Обременение земельного участка (ЗУ) — это ограничение прав владельцев и собственников ЗУ в пользу иных лиц, при котором не происходит утрата прав собственности. Обременение может быть временным и постоянным. Оно устанавливается договорами, постановлениями государственных и муниципальных органов, нормативно-правовыми актами (НПА). Продажа земельного участка с обременением становится возможной только при соблюдении определенных условий, а в некоторых случаях она невозможна вообще. В статье рассмотрим:
- какие ограничения и обременения земельного участка существуют;
- как заключить договор купли продажи земельного участка с обременением;
- как проверить земельный участок на обременение;
- как снять обременение с земельного участка.
Содержание
- Обременение земельного участка: основные виды, проверка и снятие обременения
- Виды обременений на земельный участок
- Договор аренды земельного участка
- Обременение земельного участка сервитутом
- Концессия
- Земельная ипотека: можно ли заключить договор купли-продажи
- Обременение залогом
- Арест земельного участка
- Статус охранной или защитной зоны
- Как узнать обременения земельного участка
- Как снять обременение с земельного участка
- Как оформить в собственность земельный участок?
- ФНС уточнила: граждане должны подать налоговую декларацию 3-НДФЛ до 30 июля
Обременение земельного участка: основные виды, проверка и снятие обременения
Обременение любого объекта недвижимости, как и права на него, подлежат регистрации в Росреестре. Поэтому если земельный участок поставлен на кадастровый учет, то среди информации о нем будут также и сведения о том, есть ли обременение у данного надела.
Виды обременений на земельный участок
Самыми частыми видами обременений ЗУ являются:
- аренда земельного участка;
- публичный или частный сервитут;
- концессия;
- земельная ипотека;
- оформление закладной на земельный надел;
- арест земельного участка;
- наличие у земельного участка статуса охранной или защитной зоны.
Договор аренды земельного участка
Договор аренды ЗУ или его части регистрируется только в том случае, если срок его действия составляет более 12 месяцев.
Обременение появляется, как только происходит регистрация договора аренды в ЕГРН. С этого момента собственник ЗУ временно утрачивает свои права в использовании, но при этом может ограниченно распоряжаться участком: например, продать его, при условии сохранения действия арендного договора.
Что происходит, когда подписывается договор купли-продажи земельного участка с обременением в форме аренды? Для арендатора ничего — он продолжит пользоваться землей. А бремя аренды перейдет к новому арендодателю — покупателю ЗУ. Сохраняются при купле-продаже арендованного участка также и другие обременения, например, сервитут.
Пользование земельным участком носит ограниченный характер:
- в условиях договора должен содержаться вид разрешенного использования;
- в соглашении может быть запрет на строительство жилого дома и капитальных хозяйственных построек.
Долгосрочная аренда или безвозмездное пользование земли, являющейся гос. или муниципальной собственностью предоставляет более свободные права:
- разрешение на строительство дома и других строений;
- право сдавать ЗУ в субаренду;
- право выкупа участка через 5 лет.
Однако ставятся условия:
- использование ЗУ строго по назначению;
- деятельность арендатора не должна ухудшить состояние земли.
Образец договора аренды:
Обременение земельного участка сервитутом
Наложение сервитута регулируется гражданским и земельным кодексами.
Согласно ст. 274 ГК РФ, сервитут устанавливается на основании договора между собственниками соседних земельных участков или судебного решения. Его цель — обеспечить использование части территории для организации проезда, прохода, прокладывании или замены трубопроводов, эксплуатации и ремонта инженерных линейных объектов и пр.
Собственник, права которого ограничиваются, вправе требовать вознаграждения от заинтересованной стороны.
Ст. 23 ЗК РФ определяет правила установления публичного сервитута (ПС):
- цель его — защита общественных интересов;
- ПС устанавливается на основании законов и нормативных актов, принятых государством, субъектами Федерации и местными органами.
Договор о наложении сервитута может быть заключён в отношении земельной собственности государственного или муниципального фонда в следующих случаях:
- размещение инженерных коммуникационных линий и объектов, линий связи, защитных полос и ограждений, информационных щитов, знаков и т.д. (если это не идет в разрез с ВРИ участка);
- геологическая разведка, изыскания;
- работы, связанные с использованием недр (ст. 39.23 ЗК РФ).
Заключать договор должны арендаторы, пользователи и владельцы ЗУ.
При отчуждении земельного участка с сервитутом действие данного вида ограничения сохраняется. Договор купли-продажи такого ЗУ должен содержать данные о наличии обременения в форме сервитута.
Регистрация сервитута платная:
- при заключении договора между гражданами уплачивается госпошлина в размере 1500 руб.;
- при заключении соглашения между организациями — 6000 руб.
Концессия
Государство (концедент) может отдать принадлежащую ему землю частным инвесторам (концессионерам) для строительства либо реконструкции дорог, транспортных объектов, заводов, ЛЭП (линий электропередач), гидротехнических сооружений, линий водоснабжения и канализации, добычи ископаемых и т.д.
Концессия — тройное ограничение прав для правообладателя, так как содержит одновременно элементы аренды, сервитута и доверительного управления объектами. При этом концессионер имеет достаточно прав (кроме передачи объекта в залог или отчуждения).
В РФ в основном используются две схемы:
- После завершения стр-ва/реконструкции концессионер на время возвращает объекты государству (субъекту РФ, ОМСУ), для регистрации государственного права собственности. Затем имущество может быть передано вновь концессионной компании под управление, порой бессрочное.
- Договор заключается на период строительства и управления. Концессионер вкладывает свои средства, создает объект, затем управляет им и получает доход. По истечению срока договора права пользования и управления переходят опять к государству.
Земля все это время находится в аренде, которая и является непосредственно обременением.
Земельная ипотека: можно ли заключить договор купли-продажи
- Если земля выкупается в кредит, то оформляется договор ипотеки на землю. Земельный надел находится в залоге у банка, до тех пор пока не будет выплачена вся сумма долга.
- Обременение ипотекой не исключает возможности при определенных условиях распоряжаться земельным участком. Например, можно его сдать в аренду либо продать.
- Однако договор купли продажи земельного участка с обременением можно будет заключить только после перевода долга по ипотеке на другое лицо. А это возможно только при согласии кредитной организации.
Обременение залогом
Залог является формой обременения, накладываемый на земельный участок до исполнения собственником своих обязательств. Залоговая закладная оформляется не только в банках, но и в других организациях, например, налоговых органах. Это возможно, в случае если налогоплательщик должен большую сумму и налоговики идут навстречу, разрешая выплату долга в рассрочку.
Арест земельного участка
Арест ЗУ возможен при обращении судебного взыскания на имущество должника он производится на основании:
- санкции прокурора по инициативе налоговых органов;
- постановления суда по иску кредитора;
- вынесения судебного приговора о признании подозреваемого виновным по статьям, предусматривающим конфискацию.
При этом исключены любые сделки и действия с земельным участком. Однако собственник может продолжать им пользоваться, если только ЗУ не подлежит конфискации.
Статус охранной или защитной зоны
Охранные (санитарные и защитные зоны) могут быть установлены:
- на землях ООПТ;
- вблизи памятников исторического либо культурного наследия;
- в местах расположения оборонных объектов и военных (границ, в/ч, складов, полигонов и пр.);
- в прибрежных полосах;
- возле водных гидротехнических объектов (плотин, ГРЭС, сточных очистных сооружений и др.);
- вблизи линий электропередач и трубопроводов.
В охранных зонах запрещено вести строительство, использовать здания и сооружения в целях, противоречащих основному виду разрешенного использования.
Обременение земельного участка ЛЭП вносит дополнительные запреты. Категорически нельзя возле ЛЭП:
- организовывать проходы, проезды, пастбища;
- сажать деревья;
- обустраивать транспортные стоянки, футбольные поля, спортивные и игровые площадки и т.д.
Как узнать обременения земельного участка
Узнать обо всех ограничениях в виде сервитута, аренды, ипотеки и других видов обременения можно в Росреестре (ЕГРН) по кадастровому номеру земельного участка. Регистрация обременения происходит на основании:
- заключенных между сторонами договоров;
- законов РФ, постановлений гос. и мун. органов, НПА;
- санкции прокурора;
- решений суда о наложении ареста и пр.
При заключении договоров зарегистрировать обременение должна сторона, в пользу которой устанавливается обременение.
Как узнать об обременении на сайте Росреестра читайте .
Внимание! Наиболее точные и самые последние сведения о земельном участке предоставляется выписка из Росреестра.
Выписку из ЕГРН можно заказать:
- в многофункциональном центре;
- на официальном сайте ЕГРН по кадастровому номеру надела.
Если кадастровый номер неизвестен, его и другую информацию о ЗУ (кроме обременений) можно узнать на публичной кадастровой карте.
Сколько стоит выписка из ЕГРН
Выписка из ЕГРН платная. При заказе через МФЦ необходимо уплатить госпошлину.
Стоимость выписки через интернет-сервис ЕГРН зависит от объема сведений и формы документа:
- простая выписка в формате pdf стоит 200 руб.;
- выписка из Росреестра с основными сведениями о земельном участке с печатью — от 1400 руб.
- чтобы узнать об истории обременений и переходе права на ЗУ, нужно заказать расширенную выписку стоимостью 2000 руб.;
- индивидуальная выписка, касающаяся прав конкретного лица — от 3000 руб.
Взять выписку в Москве можно на этом сервисе. Доставка выписки по Москве бесплатная.
Как снять обременение с земельного участка
Снятие обременения — регламентируемая законодательством процедура, которая происходит на основе:
- истечения срока действия или расторжения договоров аренды, частного сервитута;
- постановлений или НПА об отмене публичного сервитута;
- исполненных долговых обязательств (подтверждаются отметкой на залоговой закладной);
- судебных решений;
- справки о снятом аресте и т.д.
Уведомить Росреестр о снятии обременения должен собственник земельного участка, либо государственные органы, решением которых снимается ограничение.
Краткие итоги о главном
- Обременение земельного участка устанавливается на основе:
- добровольного соглашения сторон;
- принятого закона;
- постановления властей или нормативного акта.
- Наиболее распространенными примерами обременений являются:
- ипотека, аренда, сервитут, залог;
- особый охранный (защитный) статус земли;
- арест имущества.
- Обременение значит ограничение прав для собственника и предоставление прав другому лицу (лицам).
- Регистрация обременения и снятие обременения проводится в Росреестре. Сведения о появлении и снятии ограничений входят в состав стандартных сведений ЕГРН, предоставляемых по запросу граждан.
Вы можете отправить сообщение в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и его должностных лиц
Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и его должностных лиц при предоставлении государственной услу
Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» , Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы , утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 года N 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве» , настоящим Регламентом.
Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:
1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.
Требования от заявителя:
1. Документов или информации либо осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственных услуг, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.
2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.
3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
4. Документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Нарушения срока предоставления государственной услуги.
Отказа заявителю:
1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.
Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы рассматриваются руководителем указанного органа исполнительной власти города Москвы.
Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления, подведомственные им организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб, в соответствии с настоящим Регламентом в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:
1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).
2. Почтовым отправлением.
3. С использованием официальных сайтов органов и организаций, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Жалоба должна содержать:
1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.
2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего, работника, решения и действия (бездействие) которых обжалуются.
3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.
4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).
5. Сведения о решениях и действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.
6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
7. Требования заявителя.
Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).
Дату составления жалобы.
Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.
Полномочия представителя заявителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании федерального закона, иных нормативных правовых актов или учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.
Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.
Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.
Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:
1. Отказа в приеме документов.
2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.
По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об ее удовлетворении (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении.
Решение должно содержать:
1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.
2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).
3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица.
4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.
3. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.
4. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).
5. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.
6. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.
7. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).
8. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).
9. Информацию о действиях, осуществляемых органами исполнительной власти города Москвы, подведомственной органу исполнительной власти организацией, предоставляющими государственную услугу, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также извинения за доставленные неудобства и информацию о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги (в случае удовлетворения жалобы).
10. Аргументированные разъяснения о причинах принятого решения (в случае отказа в удовлетворении жалобы).
11. Порядок обжалования решения.
12. Подпись уполномоченного должностного лица.
Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.
К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:
1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).
2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).
3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).
4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:
1. Признания обжалуемых решений и действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.
2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.
Наличия:
1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.
2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).
Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:
1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.
2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.
3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.
4. При поступлении в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, ходатайства заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.
Решения об удовлетворении жалобы и об отказе в ее удовлетворении направляются заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем их принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.
В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (представителю заявителя) направляется письменное мотивированное уведомление с указанием оснований или сообщение о недопустимости злоупотребления правом (при наличии в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей) (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление или сообщение о недопустимости злоупотребления правом направляются в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.
Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:
1. Размещения соответствующей информации на Портале, официальном сайте Департамента и стендах в местах предоставления государственной услуги.
2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.
В случае установления в ходе рассмотрения жалобы признаков состава административных правонарушений или уголовных преступлений соответствующие материалы должны быть незамедлительно направлены в органы, уполномоченные возбуждать производство по делам об административных правонарушениях и (или) по уголовным делам.
Как оформить в собственность земельный участок?
Согласно действующему законодательству, в упрощенном порядке оформляется собственность на участки, которые выдавались до 30 октября 2001 года (момента вступления в действие Земельного кодекса РФ). Если участок был получен после этой даты или предоставлялся не конкретному лицу, а организации или коллективу, упрощенный порядок на него не распространяется. По этой причине в рамках «дачной амнистии» нельзя, например, зарегистрировать права на земельные наделы, предназначенные для ведения садоводства. Эти участки предоставлялись садоводческим товариществам единым массивом, после чего делились на отдельные наделы между конкретными лицами — членами садоводств. Кроме того, нельзя зарегистрировать права на землю по документу о предоставлении участка не на постоянной основе — например в аренду или временное пользование.
Как оформить право собственности на садовый участок
Участник садоводческого или дачного некоммерческого объединения сегодня имеет право приватизировать участок бесплатно, обратившись в администрацию того района, на территории которого находится эта земля. Обязательное условие: участок должен быть предоставлен до 2001 года (до вступления в силу Земельного кодекса).
Порядок оформления таких участков установлен в пункте 2.7 статьи 3 Земельного кодекса. Предоставление земельного участка осуществляется на основании заявления гражданина, подаваемого в орган местного самоуправления (администрацию). К заявлению нужно приложить:
схему расположения земельного участка (заказывается у кадастрового инженера);
протокол общего собрания некоммерческого товарищества садоводов, в котором говорится, что владелец участка действительно является членом садоводческой организации и ему был предоставлен этот участок.
Кроме того, необходим документ, подтверждающий отвод земельного участка для коллективного садоводства или дачного строительства. Все остальные документы, необходимые для предоставления участка, администрация запросит самостоятельно.
У упрощенного порядка оформления собственности на земли садоводств есть конечный срок действия: зарегистрировать свои права на участки таким образом садоводы смогут до 31 декабря 2020 года.
Бывает, что садоводческое общество прекратило свое существование как юридическое лицо, и землепользователи занимаются садоводством индивидуально, а значит, невозможно собрать все документы. Если необходимые документы отсутствуют, например, нет документа, подтверждающего распределение участков в садоводческом товариществе, и найти их в архивах не удается, оформить права на участок можно через суд.
Не нужно переоформлять свои права на землю тем владельцам участков, у которых есть свидетельство о праве собственности, которое выдавалось земельными комитетами, местными администрациями (даже если в нем сказано «временное»). Этот документ имеет равную силу с записью о собственности на земельный участок в ЕГРП, поэтому права на землю считаются оформленными надлежащим образом.
Оформление участка под жилым домом
Если участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, был предоставлен в аренду после 30 октября 2001 года, для него действует обычный порядок предоставления — через решение уполномоченного органа. Как правило, это администрации городских и сельских поселений. Порядок предоставления участка под зданиями, сооружениями определен статьей 39.20 Земельного кодекса.
«Если основание для оформления земельного участка под жилым домом по «дачной амнистии» отсутствует, нужно обращаться в органы местного самоуправления. В Красноярске это департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города, — объясняет начальник отдела регистрации прав на земельные участки Управления Росреестра по Красноярскому краю Виктория Максакова, — основанием для предоставления участка в собственность будет являться размещение на нем объекта капитального строительства. Установлено исключительное право собственников зданий, сооружений на земельный участок. Никто другой, кроме них, претендовать на земельные участки под этими зданиями не может».
Причем земельный участок может быть предоставлен как бесплатно, так и за деньги. На бесплатное получение участков имеют право льготные категории населения (к ним относятся многодетные семьи), всем остальным землю придется выкупать. Размер выкупной стоимости определяется исходя из кадастровой стоимости участка.
Законом «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» размер выкупной стоимости земли для физических лиц установлен на уровне 2,5% от кадастровой стоимости.
Как получить земельный участок сегодня?
Для тех, кто хочет получить землю, сегодня открыты два пути. Стать землевладельцем можно, участвуя в аукционах, которые проводят администрации поселений. В таком случае администрация формирует земельные участки, размежевывает землю, ставит участки на кадастровый учет, после чего объявляет торги. Сведения обо всех участках, находящихся в муниципальной или государственной собственности, которые предполагается предоставлять на аукционах, подлежат обязательному размещению на сайте www.torgi.gov.ru.
Для ряда участков существует специальный механизм предоставления земли. С 1 марта 2015 года вступили в силу изменения в Земельный кодекс. Статьей 39.18 вводится новый порядок получения находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, обособленного участка для садоводства и огородничества. Для этого заинтересованное лицо обращается в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации (если участок находится в Красноярске) или в администрацию поселений (для земельных участков в районах края) с просьбой предоставить ему этот участок.
Орган местного самоуправления в 30-дневный срок заявление рассматривает и в случае положительного решения размещает в трех средствах массовой информации извещение о предоставлении земельного участка. Сообщения публикуются в СМИ, которое определено уставом поселения, как правило, это районная газета, на официальном сайте администрации поселения и официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов в отношении государственного и муниципального имущества http://torgi.gov.ru. Если в течение 30 дней с момента публикации не появляются заявки от других претендентов, земельный участок предоставляется заинтересованному лицу без проведения торгов. При этом заявитель сам вправе выбрать, в аренду или в собственность он хочет получить этот участок.
Если поступила хотя бы одна заявка от других желающих получить эту землю, участок выставляется на торгах.
«Возможность самостоятельно найти пустующий участок, подготовить на него документы и, если не оказалось других претендентов, получить его в аренду существовала и ранее, — поясняет Виктория Максакова, — но с 1 марта 2015 года был определен более строгий порядок предоставления участка. Теперь любой желающий может принять участие в торгах на территории всей страны, если он хочет переехать жить куда-нибудь, например в сельскую местность».
Если участок был предоставлен землепользователю в аренду, оформить его в собственность в дальнейшем можно будет, после того как на нем появится объект капитального строительства.
На бесплатное предоставление земли имеют право:
семьи, имеющие трех и более детей, которые не достигли восемнадцатилетнего возраста, а также детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях, — до окончания обучения, но не более чем до достижения возраста 23 лет, детей, проходящих срочную военную службу по призыву (до достижения возраста 23 лет), а также детей, признанных инвалидами, до достижения ими возраста 18 лет;
молодые специалисты — граждане Российской Федерации, на момент подачи заявления не старше 35 лет, которые имеют законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, работают в сельской местности на территории Красноярского края в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в соответствии со специальностью не менее трех лет.
Татьяна Крупко
Источник: журнал «Сибирский дом» № 6 (148) июнь 2016
ФНС уточнила: граждане должны подать налоговую декларацию 3-НДФЛ до 30 июля
© anekdotov.net
Служба также напомнила, за какие доходы должны отчитаться физлица, и уверила – подать декларацию на вычеты можно в любое время. Дни открытых дверей в инспекциях отменяются.
Правительственным постановлением на три месяца продлеваются сроки представления почти всех налоговых деклараций, которые по закону надо сдать в течение марта, апреля и мая этого года. Это касается и налоговых деклараций, которые обычно подают граждане до 30 апреля – по НДФЛ с доходов, полученных в прошлом году.
Можно предположить, что продление на три месяца означает перенос срока с конца апреля до конца июля, то есть – до 31 июля. Однако ФНС трактует это иначе и утверждает, что срок продлен до 30 июля. При этом служба подтвердила: оплатить налог, исчисленный в декларации, необходимо до 15 июля 2020 года (то есть раньше крайнего срока подачи декларации).
Когда надо отчитаться
Также ФНС напомнила, в каких ситуациях гражданам надо отчитываться – если в прошлом году налогоплательщик, к примеру, продал недвижимость, которая была в собственности меньше минимального срока владения, получил дорогие подарки не от близких родственников, выиграл в лотерею, сдавал имущество в аренду или получал доход от зарубежных источников.
Напомним: в общем случае минимальный срок владения для недвижимости, приобретенной за деньги – 5 лет. Сокращенный срок в три года действует для единственного жилья, для недвижимости, полученной в дар, по наследству, по договору ренты или приватизированной, а также иного имущества (кроме ценных бумаг, жилой бизнес-недвижимости и бизнес-транспорта).
Отчитаться о доходах также должны ИП, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица.
Если налоговый агент не удержал НДФЛ при выплате дохода и не сообщил в налоговый орган о невозможности удержать налог, то такой доход необходимо задекларировать самостоятельно. Если же налоговый агент выполнил эту обязанность, то налоговый орган направит налогоплательщику уведомление, на основании которого необходимо уплатить НДФЛ не позднее 1 декабря 2020 года.
Вычеты – никогда не поздно
Предельный срок подачи декларации 30 июля не распространяется на получение налоговых вычетов. В этих случаях направить декларацию можно в любое время в течение года.
Заполнить играючи
Заполнить декларацию 3-НДФЛ можно с помощью сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» онлайн. После обновления сервиса сделать это стало проще и быстрее. Достаточно выбрать одну из шести жизненных ситуаций:
- декларирование дополнительных доходов от сдачи недвижимости в аренду;
- имущественный налоговый вычет (на покупку/строительство) недвижимости;
- социальный налоговый вычет за обучение;
- социальный налоговый вычет за лечение или покупку лекарств;
- социальный налоговый вычет по расходам на благотворительность;
- инвестиционный вычет.
Новые жизненные ситуации – это короткие сценарии заполнения декларации, а точнее – предзаполненные шаблоны деклараций.
ФНС также обращает внимание, что традиционная акция «Дни открытых дверей», которая проводилась в преддверии окончания декларационной кампании, в этом году отменена.