Процедура постановки на кадастровый учет объекта недвижимости

Кадастровый учёт – это внесение данных о недвижимости в общую государственную базу с описанием её характеристик (вида недвижимости, местоположения, площади и т.д.). Внесение данных об объекте в ГКН (Государственный кадастр недвижимости) подтверждает сам факт существования этого объекта.

Закон №218 – ФЗ » О государственной регистрации недвижимости», вступивший в силу с 1 января 2017 г., объединил Государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав (в котором регистрировались права на недвижимость) в единую систему.

Был создан Единый государственный реестр недвижимости, в котором учитываются и систематизируются данные о недвижимом имуществе и правах на это имущество. Все действия, связанные с оформлением недвижимости, теперь производятся в рамках одной процедуры.

Кто осуществляет государственный кадастровый учёт?

В соответствии с законом №218 – ФЗ государственный кадастровый учёт и регистрацию прав теперь осуществляет ФГБУ «ФКП Росреестра» (подведомственная организация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии) и его территориальные органы.

Виды объектов недвижимости

Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственному кадастровому учёту не совпадает с классификацией гражданского кодекса.

К видам объектов недвижимости, подлежащих кадастровому учету, относятся:

  1. Земельные участки;
  2. Здания;
  3. Помещения;
  4. Сооружения;
  5. Объекты незавершённого строительства;
  6. Машино-места (гаражи);
  7. Единые недвижимые комплексы;
  8. Предприятия как имущественный комплекс.

Кадастровому учёту не подлежат морские и воздушные суда, космические корабли, участки недр, леса и многолетние насаждения.

Сроки и стоимость услуг

Непосредственно постановка на государственный кадастровый учёт осуществляется бесплатно. Госпошлину (в размере 2000 рублей для физического лица и 22000 рублей для юридического лица) нужно заплатить только за государственную регистрацию прав.

Стоимость услуги кадастровых инженеров по подготовке документов (подготовка планов помещений, межевание земельного участка, акты обследования и т.д.) очень сильно варьируются. В среднем подготовка документов для постановки на учёт жилого помещения будет стоить от 10.000 руб., жилого дома или нежилого помещения – от 25.000 руб., нежилого здания – от 50.000 руб.

Постановка на кадастровый учёт займёт от 5 до 12 дней с момента подачи заявления и всех необходимых документов (это зависит от того, где и каким способом подано заявление).

Но если в документах обнаружатся какие-нибудь неточности, этот срок может значительно растянуться. По некоторым обстоятельствам в постановке на учёт может быть отказано.

Этапы процедуры и состав необходимых документов

Первое, что нужно сделать – это заказать технический план для дома, здания или иного сооружения и межевой план для земельного участка.

Эти работы должен выполнить аккредитованный кадастровый инженер.

На сайте Росреестра есть перечень инженеров, допущенных к проведению этих работ. Также за техническим планом можно обратиться в БТИ (бюро технической инвентаризации).

Это самый длительный и дорогостоящий этап постановки на кадастровый учёт, и позаботиться о нём нужно заранее. Далее нужно подготовить весь пакет необходимых документов.

Список документов

  1. Документы, подтверждающие права на объект (свидетельство о приватизации, св-во о праве на наследство, договор купли – продажи, договор дарения, акт, изданный органами власти, судебное решение)
  2. Межевой план для земельного участка
  3. Технический план для капитального строения
  4. Документы, подтверждающие принадлежность земельного участка к определённой категории земель и виду разрешённого пользования

Следующий шаг – оплата госпошлины за регистрацию прав (присвоение кадастрового номера бесплатно!)

И наконец, подача заявления в фиксированной форме (формы заявлений есть на сайте Росреестра rosreestr.ru) с приложением паспорта заявителя, а также нотариально заверенной доверенности, если документы подаёт представитель заявителя.

Подать документы можно следующими способами:

  • Лично, в органах Росреестра;
  • По почте заказным письмом с уведомлением (в этом случае подпись заявителя нотариально удостоверяется);
  • На портале Госуслуг (документы заверяются электронной подписью);
  • Через МФЦ (многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг).

Последний этап – получение выписки из реестра после извещения о завершении процедуры.

Видео ниже расскажет вам о правильной постановке объекта недвижимости на кадастровый учет через сайт Росреестра:

Отказ в постановке на учёт

В постановке на кадастровый учёт будет отказано в случае, если:

  • Заявленное имущество не подходит под категорию «объект недвижимости» (помещение не обособлено от других помещений здания);
  • Какой-то из документов или форма заявления не соответствует требованиям закона;
  • Объект, заявленный на кадастровый учёт, образуется из другого объекта недвижимости путём раздела или выдела доли, не предусмотренных законом;
  • Объект образуется из объекта, сведения о котором в Едином государственном реестре недвижимости, носят временный характер;
  • С заявлением обратилось ненадлежащее лицо (не собственник и не его представитель);
  • Если межевой или технический планы заверены лицами, не имеющими данных полномочий.;
  • Обнаруженные в процессе проверки документов недостатки, не исправлены в предусмотренный для этого трёхмесячный срок.

Если причина для отказа в постановке на учёт не может быть устранена или отказы следуют один за другим, можно обратиться с обжалованием решения об отказе в суд.

Постановка на кадастровый учёт через суд

Решение об отказе можно сразу обжаловать в суде, если же вынесено решение о приостановлении, его сначала нужно обжаловать в Апелляционной комиссии, которые созданы при Росреестре. Их адреса и контактные данные есть на сайте Росреестра.

ВНИМАНИЕ! Заявление об обжаловании должно быть подано в течение 30 дней со дня вынесения решения. Комиссия рассмотрит его в течение месяца. Повторно подавать заявление об обжаловании, касающееся одного и того же объекта, нельзя. В случае отказа комиссии в удовлетворении заявления, снова остаётся обращение в суд.

Если указанные недочёты не могут быть исправлены, если отказы или приостановления повторяются многократно, если причины отказа остаются не ясными или заявитель не согласен с ними, закономерным решением становится обращение в арбитражный суд. Судебная практика по подобным делам достаточно обширна, и подобные дела довольно часто заканчиваются решением в пользу граждан.

Как снять с кадастрового учета объект недвижимости?

С заявлением о снятии с учёта может обратиться правообладатель, а в случае судебного решения – заинтересованное лицо.

Процедура снятия с учёта похожа на процедуру постановки на учёт.

Необходимо обратиться в органы Росреестра с заявлением, в котором указывается причина снятия с учёта и кадастровый номер объекта.

Необходимо предоставить копию свидетельства о собственности, кадастровый паспорт и акт обследования объекта, который должен подготовить аккредитованный кадастровый инженер.

В случае обращения в суд, кадастровые работы не производятся. В этом случае основанием для снятия объекта с учёта является судебное решение. Это касается случаев неправомерной постановки на кадастровый учёт, отсутствия реакции правообладателя на прекращение существования объекта, требования об отмене кадастрового учета незаконно построенного сооружения одновременно с требованием его сноса.

ВАЖНО! До тех пор, пока объект не снят с кадастрового учёта, он считается существующим, и на него начисляются налоги.

Основания для снятия с кадастрового учёта

  • Уничтожение объекта;
  • Разрушение объекта, в результате чего он теряет своё функциональное назначение;
  • Разрушение части здания, в результате чего в нём уже не существует отдельное помещение;
  • Судебное решение, отменяющее постановку объекта на учёт;
  • Раздел объекта на два (или более) новых объекта недвижимости.

МФЦ и Госуслуги

Услугу по кадастровому учёту можно получить не только в офисах Росреестра, но и в МФЦ (многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг), которые есть в каждом городе и оказывают услуги по принципу «одного окна».

Список и адреса всех МФЦ есть на сайте Росреестра.

На портале «Госуслуги» можно ознакомиться с полным описанием процедуры кадастрового учёта, перечнем документов, адресами предоставления услуги, сроках, основаниях и т.д., а также подать жалобу на некачественное предоставление услуги.

На сайте «Госуслуги» также можно заказать выдачу кадастрового паспорта онлайн.

Нюансы процедуры внесения изменений в кадастр недвижимости

Сведения, внесённые в кадастр, могут со временем меняться, и все изменения должны быть зафиксированы в кадастре. Это обязанность собственника. Процедура внесения изменений похожа на первичное внесение сведений в реестр недвижимости, однако существуют некоторые нюансы.

В частности, к перечню документов, перечисленных для внесения недвижимости в реестр, добавляются документы, официально подтверждающие наступившие изменения (решение местной администрации об изменении адреса, судебное решение об изменении кадастровой стоимости, постановление муниципалитета о переводе или разрешённом использовании земельного участка и т.д.) и свидетельство о госрегистрации права собственности, полученное ранее.

Тонкость состоит в том, что перечень документов, необходимых для внесения изменений данных об объекте, чётко в законе не определён, поэтому лучше будет проконсультироваться с сотрудником Росреестра, какие документы нужно предоставить в каждом индивидуальном случае.

Внесение изменений производится бесплатно. Но госпошлину придётся заплатить, если есть необходимость получить на руки кадастровый документ. Она составит от 300 до 800 руб. в зависимости от документа.

Приостановление кадастрового учёта

В отличие от отказа в постановке на учёт, приостановление предполагает, что обнаруженные в процессе проверки документов недостатки можно исправить. Как правило, приостановление происходит по следующим причинам:

  • недостаточность предоставленных документов;
  • полное или частичное совпадение в местоположении двух объектов;
  • граница земельного участка пересекает границу населённого пункта.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (см. п. 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ; см. также Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора в срок, установленный данным решением (ч. 4 ст. 57 ЖК РФ).

Жилищный кодекс РФ не содержит понятия «ордер», на основании которого заключался договор социального найма по ранее действовавшему законодательству (ст. 47, 51 ЖК РСФСР)*(33).

В решении о предоставлении жилого помещения устанавливается срок для заключения договора социального найма (ч. 4 ст. 57 ЖК РФ). По договору социального найма наймодатель обязан передать нанимателю жилое помещение во владение и пользование для проживания.

Согласно ст. 61 ЖК РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с положениями Кодекса и договором социального найма жилого помещения (ч. 1). Других правовых регуляторов отношений по пользованию жилым помещением в данной статье не упоминается. Вместе с тем согласно ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями (утв. постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 25).

Названная статья также предусматривает, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства. Эта статья дает возможность использовать жилое помещение для профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности (ч. 2 ст. 17 ЖК РФ).

В договоре социального найма жилого помещения определяются права и обязанности нанимателя и наймодателя, предусматривается ответственность за неисполнение условий договора (ст. 65-68, ст. 83 ЖК РФ).

Существенной гарантией осуществления права пользования жильем является неприкосновенность жилища.

Согласно ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц возможно только в случаях, установленных законом, или на основании решения суда. Нарушение неприкосновенности жилища может повлечь уголовную ответственность (ст. 139 УК РФ).

Вопросам неприкосновенности жилища посвящена ст. 3 ЖК РФ. Частью 3 этой статьи предусматривается возможность проникновения в жилище без согласия проживающих в нем лиц только при обстоятельствах чрезвычайного характера в случаях ив порядке, предусмотренных федеральным законом. Такая возможность допускается также на основании судебного решения (ч. 2 ст. 3 ЖК РФ).

Нанимателю жилого помещения по договору социального найма ЖК РФ предоставляет значительное число прав: вселение в занимаемое жилое помещение других граждан в качестве членов семьи (ст. 70 ЖК РФ); обмен жилого помещения, сдача в поднаем, вселение временных жильцов (ст. 72, 76, 80 ЖК РФ) и проч. (см. ст. 67 ЖК РФ).

Наниматель вправе претендовать на улучшение жилищных условий по основаниям, предусмотренным п. 2-4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, на предоставление другого благоустроенного жилого помещения в связи с выселением (ст. 85-88 ЖК РФ), имеет право на изменение договора (ч. 1 ст. 82 ЖК РФ). Согласно ст. 83 ЖК РФ наниматель имеет право в любое время с письменного согласия членов семьи расторгнуть договор социального найма.

Наниматель может выступать заявителем на переустройство и(или) перепланировку жилого помещения в качестве уполномоченного наймодателем (ст. 26 ЖК РФ). Наниматель имеет право на приватизацию занимаемого жилого помещения в соответствии с Законом РФ от 04.07.91 N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (действует в определенной части до 1 марта 2010 г.*(34)). Согласно ст. 71 ЖК РФ наниматель сохраняет права (и обязанности) по договору при временном отсутствии.

Наниматель вправе осуществлять ограниченные распорядительные правомочия (обмен, вселение других граждан, сдача вподнаем — ст. 72, 76 и 81 ЖК РФ).

На нанимателя жилого помещения по договору социального найма возложен ряд обязанностей: использовать жилье по назначению, обеспечивать сохранность жилого помещения, поддерживать надлежащее состояние этого помещения, проводить текущий ремонт, своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, информировать наймодателя об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма (ст. 67 ЖК РФ).

Статья 29 ЖК РФ предусматривает обязанность нанимателя по договору социального найма в случае самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения привести его в прежнее состояние (ч. 3). Выступая в качестве заявителя на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения, наниматель должен получить на это согласие в письменной форме всех членов семьи, в том числе временно отсутствующих (п. 5 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ).

Следует упомянуть в связи с рассматриваемым вопросом положение ст. 1 ЖК РФ, согласно которой граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан (ч. 2).

Неисполнение нанимателем своих обязанностей влечет ответственность. Расторжение договора в качестве ответственности нанимателя предусматривается ст. 83 ЖК РФ. В отношении административной ответственности следует обратиться к ст. 7.21 КоАП РФ. Когда нарушение носит характер преступления (например, умышленное уничтожение жилого помещения), может наступить уголовная ответственность.

Права и обязанности нанимателя по пользованию жилым помещением определяются также Типовым договором социального найма жилого помещения*(35) и Правилами пользования жилыми помещениями*(36). Согласно ч. 2 ст. 61 ЖК РФ наниматель жилого помещения вмногоквартирном доме приобретает право пользования общим имуществом в этом доме.

Общим имуществом в многоквартирном доме определены помещения в доме, которые не являются частями квартир и предназначены для обслуживания более одного помещения в доме. Перечень объектов общего имущества содержится в ст. 36 ЖК РФ (см. также ст. 290 ГК РФ).

Вопросы «коммерческого» найма регламентированы нормами гл. 35 ГК РФ. В договоре найма определяются права и обязанности нанимателя и наймодателя, предусматривается ответственность за неисполнение условий договора (ст. 676, 678-682, 685-687 ГК РФ).

Права и обязанности нанимателя жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов коммерческого использования по пользованию жилым помещением определены также Правилами пользования жилыми помещениями.

В качестве пользователя жилым помещением наниматель имеет право: вселять по взаимному согласию с наймодателем и гражданами, постоянно проживающими с нанимателем, в жилое помещение других лиц; разрешать по взаимному согласию с гражданами, постоянно проживающими с нанимателем, проживание в жилом помещении временных жильцов; передавать жилое помещение в поднаем (п. 22 Правил пользования жилыми помещениями, ст. 679, 680, 685 ГК РФ).

Вопросы пользования жилым помещением в многоквартирном доме собственником этого помещения отражены в Правилах пользования жилыми помещениями.

Согласно п. 17 Правил собственник жилого помещения в многоквартирном доме пользуется жилым помещением по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом РФ. Собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения, нести расходы на содержание принадлежащего ему жилого помещения, своевременно вносить плату за жилье и коммунальные услуги и т.п. (п. 19 Правил).

Временные жильцы, поднаниматели не обладают самостоятельным правом пользования жилым помещением. Ответственность за их действия перед наймодателем несет наниматель (ст. 76, 80 ЖК РФ; ст. 680, 685 ГК РФ).

Блог

В данной статье не будет установления всех обязанностей, которые несут УО при управлении многоквартирным домами (далее-МКД) и тем более философии по данному вопросу. При всём многообразии в деятельности УО хочется подробно раскрыть вопрос об отдельных лицевых счетах для оплаты жилищно-коммунальных услуг каждого собственника помещений в МКД и о механизме реализации данного вопроса на практике.

С введением Жилищного Кодекса РФ с 2005 года действующим законодательством прямо не предусмотрен раздел лицевых счетов. Вместе с тем имеется возможность выставления нескольких платежных документов, где будет определен размер расходов каждого правообладателя пропорционально его доле.

В соответствии со статьей 249 Гражданского Кодекса РФ (далее-ГК РФ) каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Учитывая, что один лицевой счёт по оплате за помещение и коммунальные услуги зачастую принадлежит нескольким собственникам, существует вероятность развития между ними конфликтных ситуаций. Во избежание данного факта законодатель установил возможность определения порядка оплаты для каждого собственника и открытии для него отдельного лицевого счёта.

По причине того, что единый платежный документ участникам долевой собственности выставляют и доставляют УО, то в своей деятельности последние практически ежедневно сталкиваются с досудебным порядком урегулирования таких споров либо исполнением решений суда об определении размера и порядка участия в расходах на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги и открытии отдельного лицевого счёта участникам жилищных правоотношений одного помещения.

По смыслу статьи 155 ЖК РФ и статьи 249 ГК РФ, каждый из сособственников жилого помещения вправе требовать заключения с ним отдельного соглашения, на основании которого вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, и выдачи отдельного платежного документа (п.27 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017г. № 22 ).

Закон не запрещает участникам долевой собственности иметь единый лицевой счет и ежемесячную квитанцию для производства платежей. Это предусмотрено ст.247 ГК РФ:

  • пользование и владение имуществом, которое находится в долевой собственности возможно по взаимному согласию;

  • если между собственниками не было достигнуто согласия – вопрос решается в судебном порядке.

Однако «больной» вопрос по оплате жилищно-коммунальных услуг можно решить без суда.

Президиум Верховного суда РФ (далее-ВС РФ) 07 марта 2007 года в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2006 года определил:

«Собственники помещений вправе заключить соглашение между собой и производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании одного платежного документа. Если же соглашение между ними не будет достигнуто, то они вправе обратиться в суд, который должен установить порядок оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги пропорционально долям в праве собственности для каждого из собственников жилого помещения.

Таким образом, каждый из собственников жилого помещения вправе требовать от управляющей организации заключения с ним отдельного договора на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выдачу ему соответствующего платежного документа».

В связи с тем, что специальных требований к форме, условиям и порядку заключения такого соглашения не установлено, к нему применяются правила гражданского законодательства о гражданско-правовых сделках. Такое соглашение может быть заключено в простой письменной форме, нотариальное удостоверение соглашения не требуется (п. 1 ст. 160, пп. 2 п. 1 ст. 161 ГК РФ; п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14).

При не достижении соглашения по данному вопросу, участники долевой собственности вынуждены обращаться в суд. Особенно часто это касается собственников, вступивших в наследство. Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области от 27 октября 2017 г. по делу № 2-10282/2017 установил:

«После смерти Ерюшевой О.В. собственниками комнаты стали Косякина Л.С. и Казакова О.С.
Стороны не ведут совместного хозяйства, не имеют общего бюджета, проживают отдельными семьями, в связи с чем, у них возникают разногласия по вопросу оплаты коммунальных услуг и квартплаты.

Управляющая компания может заключить отдельные договора по оплате жилья только при наличии согласия всех собственников жилого помещения. Как установлено в судебном заседании, такого согласия нет.

В связи с чем, суд считает возможным удовлетворить требования истца об определении размера участия в расходах на оплату жилого помещения и определить размер участия в расходах на оплату коммунальных услуг в квартире, расположенной по адресу: <адрес> пропорционально доле собственности каждого собственника от суммы коммунальных платежей, а также возложить на ООО «УК №1 ЖКХ» обязанность заключить с собственниками соответствующее соглашение и выдать отдельный платежный документна оплату начисляемых коммунальных услуг.

Как установлено в судебном заседании, собственники членами одной семьи не являются, выдача каждому собственнику отдельного платежного документа отвечает интересам каждого из них».

Безусловно, при наличии у собственников соглашения и предъявлении одного экземпляра при обращении, УО идут в данной ситуации на встречу. Однако когда определить порядок оплаты членом своей семьи (бывшим членом семьи, проживающим совместно с собственником) хочет собственник помещения в МКД, УО предпочитают отказать в его желании самостоятельно определить такой порядок. В данном случае УО не понятен механизм осуществления действий в досудебном порядке, учитывая, что у члена семьи собственника отсутствует доля, в соответствии с которой на законных основаниях несложно произвести ежемесячное начисление. А опрометчивое принятие решение по заявлению собственника (члена его семьи) может привести к лишним судебным разбирательствам с участием УО о признании установления такого порядка незаконным. И лучшим выходом в данном вопросе будет участие УО в судебном разбирательстве, когда на основании отказа компании заинтересованная сторона (собственник либо член его семьи) обратится в суд. Чаще всего по таким спорам управляющего привлекают в качестве ответчика либо третьего лица. В судебной практике встречаются примеры, когда лицам, не являющимся собственниками, было отказано в требовании об определении доли оплаты за жилищно-коммунальные услуги (к примеру, апелляционное определение Московского городского суда от 30 июля 2015 года по делу № 33-13668).

Более проблемным является вопрос, когда помещение находится в пользовании жильцов по договору социального найма, так как члены семьи нанимателя жилого помещения имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя несут солидарно с ним ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма (ч. 2 ст. 69 ЖК РФ). Бывший член семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, продолжающий проживать в этом жилом помещении, несет самостоятельную ответственность по обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма (ч. 4 ст. 69 ЖК РФ). Он вправе потребовать от наймодателя и нанимателя заключения с ним отдельного соглашения, определяющего порядок и размер его участия в расходах по внесению платы за наем жилого помещения и коммунальные услуги, ремонт и содержание жилого помещения. Предложение о заключении такого соглашения может также исходить и от нанимателя.

Такие споры, возникающие в связи с отказом наймодателя и (или) нанимателя заключить такое соглашение или в связи с недостижением согласия между сторонами по его содержанию, разрешаются в судебном порядке. Суд вправе определить порядок и размер участия бывшего члена семьи нанимателя в расходах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из приходящейся на него доли общей площади жилого помещения с учетом количества лиц, имеющих право пользования данным помещением. В данном случае суд возлагает на управляющую организацию обязанность по заключению с бывшим членом семьи нанимателя соответствующего соглашения и выдаче ему отдельного платежного документа на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Если между лицами, проживающими в жилом помещении по договору социального найма, имеется соглашение об определении порядка пользования этим жилым помещением (например, бывший член семьи нанимателя пользуется отдельной комнатой в квартире), то названные расходы могут быть определены судом с учетом данного обстоятельства (п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14; п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22).

Колпинский районный суд (г. Санкт-Петербург) в решении по делу № 2-2129/2017 от 26 октября 2017 года указал:

«Суд, рассматривая названные споры, вправе применительно к положениям частей 4, 5 статьи 155, статьи 156 ЖК РФ и статьи 249 ГК РФ определить порядок и размер участия бывшего члена семьи нанимателя в расходах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из приходящейся на него доли общей площади жилого помещения, с возложением на наймодателя(управляющую организацию) обязанности заключить с бывшим членом семьи нанимателя соответствующее соглашение и выдать ему отдельный платежный документ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Таким образом, вопрос о порядке оплаты за жилищно-коммунальные услуги и желанию жителей приватизированных и муниципальных квартир платить за «себя» стал довольно востребованным. Несомненно, данный факт связан с систематическим ростом квартплаты и коммунальных платежей. В семьях с мирными отношениями данный вопрос может никогда не появиться. А вот при наличии разногласий такие семейные споры превращаются в жилищные и становятся источником желания членов семьи знать точный размер оплаты за жилищные и коммунальные услуги за каждого.

УО имеют в данных спорах немаловажную роль, и как обычно в ежедневной рабочей суете являются исполнителями подобных судебных решений и «участниками» семейно-жилищных споров досудебного порядка. Никакой из «хэппи-ендов» для правообладателей помещений в МКД не будет являться положительным для УО. Дополнительными обязанностями станут платежные документы по количеству каждого собственника (нанимателя, членов их семей) и участие в судебных заседаниях с участием жителей, не сумевших договориться об оптимальном для всех решении в семейном гнезде либо в стенах УО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *