Поворот исполнения судебного акта в арбитражном процессе

Статья 325. Поворот исполнения судебного акта

1. Если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.

2. Если не приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения полностью или в части, либо производство по делу прекращено, арбитражный суд принимает судебный акт о полном или частичном прекращении взыскания по отмененному в соответствующей части судебному акту.

Комментарий к статье 325 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ

1. Комментируемая статья регулирует поворот исполнения судебного акта арбитражного суда. Институт поворота исполнения особенно актуален в арбитражном процессе, поскольку в арбитражном судопроизводстве помимо надзорной инстанции существует кассационная инстанция, осуществляющая проверку законности вступивших в законную силу судебных актов суда первой и апелляционной инстанций по жалобам лиц, участвующих в деле, и иных лиц в случаях, предусмотренных АПК РФ. Срок на подачу кассационной жалобы составляет два месяца с момента вступления в законную силу обжалуемого судебного акта. За указанный срок решение суда может оказаться исполненным.

2. Для того чтобы суд мог произвести поворот исполнения, необходимо установить ряд обстоятельств, как то:

а) отмена ранее вынесенного судебного акта;

б) вступление в законную силу нового судебного акта (постановления о полном либо частичном отказе в удовлетворении исковых требований, об оставлении иска без рассмотрения либо о прекращении производства по делу);

в) отмененное решение должно быть исполнено, и в суд должны быть представлены доказательства исполнения.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве отмена судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, является основанием для прекращения исполнительного производства. Постановление о прекращении исполнительного производства в этом случае выносится судебным приставом-исполнителем.

Сущность поворота исполнения состоит в том, что должнику, исполнившему судебный акт, возвращаются взысканные денежные средства либо переданное взыскателю имущество.

В ч. 1 комментируемой статьи указано, что при повороте исполнения «ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу истца». Указанную формулировку вряд ли можно признать удачной, поскольку правом на поворот исполнения должен обладать не ответчик, а должник. Существуют судебные акты, по которым определенные действия обязаны совершить обе стороны: о применении последствий недействительности сделки, заключении мировых соглашений и пр. При отмене подобных актов истец, исполнивший требования исполнительного документа в пользу ответчика, имеет равное с ответчиком, гарантированное ст. 46 Конституции РФ право на поворот исполнения судебного акта.

3. В ч. 2 комментируемой статьи регулируются последствия отмены не приведенного в исполнение судебного акта. В этом случае арбитражный суд должен принять судебный акт о полном либо частичном прекращении взыскания по отмененному судебному акту (в зависимости от того, полностью или в части отменен судебный акт).

Другой комментарий к статье 325 АПК РФ

Если после принятия и исполнения судебного акта вышестоящая инстанция по жалобе лица примет иное решение, например в удовлетворении иска откажет, возникает вопрос: как возвращать исполненное? На этот случай процессуальный закон предлагает институт поворота исполнения судебного акта. Суд принимает определение, на основании которого истец, получивший исполнение, обязан вернуть его ответчику. Если имущество уже выбыло из владения истца, а ответчик заинтересован в возврате имущества, он имеет право на истребование имущества из чужого незаконного владения.

Президиум ВАС РФ высказался о возможности поворота исполнения судебного акта в следующем деле: «.лицо, чьи права нарушены, вправе требовать их защиты любыми способами, установленными законом, в том числе и путем предъявления заявления в порядке, предусмотренном статьей 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о повороте исполнения судебного акта, в связи с этим общество вправе было обратиться как с самостоятельным требованием к инспекции о возврате из бюджета неосновательно полученных денежных средств, так и направив заявление о повороте исполнения решения от 27.12.2005» (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.12.2010 N 3809/07).

Статья 38. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств

СТ 38 БК РФ

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Комментарий к Ст. 38 Бюджетного кодекса РФ

Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Этот принцип именуется в бюджетном законодательстве принципом адресности и целевого характера бюджетных средств.

Значение этого принципа для достижения целей бюджетной политики и бюджетно — правового регулирования трудно переоценить. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств позволяет гарантировать направление бюджетных средств на покрытие именно тех расходов, которые были признаны общественно значимыми при утверждении соответствующих бюджетов. Соблюдение этого принципа позволяет избежать «искажения воли» законодателя (компетентного органа, утверждающего бюджет), когда бюджетные средства, предназначенные законодателем на одни цели, на практике идут на покрытие совершенно других государственных расходов.

Контроль за соблюдением принципа адресности и целевого характера бюджетных средств — одно из важных направлений государственного и муниципального финансового контроля.

Действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Так, в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях (вступает в силу с 1 июля 2002 года) использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *