проведении экспертизы в апелляционной инстанции рассматривается по правилам предоставления дополнительных доказательств, т.е. подлежит удовлетворению в случае, если лицо обосновало невозможность его заявления в суде первой инстанции. Одной из причин такой невозможности, согласно новому постановлению, может быть отклонение ходатайства о назначении экспертизы судом первой инстанции (весьма важное дополнение к прежним разъяснениям).

📌 Реклама Отключить

6. Если экспертиза не может быть назначена по инициативе суда и отсутствует ходатайство о ее назначении, для проведения такой экспертизы достаточно согласия хотя бы одного лица, участвующего в деле.

Постановление № 66 содержало прямо противоположные разъяснения по указанному вопросу – о необходимости получить согласие всех лиц, участвующих в деле, включая прокурора, третьих лиц и органы, выступающие в защиту публичных интересов. С одной стороны, такое разъяснение выглядит более логично, поскольку соответствует буквальному содержанию части 1 статьи 82 АПК РФ – «по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле». С другой стороны, нововведение постановления № 23 более соответствует принципу «отхода от формализма», которого в последние годы придерживаются арбитражные суды: действительно, если обстоятельства дела требуют применения специальных знаний, а получить согласие на экспертизу от всех участников процесса, особенно третьих лиц, проблематично из-за неявки кого–либо из них в заседание – никто не лишает их права впоследствии оспорить результат экспертизы. С третьей стороны, не приведет ли комментируемое разъяснение к злоупотреблениям со стороны суда или отдельных участников процесса? В общем, «пищи» для дискуссий по этому вопросу достаточно.

📌 Реклама Отключить

7. Если необходимо дополнительное время для разрешения всех вопросов, связанных с назначением экспертизы, суд вправе отложить судебное разбирательство или объявить перерыв в заседании, при этом определение (выписка из протокола) о таком отложении или об объявлении перерыва может быть направлена судом соответствующей экспертной организации (эксперту) для получения необходимой информации о возможности проведения экспертизы, ее стоимости и сроках.

Комментируемое положение содержалось в постановлении № 66, при этом в новой редакции оно дополнено двумя важными нововведениями:

1. В целях определения экспертом возможности проведения экспертизы, ее стоимости и сроков проведения суду следует направлять эксперту (экспертному учреждению) развернутую информацию о содержании экспертизы (примерном перечне разрешаемых вопросов) и объеме исследований (количестве объектов исследования).

📌 Реклама Отключить

2. При решении вопроса о назначении экспертизы суд может привлечь специалиста в порядке части 1 статьи 87.1 АПК РФ для дачи соответствующих консультаций.

8. Вопросы права и правовых последствий оценки доказательств не могут быть предметом экспертизы, однако суд может привлечь эксперта для установления содержания норм иностранного права в случае необходимости их применения в деле.

В прежней редакции данного разъяснения прямое указание на невозможность проведения экспертизы по правовым вопросам отсутствовало, речь шла лишь об исключительной компетенции суда по разрешению данных вопросов. Разъяснения по поводу проведения экспертизы по вопросам иностранного права изменений не претерпели.

9. Если объектом исследования является не сам документ, а содержащиеся в нем сведения, в распоряжение эксперта могут быть предоставлены надлежаще заверенные копии соответствующих документов.

📌 Реклама Отключить

Данное разъяснение, содержавшееся в постановлении № 66, в новой редакции дополнено указанием на то, что копии документов предоставляются в распоряжение эксперта после того, как они были приобщены к материалам дела. Такое положение является важной гарантией независимости и объективности эксперта, поскольку исключает возможность передачи ему каких-либо документов «в обход» материалов дела (без участия суда).

10. Если объект исследования, подлежащий передаче эксперту, находится у иных лиц, суд обеспечивает эксперту свободный доступ к такому объекту. Если лицо, у которого находится указанный объект, не предоставляет его в распоряжение эксперта, суд вправе истребовать данный объект в порядке, установленном для истребования доказательств (часть 4 статьи 66 АПК РФ).

Указанное положение, также «перекочевавшее» из прежнего постановления, дополнено следующими новеллами:

📌 Реклама Отключить

1. При решении вопросов, связанных с предоставлением эксперту объектов исследования или доступа к ним, суд должен учитывать время, необходимое для таких действий, с тем чтобы эксперт объективно мог провести необходимые исследования в течение срока проведения экспертизы. Проще говоря, срок проведения экспертизы должен устанавливаться судом с учетом времени, необходимого эксперту для ознакомления с объектами исследования.

2. В случае неисполнения лицом, у которого находится объект исследования, обязанности по предоставлению эксперту такого объекта или доступа к нему суд вправе наложить на указанное лицо судебный штраф на основании статьи 66 АПК РФ.

11. Вопрос о присутствии лиц, участвующих в деле, при производстве экспертизы разрешается судом с учетом того, не помешает ли такое присутствие нормальной работе эксперта.

📌 Реклама Отключить

Совершенно новое разъяснение, отсутствовавшее в постановлении № 66. Скорее это даже серия разъяснений, сводящихся к следующему:

1. Ходатайство участвующего в деле лица о присутствии при проведении экспертизы может быть подано до ее назначения.

2. При разрешении указанного ходатайства суд учитывает, возможно ли такое присутствие, не помешает ли оно нормальной работе эксперта.

3. На присутствие участника процесса при производстве экспертизы указывается в определении суда о ее назначении.

4. Если лицо, участвующее в деле, создает препятствия для нормальной работы эксперта, в том числе дает эксперту устные или письменные пояснения, включая информацию о фактах или по вопросам права, суд по ходатайству эксперта вправе отменить для этого лица разрешение присутствовать при производстве экспертизы.

5. Лица, участвующие в деле, не вправе предоставлять материалы и документы для производства экспертизы непосредственно эксперту (без участия суда). Это, пожалуй, одно из самых существенных нововведений постановления № 23 – в практике автора этих строк бывали случаи, когда суд прямым текстом предлагал соответствующей стороне направлять отсутствующие в деле документы непосредственно эксперту, в связи с чем об их содержании суду и иным участникам процесса становилось известно уже после проведения экспертизы. Запрет на подобные действия, как уже говорилось выше, должен послужить еще одной важной гарантией независимости эксперта и объективности его заключения.

📌 Реклама Отключить

12. Заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами. По результатам такой оценки суду необходимо привести мотивы, по которым он принимает или отвергает имеющиеся в деле доказательства.

Еще одно нововведение, отсутствовавшее в предыдущем постановлении. Хотя в последние годы указанный тезис присутствовал во многих судебных актах как кассационных инстанций, так и Высшего Арбитражного Суда.

13. Заключение эксперта по иному судебному делу, а равно заключение по результатам проведения внесудебной экспертизы не могут признаваться экспертными заключениями по рассматриваемому делу. Такие заключения могут быть признаны судом иными документами, допускаемыми в качестве доказательств в соответствии со статьей 89 АПК РФ.

В постановлении № 66 комментируемое разъяснение касалось лишь экспертизы, назначенной при рассмотрении иного судебного дела. Новым постановлением действие указанного ограничения распространено и на результат внесудебной экспертизы.

📌 Реклама Отключить

14. Для оказания содействия в уяснении вопросов, требующих специальных знаний, в том числе при исследовании заключения эксперта, суд может привлечь специалиста в порядке статьи 87.1 АПК РФ.

Поскольку статья 87.1 введена в действие в 2011 году, в постановлении № 66 указанное разъяснение отсутствовало.

15. Если по ходатайству лица, участвующего в деле, или по инициативе суда эксперт вызван в судебное заседание (часть 3 статьи 86 АПК РФ), его явка является обязательной. В случае неявки эксперта в заседание по неуважительным причинам суд вправе наложить на него судебный штраф.

Необходимость такого разъяснения назрела уже давно – нередки случаи, когда эксперты не являются в заседание по вызову суда, тем самым затягивая процесс и лишая сторону, не согласную с заключением, возможности получить соответствующие пояснения.

📌 Реклама Отключить

16. Положения части 6 статьи 55 АПК РФ о праве суда наложить на руководителя государственного судебно-экспертного учреждения или виновного эксперта судебный штраф за непредставление в суд заключения распространяются также на негосударственные экспертные организации и экспертов, не являющихся работниками экспертного учреждения.

Данная новелла постановления № 23 соответствует «духу закона», но не совсем соответствует его букве: в части 6 статьи 55 говорится о возможности наложить штраф только лишь на руководителя государственного судебно-экспертного учреждения или виновного в указанных нарушениях эксперта, т.е. буквальное толкование данной нормы исключает возможность ее применения к руководителям негосударственных экспертных организаций. С другой стороны, из комментируемого положения непонятно, что подразумевается под «распространением на негосударственные экспертные организации» — можно ли наложить судебный штраф на руководителя такой организации или речь идет лишь об эксперте, являющемся ее работником? Словом, указанное разъяснение, на наш взгляд, довольно «сырое» и требует уточнений.

📌 Реклама Отключить

17. Определение о назначении экспертизы не относится к судебным актам, которые могут быть обжалованы. Однако назначение экспертизы как основание приостановления производства по делу подлежит оценке судами апелляционной, кассационной инстанций при проверке законности определения о таком приостановлении.

Здесь Пленум ВАС РФ снова повторяет постановление № 66: АПК РФ не предусматривает обжалование определения о назначении экспертизы, но допускает обжалование определения о приостановлении производства по делу (часть 2 статьи 147). Соответственно назначение экспертизы как основание приостановления производства по делу подлежит проверке судом при обжаловании определения о таком приостановлении. Следует отметить, что в новом постановлении, в отличие от предыдущего, напрямую говорится о праве суда рассмотреть в вышеуказанном случае вопрос о том, имелась ли необходимость в назначении экспертизы, соблюден ли порядок ее назначения, а также оценить необходимость приостановления производства по делу исходя из сложности экспертного исследования и (или) сроков его проведения.

📌 Реклама Отключить

18. Вопросы, связанные с проведением экспертизы и возникшие после приостановления производства по делу в связи с ее назначением, решаются судом в судебном заседании с извещением участвующих в деле лиц и эксперта без возобновления производства по делу.

Данное разъяснение, отсутствовавшее в постановлении № 66, устанавливает необходимость соблюдения вышеуказанного процессуального порядка при рассмотрении судом следующих вопросов:

— о замене эксперта;
— о привлечении к производству экспертизы другого эксперта;
— об отводе эксперта;
— о предоставлении эксперту дополнительных материалов;
— о постановке перед экспертом дополнительных вопросов;
— об отмене разрешения участвующему в деле лицу присутствовать при производстве экспертизы;
— о продлении срока проведения экспертизы.

📌 Реклама Отключить

19. Если необходимость в продолжении проведения экспертизы отпала, суд по заявлению участвующих в деле лиц или по своей инициативе выносит определение о прекращении проведения экспертизы и возобновляет производство по делу, если оно было приостановлено.

Это разъяснение перешло из постановления № 66, практически не изменившись, за исключением следующего: предыдущее постановление устанавливало для рассматриваемого случая необходимость предварительного возобновления производства по делу (т.е. до прекращения проведения экспертизы), по новому же постановлению указанные процессуальные действия совершаются судом одновременно.

20. При определении размера вознаграждения эксперту учитываются также его расходы, связанные с выездом к объекту исследования.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 107 АПК РФ экспертам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в арбитражный суд расходы на проезд, расходы на наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), а также выплачивается вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению арбитражного суда. Комментируемое разъяснение, отсутствовавшее в постановлении № 66, уточняет состав указанных сумм, подлежащих выплате экспертам, включая в него расходы на проезд к объекту экспертизы.

📌 Реклама Отключить

21. При проведении экспертизы, назначенной по инициативе суда, в государственном судебно-экспертном учреждении плата за такую экспертизу указанным учреждением не взимается. Оплата экспертизы, назначенной по инициативе суда и проводимой в негосударственной экспертной организации или экспертом, не являющимся работником экспертного учреждения (организации), осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Еще одно разъяснение, перешедшее из предыдущего постановления без изменений, за исключением состава лиц, получающих вознаграждение за счет бюджета: в постановлении № 66 речь шла только о негосударственных экспертных организациях, постановлением № 23 указанный состав дополнен «вольными экспертами», т.е. лицами, обладающими специальными знаниями и не являющимися работниками экспертных учреждений (организаций).

📌 Реклама Отключить

22. В случае неисполнения лицом, заявившим ходатайство о назначении экспертизы, обязанности по внесению на депозитный счет суда денежных сумм для уплаты вознаграждения эксперту суд выносит определение об отклонении такого ходатайства и рассматривает дело по имеющимся в нем доказательствам. Если дело не может быть рассмотрено на основании других доказательств, суд вправе назначить экспертизу при согласии эксперта (экспертного учреждения) с последующим взысканием расходов на экспертизу с лиц, участвующих в деле.

Честно говоря, фраза «суд выносит определение об отклонении ходатайства» представляется весьма странной, поскольку такая формулировка обычно подразумевает обязанность совершить соответствующие действия. Однако часть 2 статьи 108 АПК РФ, применяемая к указанным случаям, устанавливает право, а не обязанность суда, отклонить ходатайство о назначении экспертизы в случае невнесения заявителем соответствующих сумм на депозитный счет (в постановлении № 66 также говорилось о том, что суд в рассматриваемом случае вправе вынести определении об отклонении ходатайства). На наш взгляд, новая редакция комментируемого положения соответствует «веяниям времени» (действительно, зачем эксперту работать без гарантии своевременной выплаты вознаграждения?), но противоречит буквальному прочтению разъясняемой нормы закона.

📌 Реклама Отключить

Отметим также еще одну новеллу постановления № 23 в части оплаты расходов на экспертизу: если участником процесса заявлено ходатайство о внесении в определение о назначении экспертизы дополнительных вопросов для эксперта, данное лицо вносит на депозитный счет суда денежные суммы в размере, необходимом для оплаты соответствующей работы эксперта; при невнесении указанных сумм суд вправе отклонить такое ходатайство.

23. Увеличение объема работ эксперта, произошедшее по независящим от него обстоятельствам, а также отражение экспертом в заключении выводов по вопросам, которые не были перед ним поставлены, не являются основанием для увеличения размера вознаграждения эксперта, установленного судом.

Комментируемое разъяснение в постановлении № 66 отсутствовало. Его суть состоит в следующем: если дополнительные работы эксперта или увеличение количества затраченных часов не вызваны постановкой перед ним дополнительных вопросов, передачей дополнительных материалов или иными не зависящими от эксперта обстоятельствами, размер вознаграждения эксперта, указанного в определении суда о назначении экспертизы, изменению не подлежит. Не подлежит увеличению такое вознаграждение и в случае отражения экспертом в заключении выводов по вопросам, которые не были перед ним поставлены.

📌 Реклама Отключить

24. Если эксперт по объективным причинам не может заранее рассчитать затраты на проведение экспертизы, суд по согласованию с ним и лицами, заявившими ходатайство о проведении экспертизы, может определить предварительный размер вознаграждения эксперта.

Еще одна новелла комментируемого постановления, отсутствовавшая в постановлении № 66. Основания и порядок определения предварительного вознаграждения, а также увеличения его размера по итогам экспертного исследования определяются следующим образом:

1. «Предварительный» размер вознаграждения устанавливается в исключительных случаях — когда эксперт по объективным причинам не может заранее рассчитать затраты на проведение экспертизы (например, ввиду характера и объема исследуемых объектов).

2. До назначения экспертизы и установления судом размера предварительного вознаграждения эксперт должен проинформировать суд и лиц, участвующих в деле, о пределах возможного увеличения размера вознаграждения, а также об обстоятельствах, влияющих на такое увеличение.

📌 Реклама Отключить

3. Оплата экспертизы в сумме, превышающей установленный в определении о ее назначении предварительный размер вознаграждения эксперта (экспертной организации), может быть произведена только при наступлении вышеуказанных обстоятельств, влияющих на увеличение стоимости экспертизы и сообщенных экспертом суду.

4. Информация о предварительном размере вознаграждения и сроке его внесения на депозитный счет суда, а также о пределах увеличения вознаграждения и согласии на это участвующих в деле лиц и эксперта, должна указываться в определении о назначении экспертизы.

5. Выплата эксперту вознаграждения сверх согласованных при назначении экспертизы пределов увеличения его размера не производится.

6. После выполнения экспертом своих обязанностей сумма предварительного вознаграждения выплачивается с депозитного счета суда, дополнительные суммы взыскиваются с участвующих в деле лиц в порядке возмещения судебных расходов.

📌 Реклама Отключить

25. Если эксперт ответил не на все поставленные перед ним вопросы или провел исследование не в полном объеме в связи с выявлением невозможности дальнейшего производства экспертизы, эксперту оплачивается стоимость фактически проведенных исследований с учетом представленного им финансово-экономического обоснования расчета затрат.

Данное положение свидетельствует об изменении позиции высшей арбитражной инстанции по разъясняемому вопросу: в постановлении № 66 говорилось о том, что размер вознаграждения эксперта не может быть уменьшен, если исследование выполнено в полном объеме, однако эксперт не ответил на поставленные вопросы по независящим от него основаниям. Новая редакция свидетельствует о курсе на «минимизацию» расходов по оплате услуг эксперта в рассматриваемых случаях. Кроме того, в постановлении № 23 указано на право суда отнести фактически понесенные экспертом расходы на участвующее в деле лицо, по вине которого возникла невозможность продолжения экспертизы (например, в случае уклонения такого лица от предоставления эксперту объектов исследования либо доступа к ним).

📌 Реклама Отключить

26. Перечисление эксперту (экспертной организации) денежных средств в уплату вознаграждения и понесенных расходов производится на основании судебного акта, подлежащего вынесению по окончании судебного заседания, в котором исследовалось заключение эксперта.

Данное разъяснение призвано заполнить пробел, содержащийся в части 1 статьи 109 АПК РФ, в которой говорится о выплате экспертам причитающимся им денежных сумм по исполнении соответствующих обязанностей, но отсутствуют основания и порядок такой уплаты. Следует отметить, что до принятия постановления № 23 выплата вознаграждения эксперту часто осуществлялась судами непосредственно после поступления заключения в материалы дела, т.е. до его исследования в заседании.

27. Если вопрос об оплате расходов на производство экспертизы не разрешен судом, в том числе в порядке взыскания судебных расходов, эксперт вправе обратиться с заявлением об оплате таких расходов, которое рассматривается по правилам статьи 112 АПК РФ.

📌 Реклама Отключить

Последняя новелла комментируемого постановления, устанавливающая порядок разрешения вопроса об оплате экспертизы, не разрешенного при рассмотрении дела. Как известно, согласно части 2 статьи 112 АПК РФ заявление о возмещении судебных расходов в указанном случае может быть подано в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу. Согласно постановлению № 23 указанный порядок применяется и к случаям возмещения расходов на оплату услуг эксперта.

Источник: Портал о судебной экспертизе

Опекунство над недееспособным человеком

Автор статьи: Елена Петренко Последнее изменение: Январь 2020 года 5169 0

Согласно ФЗ от 24.04.2008 №48-ФЗ, опекунство над недееспособным человеком устанавливается только дееспособным лицом, достигшим совершеннолетнего возраста. Также к опекунам предъявляются иные требования, о которых должен знать каждый, кто планирует стать законным представителем недееспособного.

Опекунство: понятие

Согласно действующему законодательству, лицо, достигшее совершеннолетнего возраста, признается дееспособным. Он вправе от своего имени совершать сделки, представлять свои интересы в суде самостоятельно, заниматься оформлением документов в государственных и муниципальных органах, а также производить иные действия, от которых зависит его жизнь.

Комментарий специалиста Каменский Юрий Юрист Задать вопрос эксперту До 14 лет ребенок считается недееспособным. За него принимают решения родители или законные представители, в сделках фигурирует лишь его имя. Если же ребенку исполняется 14 лет и выдается паспорт, он считается ограниченно дееспособным и может самостоятельно заключать некоторые виды договоров с письменного согласия родителей.

Опекунством признается устройство несовершеннолетнего или недееспособного гражданина под опеку другого лица, соответствующего установленным критериям. Это делается для обеспечения законных интересов опекаемого. Если человек недееспособен, по закону он не вправе совершать сделки. Все сделки, заключенные от имени такого гражданина после установления недееспособности, признаются недействительными и изначально не должны допускаться.

Назначение опекуна производится органами опеки. Им может стать близкий родственник, друг или даже посторонний человек. Главное условие – соответствие всем критериям. Впоследствии такой гражданин обретает все права и обязанности опекуна до прекращения действия акта об опеке или бессрочно.

Права и обязанности опекуна недееспособного гражданина

Если опека устанавливается в отношении недееспособного человека, опекун наделяется следующими правами:

  • Обращение в государственные органы для получения полагающихся льгот и выплат подопечному и самому опекуну.
  • Защита интересов опекаемого в любых инстанциях.
  • Принятие всевозможных мер по обеспечению сохранности имущества недееспособного.
  • Обращение в учреждения здравоохранения для получения медицинских услуг опекаемым.

Комментарий специалиста Потапова Светлана Юрист Задать вопрос эксперту По закону не допускается совершение сделок с имуществом недееспособного опекуном без разрешения органов опеки. Чтобы его получить, придется доказывать целесообразность таких операций.

Помимо прав, за опекунами закрепляются и конкретные обязанности:

  • Приобретение продуктов, обуви и одежды для подопечного с целью обеспечения ему полноценной жизни.
  • Контроль состояния здоровья и гигиены недееспособного.
  • Защита и сохранение имеющегося имущества.
  • Отстаивание прав подопечного в любых ситуациях.
  • Выполнение обязательств от имени опекаемого.
  • Правильное распоряжение государственными выплатами подопечному. В большинстве случаев в ООиП потребуется предоставление отчетов, поэтому потратить пенсию или иной доход опекаемого на себя не получится.

Если опекунство устанавливается над несовершеннолетним ребенком, дополнительно в обязанности опекуна входит контроль успеваемости в школе, обеспечение всестороннего развития и своевременное медицинское обследование.

Кто считается недееспособным

До достижения ребенком 14 лет он считается недееспособным, устанавливается опекунство. После исполнения указанного возраста назначается попечитель. Если человеку исполнилось 18 лет, он признается недееспособным в судебном порядке при наличии следующих оснований:

  • Достижение пожилого возраста – 80 лет. Одновременно могут присутствовать психические заболевания или интеллектуальные нарушения, при которых у человека не получается адекватно анализировать свои поступки. Опека над таким гражданином устанавливается только по решению суда.
  • Наличие психических заболеваний, когда гражданин не может оценивать последствия своих действий, в результате чего им нередко совершаются, например, невыгодные сделки. При шизофрении недееспособность устанавливается легче всего, а для опеки судебное решение не требуется.
  • Частичная недееспособность. В данной ситуации гражданин может находиться в здравом уме, но ввиду физических заболеваний у него не получится совершать определенные действия: ходить в магазин, оплачивать счета, готовить еду и пр. Здесь опека может устанавливаться по его инициативе при обязательном согласии опекуна.

Комментарий специалиста Киреев Максим Юрист Задать вопрос эксперту Процедура признания человека недееспособным производится в судебном порядке. Истцом может выступать близкий родственник или представители органа опеки. Потребуются медицинские справки, подтверждающие наличие оснований.

Требования к опекунам

Основные критерии для опекунов устанавливаются ФЗ «Об опеке и попечительстве»:

  • Возраст. Между опекуном и подопечным должна быть разница в возрасте – минимум 16 лет. Исключением являются лишь близкие родственники: для них достаточно достижения совершеннолетия.
  • Здоровье. Не допускается установление опекунства лицом, имеющим серьезные заболевания: ВИЧ, туберкулез, СПИД и пр. Отсутствие болезней подтверждается медицинской справкой, предоставляемой в органы опеки.
  • Положительная характеристика. ООиП могут затребовать характеристику с места работы. Она составляется работодателем, должна содержать описание личностных и профессиональных качеств претендента в опекуны.

Если предполагается проживание несовершеннолетнего ребенка с опекуном, потребуется наличие жилплощади в собственности. Она должна соответствовать установленным социальным критериям по норме площади на одного человека, в среднем это 18 кв.м., показатель зависит от региона. Также понадобится подтверждение хорошей заработной платы. Ее размер при перерасчете на каждого неработающего члена семьи не должна быть менее 1 ПМ на человека.

Как оформить опекунство: пошаговая инструкция

Если опекунство оформляется над совершеннолетним человеком, предварительно потребуется лишение дееспособности через суд.

Чтобы стать опекуном, нужно сделать следующее:

  1. Подать заявление и документы в органы опеки по месту регистрации опекаемого.
  2. Пройти медкомиссию и курсы опекунов, если речь идет об опеке над ребенком.
  3. Договориться с ООиП о дате обследования жилищных условий претендента. Как правило, комиссия приходит в течение трех дней после подачи заявления.
  4. Получить заключение комиссии, на основании которого оформляется акт об установлении опеки.
  5. Получить акт об опеке.

Если опекун требуется ребенку, ООиП ищут его в течение месяца. При отсутствии претендента несовершеннолетний берется под опеку ООиП. Опекунство устанавливается только при согласии опекуна, при этом приоритетное право на это имеют близкие родственники ребенка или недееспособного взрослого.

Документы

На разных этапах процедуры установления опеки от заявителя понадобятся следующие документы:

Наименование

Где взять

Справка о зарплате Бухгалтерия предприятия по месту трудоустройства
Паспорт Выдается в ЗАГСе при достижении совершеннолетия
Трудовая книжка Отдел кадров по месту работы
Свидетельство о регистрации или расторжении брака (если есть) ЗАГС
Автобиография ООиП или интернет-ресурс. Заполняется заявителем собственноручно
Свидетельство о праве собственности на жилище Росреестр, МФЦ
Согласие всех совершеннолетних членов семьи на опекунство претендента, если подопечный будет жить вместе с ними Оформляется у нотариуса
Медицинское заключение об отсутствии тяжелых заболеваний Подразделение медико-социальной экспертизы
Справка об отсутствии судимости Отдел полиции по адресу регистрации претендента

Некоторые документы имеют ограниченный срок действия – 1 месяц, — поэтому их предоставлять в ООиП рекомендуется сразу после получения. Если опекунство устанавливается над несовершеннолетним, обязательно наличие сертификата о прохождении курсов опекунов.

Выплаты опекунам недееспособных граждан

Опекуны вправе получать за опекаемых пенсии и пособия, но тратиться они должны исключительно на подопечных. Об этом ООиП потребует отчетность.

Всем опекунам трудоспособного возраста при отсутствии трудоустройства ежемесячно выплачивается 1 200 руб. Для оформления пособия необходимо обращаться в Пенсионный фонд.

Недееспособными по заключению медкомиссии могут быть признаны инвалидами, и тогда попечители могут претендовать на следующее:

Опекуны, ухаживающие за недееспособными гражданами-инвалидами с детства

11 445 руб.

Опекуны, осуществляющие уход за инвалидами с приобретенной группой

9 538 руб.

Пособия выплачиваются ежемесячно ПФР и подлежат ежегодной индексации. Также регионами могут предоставляться дополнительные выплаты.

Как написать жалобу о причинении вреда здоровью

Напишите жалобу если вашему здоровью был причинен вред. Например, при избиении, в ходе совершения сопутствующего преступления, в результате ДТП, несчастного случая или по факту халатных действий уполномоченных лиц. Потерпевший имеет право требовать возмещения причиненного вреда здоровью в полном объеме со стороны виновного лица или группы лиц, и их наказания в рамках действующего законодательства. Регулируются данные вопросы нормами ГК, УПК, УК РФ и других федеральных законов.

Заявление в полицию

В ч. 2, ст. 20 УКП РФ сказано, что уголовное производство о причинении легкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 115 УК РФ) и побоев (ст. 116 УК РФ) – дела частного обвинения, которые расследуются по факту обращения потерпевших и могут быть прекращены в связи с применением сторон. Дела частного обвинения рассматривают Органы внутренних дел. Заявителем здесь выступает физическое лицо, которому причинен физический вред. Если потерпевший несовершеннолетний – заявление подают его родители, опекуны или законные представители.

Скачать образец заявления на причинение вреда здоровью в Полицию

Жалоба в ОВД не имеет строгих норм по составлению, но обязательно подается в письменном виде, с соблюдением официально-делового стиля в написании. В документе отображается наименование ОВД, ФИО и контактные данные заявителя. Содержание заявления предполагает описание фактов и обстоятельств, в ходе которых здоровью потерпевшего был причинен вред. Документ подписывается и передается в дежурную часть территориального отделения полиции.

Подробнее: Как правильно написать жалобу в полицию

Сотрудники МВД проводят предварительную проверку (до 10 дней с момента регистрации) и если факты, указанные в жалобе, подтвердятся, принимается решение о возбуждении уголовного дела. По завершении расследования дело передается в районный суд.

Жалобы можно подавать не только в территориальных ОВД, но и в Управлении МВД субъекта федерации, а также в Министерстве Внутренних Дел. Однако в рамках ст. 151 УПК РФ (подследственность) заявление будет направлено для рассмотрения в орган, на территории обслуживания которого имели место факты, указанные в документе.

Исковое заявление о причинении вреда здоровью

Потерпевшие могут самостоятельно обратиться с исковым заявлением в суд по делам частного обвинения, минуя стадию предварительного расследования. Жалоба будет принята к рассмотрению в том случае, если потерпевшему известны анкетные данные и местонахождение ответчика. В противном случае обращение рассматривается в ОВД.

Скачать образец искового заявления о причинении вреда здоровью

Иск о возбуждении уголовного дела частного обвинения, направляемого в суд, обязательно должен содержать следующие пункты:

  • Наименование суда.
  • Полные анкетные и контактные данные заявителя.
  • ФИО, адрес проживания ответчика.
  • Описание события правонарушения – время, место и все обстоятельства, имеющие значение по делу.
  • Просьба о принятии дела к производству.
  • Список свидетелей по факту правонарушения.
  • Дата написания и подпись заявителя.

Кроме списка свидетелей к иску нужно прилагать документы и другие файлы, которые могут быть использованы в качестве доказательственной базы. Например, медицинские справки, акты медицинских освидетельствований, истории болезни и т.д.

На действия врачей, которые причинили вред здоровью

Если гражданину причинен вред здоровью в процессе оказания ему медицинской помощи или в ходе лечения, он имеет право требовать выплаты компенсации в соответствии с п.5 ст. 19 ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан РФ» и на основе ст. 1086 ГК РФ.

Скачать образец заявления на действия врачей, повлекшие вред здоровью

Первоначально потерпевшие могут написать жалобу в администрацию медицинского учреждения с подробным описанием всех обстоятельств случившегося. Строгих норм по заполнению документа нет. Важно предоставить доказательственную базу. Конкретных сроков рассмотрения подобные обращения не имеют, но в большинстве случаев стороны ссылаются на п. 5 ст. 28 ФЗ-2300-1 «О защите прав потребителей», где есть ссылка на 10-дневный срок.

В случае игнорирования требований администрации медучреждения потерпевшие могут написать жалобу в органы, контролирующие здравоохранение в муниципалитете или субъекте РФ. Еще один вариант защиты прав – написание искового заявления в суде.

Подробнее: Жалоба на врачей

На возмещение вреда здоровью по ОСАГО

Речь идет об обращениях по факту причинения вреда здоровью в результате ДТП. Право на получение компенсации закреплено в ФЗ-40 «Об ОСАГО» и Правилами страхования, утвержденными Центральным Банком РФ.

По ОСАГО можно компенсировать:

  • Расходы на лечение и понесенные расходы – покупка лекарств, услуги сиделок и т.д.
  • Утраченный заработок в процессе лечения.
  • Затраты на санаторно-курортное лечение для восстановления здоровья.
  • Расходы на покупку спецсредств. Например, инвалидной коляски.

Компенсацию могут получить водители, пассажиры, пешеходы и другие участники ДТП. Жалобы подаются в страховую компанию виновника, если его вина доказана, а также в Российский союз страховщиков, если фирма признана банкротом.

Скачать образец заявления на возмещение вреда здоровью по ОСАГО

Жалоба по ОСАГО должна содержать в себе следующие сведения:

  • Наименование страховщика.
  • ФИО потерпевшего и его контактные данные (либо данные официального представителя).
  • Подробное описание происшествия.
  • Сведения о виновнике ДТП, включая его транспортное средство.
  • Информация о пострадавшем и его имуществе.
  • Дата, подпись заявителя и отметки о принятии заявления.

К обращению прикладываются документы, другие бумаги и файлы, подтверждающие факт причинения вреда здоровью и сумму ущерба. В противном случае в выплате компенсации могут отказать или потерпевшему придется обращаться в другие инстанции.

Как видно, подобные жалобы могут рассматривать не только правоохранительными органами, но и уполномоченными организация. Если требования потерпевшего не были удовлетворены в любом органе, то последняя инстанция, где можно добиться объективного расследования обстоятельств дела и защитить свои права – суд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *