Предварительное судебное заседание в уголовном процессе

Предварительное слушание

Предварительное слушание — это форма (порядок) деятельности суда в стадии назначения и подготовки судебного заседания, которая имеет место при наличии установленных законом оснований и заключается в рассмотрении возникающих по делу вопросов с участием сторон.

Проведение предварительного слушания направлено на устранение препятствий но уголовному делу до его разрешения в суде первой инстанции, на создание условий для рассмотрения дела в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 247 УПК, или с участием присяжных заседателей, а также на решение вопроса об исключении доказательства.

Основания проведения предварительного слушания

Судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе вправе вынести постановление о назначении предварительного слушания лишь по основаниям, перечисленным в п. 2, 3, 5 и 6 ч. 2 ст. 229 УПК. Проведение предварительного слушания для решения вопросов, указанных в п. 1 и 41 ч. 2 ст. 229 УПК, допустимо только по ходатайству стороны.

Стороны вправе заявить ходатайство о проведении предварительного слушания после ознакомления с материалами уголовного дела либо после направления уголовного дела с обвинительным заключением или обвинительным актом в суд в течение трех суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения или обвинительного акта (ч. 3 ст. 229 УПК). Указанное право могут реализовать и участники судопроизводства со стороны обвинения или со стороны защиты по уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме, после ознакомления с материалами уголовного дела либо после получения обвиняемым копии обвинительного постановления.

Основания проведения предварительного слушания указаны в ч. 2 ст. 229 УПК:

  • 1) наличие ходатайства стороны об исключении доказательства, заявленного в сроки, определенные ч. 3 ст. 229 УПК. В нем должны быть указаны: сведения о доказательстве, об исключении которого ходатайствует сторона, а также основания для исключения доказательства, предусмотренные законом, и обстоятельства, обосновывающие ходатайство (ч. 2 ст. 235 УПК). При несоответствии заявленного ходатайства перечисленным требованиям судья выносит постановление об отказе в его удовлетворении;
  • 2) наличие основания для возвращения уголовного дела прокурору в случаях, предусмотренных ст. 237 УПК;
  • 3) наличие основания для приостановления или прекращения уголовного дела;
  • 4) наличие ходатайства стороны о проведении судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 247 УПК;
  • 5) необходимость решения вопроса о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. При наличии в уголовном деле ходатайства обвиняемого или одного из нескольких обвиняемых о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей судья проводит предварительное слушание;
  • 6) наличие не вступившего в законную силу приговора, предусматривающего условное осуждение лица, в отношении которого в суд поступило уголовное дело, за ранее совершенное им преступление;
  • 7) наличие основания для выделения уголовного дела. Уведомление о вызове сторон в судебное заседание должно быть направлено не менее чем за трое суток до дня проведения предварительного слушания (ч. 2 ст. 234 УПК).

Процессуальный порядок проведения предварительного слушания

Предварительное слушание проводится судьей единолично в закрытом судебном заседании с участием сторон и соблюдением требований гл. 33 УПК, общих условий судебного разбирательства (гл. 35 УПК) и по правилам подготовительной части судебного заседания (гл. 36 УПК), с изъятиями, установленными гл. 34 УПК. Срок проведения предварительного слушания законом не установлен.

Структура предварительного слушания состоит из трех частей. 1. Открытие судебного заседания, где судья:

  • — открывает судебное заседание, объявляет уголовное дело и основание, по которому проводится предварительное слушание;
  • — проверяет явку лиц, которые должны участвовать в судебном заседании;
  • — удаляет свидетелей (если они участвуют) из зала судебного заседания;
  • — устанавливает личность обвиняемого;
  • — объявляет состав суда, других участников предварительного слушания;
  • — разъясняет сторонам право отвода судьи;
  • — разъясняет права обвиняемому, потерпевшему, другим участникам предварительного слушания;
  • — разрешает вопрос о возможном проведении предварительного слушания в отсутствие кого-либо из участников судопроизводства.

Согласно ч. 3 и 4 ст. 234 УПК предварительное слушание может быть проведено в отсутствие обвиняемого по его ходатайству либо при наличии оснований для проведения судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 247 УПК, но ходатайству одной из сторон, а неявка других своевременно извещенных участников процесса не препятствует его проведению. Вместе с тем предварительное слушание не может быть проведено в отсутствие защитника для рассмотрения ходатайства стороны о проведении судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 247 УПК.

Порядок проведения предварительного слушания не предусматривает возможности рассмотрения и разрешения заявленных ходатайств в отсутствие прокурора, защитника или обвиняемого. Например, ч. 5 ст. 234 УПК устанавливает, что при заявлении стороной ходатайства об исключении доказательства судья выясняет у другой стороны, имеются ли у нее возражения против него. При отсутствии прокурора, защитника или обвиняемого судья не сможет выяснить их мнения. Следовательно, участие сторон может быть признано судьей обязательным.

Пунктом 1 приказа Генерального прокурора РФ от 25.12.2012 № 465 «Об участии прокуроров I! судебных стадиях уголовного судопроизводства» заместителям Генерального прокурора РФ и руководителям прокуратур предписано считать участие в судебных стадиях уголовного судопроизводства одной из важнейших функций прокуратуры и обеспечивать квалифицированное участие прокуроров в судебном разбирательстве уголовных дел.

2. Рассмотрение заявленных сторонами ходатайств. При проведении судебного заседания судья заслушивает доводы сторон, обосновывающие или опровергающие необходимость удовлетворения ходатайств, их мнения и возражения.

При рассмотрении ходатайства стороны защиты об истребовании дополнительных доказательств или предметов оно подлежит удовлетворению, если данные доказательства и предметы имеют значение для уголовного дела.

Также судья по ходатайству сторон вправе допросить в качестве свидетелей любых лиц, которым что-либо известно об обстоятельствах производства следственных действий или изъятия и приобщения к уголовному делу предметов и документов. Однако об указанных обстоятельствах не могут быть допрошены лица, обладающие свидетельским иммунитетом (ч. 8 ст. 234 УПК).

Вместе с тем необходимо помнить, что в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7,15, 107, 234, и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» отмечено, что ч. 8 ст. 234 УПК по своему конституционно-правовому смыслу во взаимосвязи с иными нормами УПК «не исключает возможность допроса лиц, обладающих свидетельским иммунитетом, об обстоятельствах производства следственных действий или изъятия и приобщения к уголовному делу документов при условии их согласия на это».

В ходе предварительного слушания ведется протокол.

Порядок проведения предварительного слушания при рассмотрении ходатайства стороны об исключении доказательства отличается некоторыми особенностями, установленными ч. 5 ст. 234 и ст. 235 УПК.

Анализ ст. 107—109, ч. 2 ст. 228 УПК, а также положений Постановления Конституционного Суда РФ от 22.03.2005 № 4-П и п. 14, 16, 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2009 № 28 позволяет заключить, что в рамках предварительного слушания возможно рассмотрение вопроса об избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде залога, домашнего ареста или заключения под стражу, о продлении срока домашнего ареста или содержания под стражей или об оставлении избранной меры пресечения без изменения. Судья разрешает указанные вопросы с участием сторон в соответствии с порядком и сроками, предусмотренными ст. 108, 109 и 255 УПК.

3. Принятие решения по результатам предварительного слушания.

Статья 3.2. Виды административных наказаний

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) утратил силу с 1 июля 2011 г.;

Информация об изменениях:

См. текст пункта 3 части 1 статьи 3.2

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности;

Федеральным законом от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ часть 1 статьи 3.2 настоящего Кодекса дополнена пунктом 10

10) обязательные работы;

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 192-ФЗ часть 1 статьи 3.2 настоящего Кодекса дополнена пунктом 11, вступающим в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Порядок уведомления о расторжении договора в одностороннем порядке предусмотрен действующим законодательством, а также может фиксироваться в индивидуальном порядке условиями подписанного соглашения участников. Это упрощенный способ прекращения правоотношений, при которых одна из сторон (желающая прекратить правоотношения) направляет официальное уведомление второму участнику (или нескольким контрагентам). Такое письмо именуется в юридической практике, как претензия и имеет строгую форму (список обязательных реквизитов).

Зачем необходимо одностороннее уведомление

При составлении любого из соглашений участники могут самостоятельно определить порядок прекращения правоотношений. В частности, это может осуществляться следующими способами:

  1. в одностороннем порядке;
  2. по обоюдному соглашению участников;
  3. в строго обозначенные договором сроки;
  4. в судебном порядке на основании иска заинтересованной стороны.

Если один из участников принял решение прекратить действие контракта, то он обязан подготовить письменное уведомление (претензию) второму участнику. Если же такое письмо составлено не будет, а участник договора самовольно прекратит реализацию условий соглашения, то он может быть привлечен к ответственности за несоблюдение условий контракта, что может повлечь юридическую ответственность (в том числе, истребование пени или штрафа).

Вторая сторона – получатель письменной претензии – располагает только 30 днями, которые отводятся для подготовки официального ответа на письмо. При отсутствии ответа по истечении месяца, первый участник может обратиться с исковым заявлением в суд с требованием прекратить правоотношения.

Внимание! Перед подачей в суд иска обязательно предстоит подтвердить, что участник пробовал уладить конфликт мирно путем подготовки претензии, но стороны не смогли самостоятельно решить спор или письмо было проигнорировано ответчиком. Каждое слово должно подтверждаться документально.

Возможность прекращения правоотношений в одностороннем порядке предусмотрена статьей 782 Гражданского кодекса России. Сложность решения конфликта, в таком случае, связана с разрешением финансовых вопросов. Один из участников оплачивает штрафы и компенсирует сопутствующие затраты. И, кому будут вверены такие обязательства, мирно решить удается не всегда.

Требования к форме уведомления

Письменная претензия и требование прекратить контракт в одностороннем порядке, оформляется в свободной форме. Но необходимо соблюдение следующих универсальных правил, а также учет таких обязательных разделов информации:

  1. В шапке документа указывается информация об отправителе и адресате. Поскольку (в большинстве случаев) участниками выступают юридические лица, необходимо полностью указать наименование юридического лица и адрес расположения компании. Если получателей уведомления несколько, то в каждом письме указывается полный список абонентов.
  2. Подробное отображение реквизитов соглашения, действие которого участник хочет прекратить. В этом разделе информации указывается дата оформления контракта, обстоятельства и условия его подписания/утверждения. Обязательно прописывается предмет договора, то есть суть возникших правоотношений.
  3. Причина прекращения контракта указывается обязательно. Поскольку от обстоятельств расторжения правоотношений зависит, кто из участников будет компенсировать расходы, платить неустойки и, в какой мере.
  4. Важные примечания включают уточнение даты, с которой соглашение прекращает свою юридическую силу. Отображение этого условия позволяет предотвратить затягивание сроков рассмотрения вопроса, а также гарантирует, что при мирном решении спора все формальности будут улажены максимально быстро.
  5. Опись сопутствующих бумаг, которые подтверждают законность принятого решения на одностороннее расторжение правоотношений между участниками.

Дополнительно могут указываться ссылки на законы, а также пункты подписанного договора, на основании которых происходит прекращение правоотношений.

Основания одностороннего прекращения соглашения

Уведомление о расторжении договора можно подготовить не всегда. Законом предусмотрен ограниченный перечень обстоятельств, позволяющих прекратить действие соглашения в одностороннем порядке. К ним относятся:

  • указанные причины предусмотрены в основном соглашении участников (при отсутствии каких-либо споров, связанных с прекращением договора);
  • наступление событий, которые не зависят от сторон, но после возникновения которых дальнейшая реализация контракта невозможна;
  • существенное нарушение условий подписанного соглашения.

Таким образом, руководствуясь этими правилами, можно прекратить любое соглашение.

Алгоритм действий участников

Направление уведомлений осуществляется в строго установленном порядке. В частности, участникам предстоит выполнить следующие шаги:

  1. заинтересованная сторона составляет письменное уведомление с указанием причин прекращения действия договора;
  2. передача письма второй стороне и, лучше использовать способы отправки, при которых можно подтвердить факт получения письма второй стороной правоотношений (почта России, электронное письмо, через курьера);
  3. если второй участник согласен с предъявленными требованиями, то стороны подписывают дополнительное соглашение о прекращении контракта;
  4. фактическое урегулирование всех вопросов, связанных с действием соглашения.

Особенности направления уведомления при разных видах соглашений

Как уже отмечалось выше, руководствуясь указанными причинами, участники могут расторгнуть правоотношения в любой сфере. Но при отправке письменного уведомления форма и содержание будет в полной мере зависеть от особенностей правоотношений.

Прекращение договора аренды

Обе стороны отношений, связанных с арендой собственности, имеют законные основания на прекращение договора съема в одностороннем порядке. С этой целью готовится письменное уведомление. Но только основания для подачи письма будут отличаться для арендатора и арендодателя.

Прекращение трудового соглашения

Прекращение трудовых правоотношений осуществляется в зависимости от особенностей подписанного контракта. А именно:

  1. Согласно общему правилу, все договора являются бессрочными, поэтому желание работодателя прекратить договор с человеком оформляется путем составления письменного уведомления (список оснований для одностороннего увольнения по инициативе руководителя фирмы ограничен). Желание работника оформляется путем написания заявления на увольнение.
  2. При подписании срочного контракта за три дня до предусмотренного срока прекращения соглашения, одна из сторон готовит второй уведомление с просьбой продлить трудовые правоотношения. Если ни один из участников не подготовит уведомление, то действие договора будет прекращено по умолчанию.

Независимо от того, кто из участников готовит письменное уведомление о желании прекратить правоотношения, обязательно предстоит уточнить причину разрыва договора.

Документ готовится в двух экземплярах. На одном из них получатель ставит отметку о получении документа. Если отправка происходит через курьерскую или почтовую службу, то ставится отметка компании доставки. Так участники смогут подтвердить соблюдение установленных законом правил прекращения правоотношений.

Как пенсионеру получить субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг?

Чтобы уменьшить расходы на оплату жилья и коммунальных услуг, многие пенсионеры, как, впрочем, и работающие россияне, вправе подать заявление в органы социальной защиты о назначении субсидий.

Кто имеет право на субсидии на оплату ЖКХ?

Они выдаются, если человек или семья тратят на услуги ЖКХ более 22% своего дохода. Это предельный порог, превышение которого, по закону, разрешает гражданину в любом регионе России обратиться за субсидией. Однако существуют и региональные законы, которые эту предельную цифру снизили. Так что человек, проживающий там, на субсидию может претендовать и в случае, когда на оплату у него уходит, например, 10, 12, 15 или 20 %, в зависимости от того, какие в регионе действуют стандарты.

Все ли пенсионеры имеют право на выплаты?

На субсидию могут претендовать не только собственники жилых помещений и члены их семей, проживающих с ними, но также и те, кто проживает в квартирах, находящихся в собственности государства или муниципалитетов, на основе договора социального найма. Получить ее могут и члены жилищно-строительных кооперативов.

Чтобы назначали субсидию, пенсионер должен отвечать следующим требованиям:

  1. быть гражданином России;
  2. быть зарегистрированным по тому адресу, по которому будут рассматривать вопрос назначения субсидии;
  3. не иметь задолженности по коммунальным платежам (если задолженность все-таки есть, пенсионера могут обязать составить соглашение о сроках его погашения, и также выдать субсидию);
  4. расходовать на коммунальные услуги больше, чем это допускается в целом по региону.

Если речь идет о семье пенсионера, то, соответственно, для назначения субсидии семья должна расходовать больше, чем это разрешено местным законодательством, из расчета общего дохода. Для понимания простой пример.

Если одинокий пенсионер получает пенсию в размере 12 тысяч рублей, а тратит на «коммуналку» 3 тысячи, то есть 25 процентов своего дохода, то ему положена субсидия даже при условии, что в регионе его проживания не действуют свои законы о предельной оплате за ЖКХ. Если тот же самый пенсионер при том же размере пенсии проживает в квартире вместе с внучкой-школьницей или внуком-студентом, не получающими дохода, а за услуги ЖКХ платит 5 тысяч, то есть почти половину общих доходов, то субсидия будет больше, поскольку больше и сам процент расходов.

Точный размер рассчитывается по формуле работниками управления соцзащиты населения.

Однако законом предусмотрены и случаи, когда даже в случае перерасхода средств субсидия не положена. Подобного права лишаются:

  • арендаторы квартир у частных собственников жилья;
  • получатели ссуды по договору безвозмездного пользования;
  • получатели пожизненной ренты на основании договора содержания с иждивением.

Льготы – дополнительная помощь

Для пенсионеров также существуют льготы на оплату коммунальных услуг. Но положены они не всем пенсионерам, а только представителям некоторых льготных категорий. При этом если есть льготы, то при расчете субсидии они учитываются.

Федеральными законами положены следующие льготы на оплату ЖКХ:

  1. льгота в размере 50 процентов от платы за любое жилье и коммунальные услуги предусмотрена для участников (и инвалидов) Великой Отечественной войны (а также для членов семей погибших участников и инвалидов войны), людей, подвергшихся радиационной атаке, военнослужащих, получивших инвалидность во время исполнения служебных обязанностей, жителей блокадного Ленинграда;
  2. льгота в размере 50 процентов от платы за коммунальные услуги и жилье, арендуемое по договору социального найма у государства или муниципалитета, предусмотрена для пенсионеров, имеющих инвалидность;
  3. льгота в размере 50 процентов от платы за коммунальные услуги и 100 процентов от платы за жилье предусмотрена для Героев Социалистического труда (при этом пенсионеры могут отказаться от льготы и получать ежемесячную денежную надбавку к пенсии).

Как оформить выплаты?

Первым делом пенсионеру нужно открыть счет в банке, с которым работают государственные или муниципальные органы. Как правило, это Сбербанк, а в Крыму, например, это РНКБ банк.

Далее, чтобы оформить субсидию, пенсионеру нужно отправиться в управление или департамент социальной защиты. С собой необходимо взять полный пакет документов, который может отличаться в разных регионах. Чаще всего просят предоставить:

  • копии паспортов всех, зарегистрированных в квартире;
  • документ, подтверждающий право собственности на жилье или договор социального найма;
  • справка о составе семьи;
  • справка из БТИ о размере жилой площади;
  • справка, подтверждающая отсутствие задолженности за услуги ЖКХ (получить ее можно в бухгалтерии ТСЖ, жилищно-эксплуатационной конторе или в едином информационно-расчетном центре);
  • если положены льготы, нужна подтверждающая справка;
  • СНИЛС всех зарегистрированных в квартире;
  • пенсионные удостоверения собственника и других пенсионеров, проживающих в квартире;
  • справки, подтверждающие родство людей, проживающих под одной крышей (например, свидетельство о браке);
  • заявление о назначении субсидии;
  • документ из банка, в котором указаны точные банковские реквизиты для перечисления средств на счет пенсионера (деньги могут также доставлять через почтовые отделения, если человек по состоянию здоровья не может открыть счет в банке);
  • справка о доходах за полгода всех людей, зарегистрированных в квартире.

Справка о доходах – документ в этом перечне чуть ли не самый важный. Пенсионер получает ее в пенсионном фонде, работающие люди – по месту деятельности, безработные – в центре занятости. От последних также может понадобиться ксерокопия трудовой книжки. Если человек не состоит на учете в Центре занятости, то в органах соцзащиты при расчете учтут его гипотетические доходы в размере официальной средней зарплаты в Российской Федерации в целом или конкретно в отдельном регионе за отчетный период. Естественно, что это, во-первых, снизит шансы назначения субсидии, во-вторых, значительно уменьшит размер выплат. Кстати, такие правила могут применяться и в случае, если человек состоит на учете в Центре занятости, но нарушал правила поиска работы.

После того, как документы были отданы специалисту отдела соцзащиты и зарегистрированы, пенсионеру должны сообщить в течение 10 дней о положительном решении или отказе.

В случае положительного решения, субсидию могут назначить уже с того месяца, когда были поданы документы, если пенсионер успел сделать это до 15 числа. Если документы принесли во второй половине месяца, то субсидию назначат только со следующего месяца.

В Москве такая субсидия рассчитана на год, во многих других регионах, как правило, только на полгода. По окончании этого срока пенсионеру нужно заново собирать документы и оформлять выплаты. Отметим, что сегодня подать документы можно уже не только напрямую через отдел соцзащиты, но и в многофункциональном центре.

В случае нарушения пенсионером условий соглашения о погашении задолженности, возникшей ранее, появления у него новых долгов за коммунальные услуги, или если в органах выяснят, что были предоставлены ложные справки, недостоверная информация, выплаты могут приостановить раньше срока. Прекращение выплат предусмотрено и в случае, если пенсионер сменит адрес проживания, в составе его семьи произойдут перемены, изменится его материальное положение.

Если у вас остались вопросы по поводу назначения субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, то наш дежурный юрист онлайн готов оперативно вас проконсультировать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *