Оскорбление чести и достоинства

1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 5.61 КоАП РФ

1. Статья 17 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод содержат положения о защите от незаконных посягательств на честь и достоинство личности. Требованиям указанных международно-правовых актов соответствует ст. 21 Конституции РФ, согласно которой достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Как указывается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28.06.2007 N 8-П, достоинство личности подлежит защите в качестве общего условия осуществления всех иных прав и свобод, независимо от фактического социального положения человека, и предопределяет недопустимость произвольного вмешательства в сферу автономии личности.

Понятие «человеческое достоинство», так же как и «честь», определяется на основе этических норм. Данные понятия применимы только к физическому лицу.

2. Оскорбление представляет собой разновидность психического насилия, которая выражается в отрицательной оценке виновным личности гражданина, подрывает репутацию последнего в глазах окружающих и наносит ущерб его самоуважению.

Объективная сторона оскорбления заключается в действиях, которые унижают честь и достоинство определенного лица в неприличной форме (циничной, противоречащей установленным правилам поведения, требованиям общечеловеческой морали). Признаки оскорбления налицо только в тех случаях, когда действия лица направлены против определенного человека и нет сомнений в том, что речь идет именно о нем.

Оскорбление может быть выражено устно, например в виде ругательств, или же письменно в виде адресованных гражданину записок или писем неприличного содержания. Также оскорбление может выражаться и в физических действиях (например, плевок, пощечина). Такие действия унижают честь и достоинство человека, которые, соответственно, выступают объектом данного правонарушения.

При этом для оскорбления не имеет значения, соответствует ли отрицательная оценка личности гражданина истинному положению дел. Факты, на которых основывается оскорбление, могут иметь место в действительности (например, аморальный образ жизни). В любом случае, если эта оценка выражалась в неприличной форме и при этом была воспринята адресатом, виновный может быть привлечен к административной ответственности.

Субъективная сторона оскорбления характеризуется умышленной виной: виновный осознает, что наносит оскорбление другому лицу и желает совершить соответствующее деяние.

3. Как правило, дела данной категории сопровождаются сложным вопросом определения формы и содержания словесных выражений, допущенных в отношении гражданина.

Так, высказанное Ф. в адрес П. слово, обозначающее название животного и содержащее негативную оценку личных качеств П., употребленное в ситуации, в которой не принято его употреблять, носит неприличную форму и потому является оскорблением (см.: Постановление Оренбургского областного суда от 04.10.2013 N 4а-700/2013).

Как оскорбление обычно расцениваются слова, относящиеся к разряду ненормативной лексики.

Т. выразилась в отношении сослуживицы в неприличной форме грубой нецензурной бранью, унизив ее честь и достоинство, что подтверждается показаниями свидетелей. Соответственно, Т. была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ (см.: решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 11.07.2012 N 12-343/2012).

4. Комментируемая статья предусматривает, что за «простое» оскорбление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, виновное лицо несет административную ответственность в виде наложения административного штрафа:

— на граждан (лиц, достигших шестнадцатилетнего возраста) — в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей;

— на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как следует из ст. 2.4 КоАП РФ, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Привлечение к административной ответственности в данном случае возможно, в частности, если имело место оскорбление гражданина со стороны государственного служащего при оказании государственной услуги;

— на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (например, в том случае, если гражданином было получено письмо от имени юридического лица, содержащее оскорбительные высказывания в его адрес).

5. В ч. 2 комментируемой статьи 5.61 КоАП РФ идет речь об оскорблении, содержащемся:

— в публичном выступлении, например, перед студенческой аудиторией, на собрании;

— в публично демонстрирующемся произведении. По терминологии гражданского законодательства, публичный показ произведения представляет собой любую демонстрацию его непосредственно или же на экране (с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств). Кроме того, к публичному показу относится демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц (п. 3 ч. 2 ст. 1270 ГК РФ).

В том числе это относится к размещению соответствующей информации на общедоступных сайтах в сети Интернет;

— в средствах массовой информации, под которыми согласно ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 понимаются периодические печатные издания, сетевые издания, телеканалы, радиоканалы, телепрограммы, радиопрограммы, видеопрограммы, кинохроникальные программы и иные формы периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Таким образом, специфичным для данных правонарушений является публичность оскорбления.

Как указывается в преамбуле к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», ст. 29 Конституции РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации. При этом предусмотренное ст. ст. 23 и 46 Конституции РФ право каждого на защиту своей чести и доброго имени является необходимым ограничением свободы слова и массовой информации для случаев злоупотребления этими правами.

Соответственно, унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, совершенное публично, является административным правонарушением, которое влечет наложение административного штрафа:

— на граждан — в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;

— на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

— на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

6. В ч. 3 комментируемой статьи идет речь также о непринятии мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. Это применимо, в частности, к владельцам интернет-ресурсов — юридическим лицам и к средствам массовой информации, если публичное оскорбление, пусть и исходящее от другого лица, стало возможным в результате их бездействия.

Данное правонарушение влечет за собой наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;

— на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

7. В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.61 КоАП РФ, возбуждаются прокурором, который обязан вынести соответствующее постановление немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении — в течение двух суток с момента его выявления. При необходимости проведения административного расследования постановление выносится по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ.

8. Нужно учитывать, что согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину был причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага (в данном случае на его честь и достоинство), суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда, с учетом степени физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Соответственно, при доказанности факта оскорбления гражданин может обратиться в суд с иском о возмещении ему морального вреда.

Так, иск о компенсации морального вреда был удовлетворен, поскольку в результате виновных действий ответчика, подтвержденных вступившими в законную силу судебными постановлениями, истец испытал нравственные страдания, наличие которых при оскорблении предполагается (см.: Определение Верховного суда Чувашской Республики от 24.06.2013 по делу N 33-2126/2013).

9. Ранее содержавшаяся в УК РФ ст. 130 «Оскорбление» была исключена п. 45 ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Статьей 5 указанного Закона в КоАП РФ была введена комментируемая статья 5.61 КоАП РФ. Таким образом, в настоящее время оскорбление является не преступлением, а административным проступком.

Между тем, УК РФ содержит составы следующих преступлений:

— публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих (ч. 1 ст. 148 УК РФ), те же деяния, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний (ч. 2 ст. 148 УК РФ);

— неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного разбирательства (ч. 1 ст. 297 УК РФ), то же деяние, выразившееся в оскорблении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия (ч. 2 ст. 297 УК РФ);

— публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением (ст. 319 УК РФ);

— оскорбление одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы (ч. 1 ст. 336 УК РФ), оскорбление подчиненным начальника, а равно начальником подчиненного во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы (ч. 2 ст. 336 УК РФ).

ГПК РФ Глава 41.1. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ

  • Статья 391.1. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора
  • Статья 391.2. Порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления
  • Статья 391.3. Содержание надзорных жалобы, представления
  • Статья 391.4. Возвращение надзорных жалобы, представления без рассмотрения по существу
  • Статья 391.5. Рассмотрение надзорных жалобы, представления
  • Статья 391.6. Сроки рассмотрения надзорных жалобы, представления
  • Статья 391.7. Определение об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации
  • Статья 391.8. Определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации
  • Статья 391.9. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора
  • Статья 391.10. Порядок и срок рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации
  • Статья 391.11. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации
  • Статья 391.12. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора
  • Статья 391.13. Содержание постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации
  • Статья 391.14. Вступление в законную силу постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации

Открыть полный текст документа

Как продать квартиру государству, администрации города

Просмотров 530

Государство занимается приобретением недвижимости в рамках социальных программ для обеспечения собственных нужд, поэтому муниципальные органы можно рассматривать как потенциального покупателя квартиры. Процесс отчуждения недвижимости в пользу государства мало чем отличается от реализации физлицу, но есть некоторые особенности в алгоритме продажи, о которых следует узнать заранее.

Можно ли продать квартиру государству, администрации города

Продать квартиру государству можно. Процесс предполагает заключение договора, оплату указанной в нем стоимости, то есть происходит полноценная сделка купли-продажи, только в лице продавца выступает госорган. Передать свое имущество государству можно одним из способов:

  • Безвозмездно, пройдя процесс деприватизации (реприватизации, расприватизации, как иногда упоминается в литературе). Порядок деприватизации устанавливается местными органами власти.
  • Продать за определенную цену, оформив контракт.

Для чего местные органы власти покупают жилье, проще понять на примере.

В регионе N введена в действие программа обеспечения жильем детей-сирот. Для ее обеспечения необходимо приобрести квартиры в количестве 50 ед. Рассматривается 2 варианта — купить жилье у застройщиков или у частных лиц. К примеру, 30 ед. покупается у застройщиков, а 20 — у частных лиц на аукционе. У администрации есть некоторые требования к имуществу, например, цена — не дороже ХХХ руб. за 1 м2, а площадь – не менее У м2. Физические лица или их представители — риелторы принимают участие в торгах, и в случае выигрыша оформляется контракт на передачу недвижимости в госфонд за установленную цену. Закупка осуществляется и для обеспечения иных программ, например — предоставления квартир молодым специалистам, работающим в селах; обеспечения жильем переселенцев.

Выяснив, как происходит процесс продажи, стоит оценить плюсы и минусы отчуждения имущества в пользу государства.

Плюсы и минусы

К положительным моментам относится:

  • Безупречная репутация контрагента. Сделка с государством безопасна, неоткуда ждать подвоха.
  • Госрегулирование. Процесс отчуждения детально прописан на законодательном уровне (Закон №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
  • Упрощение поиска клиента. Если администрацию устроит предложенная цена, нет необходимости ждать Покупателя, размещая рекламу и обращаясь к риелторским агентствам.

К минусам можно отнести высокую конкуренцию, которая побуждает изменить цену до более низкого уровня.

Если окончательное решение о продаже принято, необходимо проанализировать, ликвидна ли будет квартира среди предлагаемых аналогов.

Требования к недвижимости

Администрация приобретает не все квартиры, к недвижимости выдвигаются следующие требования:

  • Отсутствие обременений. Существует несколько видов обременений. Арест — означает, что по решению суда распоряжаться имуществом запрещено, или же действует пристав-исполнитель, накладывающий арест до исполнения определенного судебного акта. Кредит, взятый под залог недвижимости, также указывает на наличие обременения. Если в отношении квартиры был заключен договор пожизненной ренты с иждивением, жилье также не может быть продано. Ограничения в продаже может быть связано с арендой помещения и запретом органов опеки и попечительства на отчуждение имущества, если доля в нем принадлежит ребенку, не достигшему 18-летия.
  • Удовлетворительное состояние. Если дом подлежит сносу, квартира находится на грани разрушения, продать ее государству не получится.
  • Узаконивание перепланировок. Любые изменения, связанные с трансформацией — переносом стен, газового оборудования, должны быть согласованы в БТИ. В противном случае хозяина могут оштрафовать за произведение несогласованных изменений и обязать вернуть состояние квартиры к первоначальному.

Жилье, находящееся в долевой собственности, также можно продать. При этом необходимо заручиться согласием остальных собственников на продажу. Принудить государство к выкупу доли не получится, но если будет подана соответствующая заявка со стороны госорганов, следует оперативно среагировать и предложить долю жилья.

Искать нужную информацию можно на сайте госзакупок. Требования, как правило, представлены в виде сводной таблицы:

Изучив документ на сайте, можно определить, подходит ли квартира установленным критериям.

Цена продажи

Если с состоянием квартиры все в порядке, следует определить ее стоимость. Государство может приобрести квартиру по кадастровой стоимости, которая зачастую занижена, или по рыночной.

Кадастровая стоимость определяется раз в 5 лет. Сумма имеет значение при расчете налогов от продажи. Так, если жилье было в собственности менее 5 лет (в случае дарения, наследования или получения по договору пожизненной ренты — менее 3 лет), нужно заплатить НФДЛ с продажи в размере 13% (для резидентов). Продажная цена сравнивается с кадастровой, и если она выше, чем кадастровая, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, то расчет производится от суммы продажи, а если цена ниже, то налог исчисляется от кадастровой стоимости, умноженной на 0,7.

Рыночная стоимость отражает специфику объекта, определяется с учетом места расположения квартиры, инфраструктуры, планировки и прочих факторов, влияющих на комфортность проживания. Оценку производят агентства, имеющие на это лицензию.

Порядок продажи квартиры государству

В отличие от стандартной продажи, где к Продавцу приходят Покупатели в поисках нужного варианта, реализация государству предполагает обращение собственника квартиры с предложением приобрести его имущество.

Этапы покупки квартиры государством

Потенциальных продавцов может быть очень много, и чтобы выбрать оптимальный вариант, государством предусмотрена процедура оценки предложений на аукционе. Выделяют несколько этапов отбора:

  1. Проведение электронного аукциона. Информация размещается на интернет-площадках федерального значения. Чтобы найти подходящие условия, нужно поискать сведения об аукционах в сети Интернет или обратиться напрямую в администрацию города. На сайте подобные предложения представлены в таком виде:
  2. Если на заявку нет предложений от Продавцов, аукцион устраивается повторно, но только на федеральной электронной площадке. При отсутствии заявок Администрация обращается в ФАС РФ за разрешением организации запроса предложений.
  3. Организация запроса предложений предполагает подачу заявок в бумажном виде с указанием цены недвижимости и ее основных характеристик. Процедура имеет ряд недостатков в сравнении с электронной подачей. Минусы — затраты времени на сбор документации, отсутствие информации об аналогичных предложениях от конкурентов, длительность процесса и отсутствие гарантии в принятии администрацией положительного решения.

Для участия в электронных торгах участник должен иметь усиленную квалифицированную электронную подпись, а также внести обеспечительный платеж в размере 5-10% стоимости жилья.

Действия Продавца

Покупка квартиры на электронном аукционе, организованном на федеральном уровне, включает процессы:

  • Подача документов. Прежде чем заняться продажей квартиры государству, необходимо удостовериться, что жилье соответствует заявленным требованиям, а документация в норме. Заявку нужно «обеспечить», внеся установленную сумму.
  • Участие в аукционе. К этому времени с момента заявки проходит около недели. По итогам аукциона выдается «протокол победителя».
  • Далее следует ожидать проверки квартиры комиссией. По результатам осмотра выдается контракт. В качестве обеспечения исполнения условий контракта вносится сумма, размер которой составляет около 5% стоимости имущества.
  • Если все в порядке, и условия контракта не вызывают сомнений и противоречий, можно подписывать документ с помощью электронной цифровой подписи. В среднем с момента оформления заявки до подписания контракта проходит около 20 дней.
  • Госрегистрация перехода права собственности.
  • Получение денег на счет в банке в течение 1-2 недель после осуществления госрегистрации.

Часто от собственников жилья звучит вопрос: почему риэлторы убеждают принять участие в аукционе? Это значит только одно: квартира соответствует требованием, ее стоимость ниже среднерыночной, а риэлтор надеется выиграть аукцион и продать жилье государству, выставив цену чуть выше требуемой, и получить прибыль.

Мнение эксперта Дмитрий Носиков Юрист. Специализация семейное, жилищное право. Обеспечительные платежи агенты могут брать на себя, чтобы не упустить выгодную сделку. Как правило, они имеют договоренности с госорганом и не сомневаются в успехе дела. Бывают и «промахи», когда жилье не продается, как было запланировано, и агентство оперативно подыскивает иные варианты, чтобы покрыть непредвиденные расходы.

Документы для продажи квартиры государству

Предлагая жилье администрации города, необходимо подготовить документы:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность продавца;
  • документ-основание, послуживший обретению права собственности на квартиру;
  • выписку ЕГРН;
  • сведения о лицах, зарегистрированных в жилье;
  • техпаспорт на жилье;
  • справку, полученную в ЖКХ об отсутствии задолженности за коммунальные услуги.

Сбор документов возлагается на собственника квартиры.

Контракт

В администрации разрабатывается содержание контракта на приобретение недвижимости, с которым необходимо ознакомиться и проработать все пункты.

Оплата

Сумма поступит на счет только после регистрации контракта. Опасаться такого порядка не стоит. В процессе тратятся деньги бюджета, которые могут быть использованы только по целевому назначению. Расходы запланированы, поэтому деньги поступят на счет точно в период, указанный в контракте.

Наиболее выгодным считается перевод на банковскую карточку. Поскольку сделка оплачивается через Сбербанк России, перевод будет совершено бесплатным. При оплате на Сберкнижку взимается 1% от суммы перевода, что весьма весомо, учитывая немалую стоимость недвижимости.

Что делать с приватизированным жильем, которое никто не хочет покупать?

Рассмотрение данного вопроса актуально, поскольку речь пойдет о передаче имущества государству на безвозмездной основе. Реприватизация выгодна в следующих случаях:

  • владелец не в состоянии платить налог на жилье;
  • квартира непригодна для проживания, находится в аварийном состоянии;
  • жилье находится в таком месте, где его никто не хочет приобретать;
  • квартира передана по завещанию, но наследник не желает принимать наследство (например, ввиду больших долгов наследодателя).

При реприватизации расходы, связанные с ремонтом имущества, в том числе необходимого в связи с пожаром или наводнением, возлагаются на государство.

В различных регионах действуют программы расселения из жилья, подлежащего сносу. Проживая в квартире по договору социального найма, жители могут получить предложение о переезде в квартиру, площадь которой будет не менее 18м2 на человека (в Москве). Если же гражданин является собственником ветхого жилья, ему достанется только равноценная, но не большая квартира.

После реприватизации бывшие собственники имеют право проживать в квартире, но не смогут ею распоряжаться, например — продать или обменять, оставить в залог, а обратная приватизация будет невозможна. Не стоит забывать о необходимости своевременно платить коммунальные платежи. По закону при уклонении от оплаты более полугода нанимателя выселят в меньшее помещение через суд.

Даже при желании расприватизировать квартиру, можно столкнуться с рядом проблем, процесс окажется невозможным, если:

  • у собственника есть иное жилье;
  • квартира в залоге;
  • один из собственников — несовершеннолетний (нужно согласие опеки);
  • имеется задолженность по квартплате;
  • иные собственники не согласны с расприватизацией;
  • часть жилья перешла по наследству (наследники не имеют права расприватизировать жилье).

Каким бы ни было решение собственника — передать жилье безвозмездно или за оплату через аукцион, процесс строго контролируется органами Прокуратуры и обман исключен.

Процесс продажи имущества муниципалитету или расприватизации имеет много нюансов. Далеко не каждое жилье можно передать на соцнужды, и чтобы напрасно не терять время, задайте вопросы юристу: Какая квартира может быть продана администрации? Чем может быть выгодна расприватизация? Какую цену можно выставить для продажи жилья администрации? Задайте вопрос эксперту-юристу БЕСПЛАТНО! Анонимно Информация о вас не будет разглашена Быстро Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист Расскажите друзьям Оцените (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Автор статьи Правовед. Стаж 2 года. Специализируюсь на гражданских спорах в сфере жилищного и семейного права. Рейтинг автора Написано статей 610 задать вопрос эксперту

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *