Право ребенка на место в детском саду

familyr_pravo

Ссылки на законы:

Конституция РФ (ст. 43) гласит: «…Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях…»

Однако Конституция не говорит, что именно заключается в понятии «дошкольное образование», и чиновники часто пользуются этим, пытаясь доказать вам, что первые воспитатели — это родители, вот и воспитывайте сами своих детей до школы, или что группа кратковременного пребывания — полноценная и законная замена детскому саду.

Нормативные акты органов исполнительной власти устанавливают, каким образом и в каком порядке это право реализуется.

Дело в том, что Конституция и международные законы и договоры, подписанные Россией, устанавливают само право, а его регулирование (получение и реализацию) осуществляют законы и подзаконные акты — распоряжения исполнительной власти. Законы федеральные и субъектов Федерации разъясняют, что собой подразумевает право, кто его имеет и какие органы власти помогают его осуществить. Нормативные акты органов исполнительной власти устанавливают, каким образом и в каком порядке это право реализуется.

Следует помнить, что право на дошкольное образование в нашей стране — заявительное, то есть если вы не зарегистрировали ребенка в очереди, то и предоставить вам место в детском саду у мэрии нет никаких оснований.

Закон РФ «Об образовании» (ст. 18) говорит: «…Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений …»

Типовое положение о дошкольном образовании (п. 3), принятое Правительством России и обязательное для всех государственных и муниципальных МДОУ, поясняет: «…Дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет…»

Как известно, у нас есть три уровня власти: федеральный (РФ), региональный (область, край, республика) и местный (город). И кто же должен нести ответственность за нарушение прав наших детей? Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (п. 13 ст. 16) говорит: «…к вопросам местного значения относятся … организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования…». Следовательно, ответственность лежит на администрациях (мэриях) городов. Именно они обязаны сохранять и расширять сеть детских садов.

Поскольку законодательство о дошкольном образовании несовершенно и сама по себе формулировка п. 2 ст. 43 Конституции (об общедоступности и бесплатности дошкольного образования) неконкретна, Конституционный суд разъяснил нерадивым чиновникам, как ее следует понимать. В Постановлении Конституционного суда РФ от 15.05.2006 г. № 5-П говорится, что государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Также судом отмечается, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей. Помимо всего, говорится о том, что образовательное учреждение должно находиться на разумном географическом удалении. Несмотря на то, что постановления Конституционного суда не имеют силу закона и потому не принимаются в суде в качестве аргумента, они разъясняют (толкуют) Конституцию, поэтому фактически эти их разъяснения придают Конституции дополнительный вес и обязывают власти действовать в соответствии с этими толкованиями (см. ФЗ-1 «О Конституционном суде Российской Федерации»).

В соответствии с законодательством, порядок устройства детей в детский сад (предоставление мест) определяется исключительно органами местного самоуправления, в частности, администрацией города (района) или, если вы живете в сельской местности, непосредственно дирекцией детского сада. Этим занимается особая структура в мэрии — управление (департамент, отдел) образования. (Кстати, именно поэтому не имеет никакого смысла обращаться за помощью к Президенту РФ, Папе Римскому и т.д.: все ваши обращения вернутся в управление по дошкольному образованию). Как раз на этом уровне существует громадное количество нарушений законодательства. Основные особенности реализации органами местного самоуправления своих полномочий в части организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования:

  • Орган местного самоуправления имеет свое положение о комплектовании детских садов;
  • Орган местного самоуправления распределяет места в детских садах только своего муниципалитета;
  • Места распределяются, в связи с их нехваткой, в порядке очереди;
  • Существуют группы детей, имеющие право на получение места в детсаду вне очереди и в первую очередь (это право регулируется как федеральными законами, так и местными актами, и прописывается в положении о комплектовании);
  • Для распределения мест орган местного самоуправления создает некую комиссию, которая утверждает списки детей на получение мест;
  • Для реализации своего положения о комплектовании муниципалитет ведет списки очереди (при этом помимо «основной» очереди может существовать «льготная» очередь из тех, кто имеет право на получение места «внеочередное» и «первоочередное»), которая иногда бывает «электронной», т.е. доступна в интернете;
  • Для постановки в очередь необходимо зарегистрироваться в управлении образования;
  • Путевки выдаются только при наличии свободных мест;
  • В некоторых регионах на время стояния в очереди вам могут предложить посещение группы кратковременного пребывания.

Основные признаки незаконного бездействия (либо недостаточного действия) органа местного самоуправления в организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования:

  • В очереди надо стоять более одного года;
  • Программа по увеличению мест в МДОУ в вашей администрации отсутствует либо принята, но очередь в детские сады при ее реализации не ликвидирует либо ликвидирует спустя неоправданно долгое время;
  • Вводятся либо действуют платные группы пребывания детей в детском саду, причем плата гораздо выше, чем в среднем по городу (т.е. «коммерческие» группы);
  • Ваше управление образования не предлагает вам при регистрации ребенка в очереди написать заявление о предоставлении места в детском саду в установленный вами самими срок (например, по достижении вашим ребенком возраста 1,5 лет);
  • Ваше управление образования усиленно вводит группы кратковременного пребывания.

Основной сложностью законодательства России (в которое входят нормативно-правовые акты всех уровней власти, начиная от Конституции и международных договоров и заканчивая НПА местного самоуправления, является отсутствие четких сроков предоставления места в детском саду в группе полного дня (10-12 часов пребывания) с момента обращения в управление образования.

Тем не менее, исходя из совокупности законодательных актов, можно сделать вывод, что вам обязаны предоставить место в детском саду в ближайший установленный мэрией период комплектования (или доукомплектования) детских садов новыми воспитанниками.

Следует также помнить, что вы и только вы как родитель (законный представитель) ребенка вправе определять, в группу с какой продолжительностью пребывания ребенка вы его определите. Если вам «впаривают» группу кратковременного пребывания, то вы не обязаны принимать такое предложение. Существует Письмо Минобрнауки РФ от 28.09.2011 «О Типовом положении о ДОУ» № 03-ПГ-МОН-17269, в котором разъяснено, что различие в различных режимах пребывания ребенка в группе (от 3 часов до круглосуточного пребывания) принято для удобства родителей и связано, прежде всего, с их режимом работы. При этом необходимо знать, что письма Минобрнауки РФ не являются нормативно-правовыми актами (а значит, не обязательны к исполнению органами местного самоуправления), но показывают позицию федерального органа исполнительной власти, а также толкуют изданный нормативно-правовой акт Правительства РФ, коим является уже упомянутое «Типовое положение о ДОУ».

Основанием для обращения в суд и прокуратуру является письменный отказ в предоставлении места вашему ребенку на основании отсутствия свободных мест в МДОУ. Несмотря на то, что в большинстве положений о комплектовании МДОУ присутствует норма отказа на этом основании, именно это является поводом для обвинения мэрии в неисполнении своих полномочий по организации предоставления дошкольного образования: нет свободных мест — значит, и не исполняет свои обязанности. Более того, мэрия не имеет установленного законом полномочия отказывать вашему ребенку! Письменный отказ вы можете получить, только обратившись также письменно в управление образования с требованием предоставить место в детском саду для вашего ребенка. Отличным подспорьем при обращении в прокуратуру будет конкретный факт необоснованного предоставления места ребенку, который был зарегистрирован позднее вашего и не имеет никаких льгот.

Любой гражданин нашей страны имеет право бесплатно обращаться с предложением, заявлением, жалобой в органы местного самоуправления (администрацию города), имеет право знакомится с документами и материалами, касающиеся его обращения.

Всегда следует запрашивать письменный ответ по существу поставленных вопросов.

При рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка госпошлина не взимается (пп.15 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ).

Аргументы на возражения ответчика:

— Вы встали на очередь поздно.

— В законодательстве отсутствует установление сроков предоставление места в детском саду, но место в детском саду гарантируется. Никаким документом не указаны точные сроки постановки, и понятия «рано» или «поздно» относительные.

— Ну, мы же вам не отказываем в образовании, мы вас поставили на очередь и в свое время вы получите путевку.

— Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы гражданина являются непосредственно действующими, то есть постановка на очередь еще не означает, что ребенок в данный момент получает образование, и в очереди можно простоять и 5 лет, и это не значит, что ребенок участвует в образовательном процессе. Право на дошкольное образование у ребенка наступает с момента заявления об этом его родителя (законного представителя) в мэрию.

— Вашему ребенку нет еще трех лет.

— В соответствии с Типовым положением о ДОУ дошкольное образование могут получать дети в возрасте от 2 месяцев и до 7 лет.

— По Постановлению главы нашего населенного пункта правила приема устанавливает муниципалитет, что разрешено Федеральным законом «Об образовании».

— Муниципалитету вверено устанавливать правила приема, правила комплектования, а не собственно прием и непосредственно комплектование, то есть не решать, кому из детей получать образование, а кому нет, а решать, например, какие медицинские документы необходимы, сколько групп открывать в данном детсаду и т.п. — то есть просто обеспечить организацию механизма раздачи путевок. Законодательные акты местного значения должны исполняться в соответствии с высшими нормативными актами. А, судя по логике вашего Постановления, вы можете оставить во всем городе один единственный детский сад, и тогда почти все дошкольники будут лишены гарантированного им Конституцией образования, а виновными вы считать себя не будете, несмотря на то, что допустили такую ситуацию.

— Если мы дадим вам путевку, то нарушим права других детей, стоящих перед вами.

— Во-первых, данное судебное заседание не рассматривает нарушение прав других детей, поскольку вы не являетесь их представителями (у представителя должны быть доверенности от родителей); во-вторых, в вашей компетенции и в ваших полномочиях создавать места, и если бы вы исполняли в полном объеме вверенные вам обязанности, то не возникало бы очереди и ничьи права бы не нарушались.

Следует также указывать на то, что понятие «муниципальное дошкольное образовательное учреждение» гораздо шире, чем «детский сад». МДОУ — это юридическое лицо, а не строение, в котором занимаются дети. Никто не запрещает мэрии приобретать некие площади для расширения количества мест и групп в детском саду и передавать их МДОУ. Более того, мэрия, напротив, имеет для этого юридические (законодательство РФ и прописанные в нем полномочия) и финансовые (собственный бюджет) механизмы для надлежащего исполнения своих обязанностей. Это обязательно нужно проговорить судье: даже она в этом может не разобраться.

— Мы же вам предлагаем группу кратковременного пребывания, ваш ребенок и там может получить дошкольное образование

— Группы с различным режимом пребывания придуманы для того чтобы родитель мог исполнять свои трудовые обязанности без коллизии с обязанностями по воспитанию ребенка. Именно для этого и существуют детские сады и на это направлено Типовое положение о ДОУ, принятое Правительством РФ. Я как законный представитель ребенка вправе самостоятельно определять, в группе с какой продолжительностью пребывания будет заниматься мой ребенок, а если у вас нет свободных мест в таких группах, то вы не исполняете в полной мере свои полномочия.

Любое ваше высказывание в суде должно быть аргументировано нормой закона. Домыслы судом не будут приняты во внимание.

На всех последующих заседаниях, если таковые будут, нужно повторять то же самое, что и всегда, больше аргументов в принципе нет и не нужно. На судебных заседаниях отвечать, обращаться нужно стоя, и в целом держаться надо уверенно, поскольку закон на вашей стороне. Не нужно эмоций. Если ответчик в ходе судебного процесса говорит о том, что, скорее всего, в ближайший набор вам дадут путевку, спросите, могут ли они это гарантировать, и если могут и вас это устраивает, то нужно затребовать письменное доказательство с печатью и подписью директора департамента, если это не будет сделано – иск не отзывайте. Текст «шапргалки» подготовил координатор РДДДО в Химках Кирилл Дружинином, специально для Letidor

1. Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24 — 29 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

2. Дознание производится по уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса.

3. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.

3.1. Приостановленное дознание может быть возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в случаях, предусмотренных статьей 211 настоящего Кодекса.

3.2. Признав постановление о приостановлении производства дознания по уголовному делу незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляет начальнику органа дознания. При этом в случае истечения срока дознания прокурор устанавливает срок дополнительного дознания не более 10 суток. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях в порядке, установленном частями третьей, четвертой и пятой настоящей статьи.

3.3. Признав постановление о приостановлении производства дознания по уголовному делу необоснованным, начальник подразделения дознания выносит мотивированное постановление о его отмене и возобновлении производства дознания, а в случае возникновения оснований, предусмотренных пунктами 1 и 2 части первой статьи 211 настоящего Кодекса, — о его возобновлении. При необходимости срок дополнительного дознания устанавливается прокурором до 10 суток на основании ходатайства начальника подразделения дознания. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях в порядке, установленном частями третьей, четвертой и пятой настоящей статьи.

4. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей настоящей статьи, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев.

5. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 453 настоящего Кодекса, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

6. Возобновление приостановленного дознания либо продление срока дознания по уголовным делам, находящимся в производстве следователя Следственного комитета Российской Федерации, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации в порядке, установленном частями третьей — пятой настоящей статьи.

  • Статья 109 УПК РФ Сроки содержания под стражей 2. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном частью третьей статьи 108 УПК РФ, на срок до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения судьей того же суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту Российской Федерации, иного приравненного к нему руководителя следственного органа либо по ходатайству дознавателя в случаях, предусмотренных частью пятой статьи 223 УПК РФ, с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему военного прокурора, до 12 месяцев. Открыть статью
  • Статья 158.1 УПК РФ Восстановление уголовных дел 3. Сроки дознания, предварительного следствия и содержания под стражей при восстановлении уголовного дела исчисляются в порядке, установленном статьями 109, 162 и 223 УПК РФ. Открыть статью
  • Статья 226 УПК РФ Решение прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом 2) о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям статьи 225 УПК РФ со своими письменными указаниями. При этом прокурор может установить срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта — не более 3 суток. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях и в порядке, которые установлены частями третьей — пятой статьи 223 УПК РФ; Открыть статью

Возврат страховки ОСАГО при продаже автомобиля

Полис страхования покупают все владельцы автомобилей. Страховка защищает от непредвиденных расходов, если вы стали виновником ДТП и ущерб пострадавшим возмещают СК. А вот когда вы продали свой автомобиль, возникает логичный вопрос: «А что делать с полисом ОСАГО?». Многие передают его новому владельцу, хотя воспользоваться страховкой он не может.

Поэтому нужно расторгать договор страхования, и делать возврат части потраченных денег на его покупку. Поговорим об этом сегодня.

В каких случаях можно вернуть деньги за полис ОСАГО

Обязательный договор страхования расторгнуть по любой причине нельзя. Есть несколько пунктов, по которым предусмотрено досрочное расторжение ОСАГО. Если вы расторгаете договор, то СК обязана вернуть деньги за неиспользованный период. К таким случаям относятся:

  1. Смерть собственника авто или банкротство организации.
  2. Ликвидация страховщика или отзыв лицензии по ОСАГО.
  3. Машина не подлежит ремонту.
  4. Продажа авто.

Возврат денег за страховку ОСАГО при продаже авто

Чтобы вернуть деньги за страховку на проданный автомобиль в 2020 году, Вам необходимо написать заявление по установленной форме, и передать его в страховую компанию. К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • Паспорт страхователя;
  • Оригинал ОСАГО;
  • Договор купли-продажи;
  • Банковские реквизиты для перечисления денег;

Для организаций список документов, которые обязательно нужно предоставить для расторжения следующий:

  • Учредительные документы;
  • Доверенность представителя на осуществление действий в страховой компании;
  • Полис ОСАГО;
  • Договор купли-продажи ТС;
  • Реквизиты для перечисления денежных средств.

Заявление подписывается уполномоченным сотрудником юридического лица и скреплено печатью.

Обратите внимание: если страхователь и собственник ТС в страховке – разные лица или организации, то заявление на расторжение должно составляться от имени страхователя, так как именно он заключал договор страхования.

Расчет суммы к возврату

На какую сумму можно рассчитывать при расторжении договора страхования? В правилах ОСАГО оговариваются условия:

  • Вернут только часть сумму и только за тот период времени, который не истек и оплачен.
  • При расчете итоговой суммы к возврату, от первоначальной стоимости полиса вычитают расходы Страховщика на ведение дел. Размер таких расходов каждая страховая компания определяет самостоятельно, но он не может превышать 23%.

Для того, чтобы понять за какой период вернут деньги, нужно принимать во внимание следующие факты:

  • При ликвидации страхователя юридического лица отсчет ведется от даты ликвидации.
  • В случае смерти собственника/страхователя — это дата ухода из жизни.
  • В случае полной конструктивной гибели ТС – дата гибели ТС.
  • При продаже автомобиля – дата получения заявления на расторжение страховщиком.

При этом, при расчете периода неполный использованный месяц страховки считается за полный.

Например, если страховка действует с 01.02.2020 по 31.01.2021, а вы продали авто 1.05.2020 года и написали заявление в этот же день, то при расчете вам вернут деньги за период с 01.06.2020 по 31.01.2021 года.

Расчет суммы, которая подлежит возврату страхователю производится по формуле:
Размер возврата = (цена полиса*77%)*(число месяцев неиспользованного оплаченного периода/12)

Образец заявления на расторжение полиса ОСАГО

Как вернуть деньги по ОСАГО, если авто продано

Итак, вы продали свой автомобиль, оформили все необходимые документы, то вам следует прийти в офис страховой компании, с которой у вас договор ОСАГО и написать заявление.

К заявлению необходимо приложить:

  • Паспорт страхователя.
  • Копию документа, подтверждающего продажу машины (договор продажи).
  • Полис «автогражданки».
  • Банковские реквизиты для перечисления денежных средств.

Сроки возврата денег за полис

В соответствие с действующим законодательством возврат неиспользованной части премии производится в течение 2-х недель с момента обращения к страховщику, если вы предоставили полный комплект документов.

Перенос части страховки на новый автомобиль

Еще один способ вернуть деньги по страховке на проданный авто – это перенос неиспользованной части на новое ТС. Такой вариант выгоднее, так как в данном случае с клиента не удерживают РВД, а просто переносят часть средств в счет оплаты нового договора. Такой вариант возможен только при покупке полиса в офисе страховщика. При покупке электронного ОСАГО или у агента/брокера такой вариант невозможен.

Что делать, если страховая компания отказывает в расторжении ОСАГО

Иногда СК, отказывают в расторжении полиса ОСАГО, мотивируя это обязательным приложением копии ПТС, с отметками о продаже. Данные действия неправомерны со стороны страховщиков.

Что же делать в такой ситуации? В первую очередь получите от Страховой компании письменный отказ в расторжении договора страхования, с указанием причин такого отказа.

При составлении заявлении о расторжении, сделайте его копию и попросите сотрудника СК поставить подпись, расшифровку и дату приема заявления, с указанием приложенных документов.

Как правило, при просьбах дать письменное обоснование причин в отказе в расторжении договора, ситуация разрешается в вашу пользу.

Если же вышеуказанные действия не принесли положительного результата, то направьте копию вашего заявления с датой регистрации в контролирующие органы: Центральный банк России, РСА, Росстрахнадзор или Роспотребнадзор.

Если же у вас вовсе не принимают документы в страховой компании, отправьте их по почте России ценным письмом с уведомлением и описью вложения.

К слову сказать, отказывают в расторжении очень редко. Обычно это происходит, если компания находится в стадии ликвидации или испытывает серьезные финансовые трудности.

Популярные вопросы

Могу ли я расторгнуть полис ОСАГО, если продал авто, но страховку заключил на три месяца?

Да, вернут, если оплаченный период 3 месяца еще не истек.

Почему вернулось только 77% от стоимости полиса, хотя машина продана спустя 2 дня после покупки ОСАГО и заявление написано в день продажи ТС?

Дело в том, что на законодательном уровне страховщик вправе вычесть из суммы к возврату 23% в качестве расходов на ведение дел. Поэтому сумма к возврату рассчитывается с учетом этого условия.

У меня нет копии ПТС с отметками о продажи. Могу ли я расторгнуть полис ОСАГО без этого документа?

Предоставлять копию ПТС с отметками о продажи необязательно. Поэтому, деж если у вас нет копии ПТС, смело обращайтесь в СК с заявлением о расторжении.

Я покупал электронный полис, могу ли я его расторгнуть, если машина после ДТП не подлежит восстановлению?

Да, можете, вам нужно обратиться в представительство Страховщика, с которым был заключен договор, написать заявление и приложить необходимые документы.

Нужно ли расторгать договор страхования, если я оформил дарственную на авто сыну?

Нет, это делать необязательно. Достаточно внести изменения в полис: в графу данные о собственнике и список водителей, если сын ранее не был указан в нем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *