Незаконные банковские операции статья УК РФ

Незаконная банковская деятельность: виды, признаки и ответственность

Стремление к незаконному обогащению приводит некоторых граждан к нарушению действующих законодательных актов. Примером таких нарушений служит незаконная банковская деятельность ст. 172 УК РФ, то есть ведение финансовых и кредитных операций без наличия регистрации в государственных органах и получения лицензионного свидетельства и в конечном результате – недополучение налоговых поступлений в госбюджет.

Такие противоправные деяния наносят ущерб интересам государства, субъектам с правом юридического лица и гражданам, которые могут потерять большую часть своих финансовых активов. Не меньший финансовый и моральный ущерб наносится и интересам государства, так как создаются возможности для различного вида мошеннических и преступных деяний, подрывающих доверие граждан к банковской системе.

Виды деятельности

В сферу деятельности финансовых учреждений входит:

  • размещение финансовых активов физлиц и субъектов с правом юридического лица от имени банка или от их собственного имени;
  • привлечение финансовых активов физлиц и субъектов с правом юрлица и хранение их в виде вкладов;
  • проведение финансовых операций по поручению физлиц, ИП и субъектов с правом юрлица;
  • открытие расчетных счетов физлиц и ведение счетов в последующем;
  • кассовое обслуживание физлиц и субъектов с правом юрлица, включая операции с валютами различных стран;
  • сбор и перевозка ценных бумаг и денежных активов;
  • выдача заинтересованным физлицам и субъектам с правом юрлица банковских гарантий;
  • банковские переводы без открытия расчетного счета и т.д.

Незаконные виды деятельности банковских и кредитных организаций

Незаконная банковская деятельность ст.172 может совершаться гражданином старше 16-летнего возраста, который является субъектом преступных деяний. Объектом служат денежные наличные или безналичные активы, драгоценности и драгметаллы. К незаконным видам банковской деятельности относят ниже указанные:

  1. Ведение финансовых операций без регистрационного удостоверения. Любой вид предпринимательства должен осуществляться только при наличии регистрации в госорганах, имеющих необходимую юрисдикцию. Регистрация производится в налоговых структурах РФ и на ее основании выдается госсвидетельство установленного образца. Проведение банковских операций любого вида незарегистрированными структурами относится к категории противоправных действий и карается по закону в соответствии с масштабами нарушений и обстоятельствами преступления.
  2. Проведение без лицензии финансовых транзакций и кредитных операций. Все виды выдаваемых лицензий на осуществление финансовых и кредитных операций контролирует отечественный Центробанк. В лицензии указывается перечень разрешенных финансовых и кредитных операций. При обнаружении нарушений положений лицензии, она изымается у владельца, несмотря на то, что является бессрочным документом.
  3. Проведение финансовых операций при наличии лицензионного свидетельства, но с нарушением перечисленных в нем видов деятельности.

Любой из перечисленных незаконных видов деятельности в соответствии со статьей 169 Уголовного Кодекса России считается преступным деянием, если ущерб превышает 250 тысяч рублей. Одной из особенностей банковской деятельности считается то, что ее регистрация всегда заканчивается получением лицензии, то есть нарушение правовых норм, касающихся одно вида, автоматически ведет к нарушению другого.

Также незаконной банковской деятельностью ст.172 считается ситуация, когда банк, прикрываясь лицензионным свидетельством, проводит операции, не имея на то права.

Признаки противоправной финансовой деятельности

Основными признаками незаконной банковской деятельности ст.172 УК РФ считаются:

  • причинение ущерба государственным интересам, субъектам с правом юрлица и физических лиц;
  • ведение противоправной деятельности, несущей опасность для государственных интересов, субъектов с правом юрлица и физических лиц;
  • ведение противоправной деятельности по предварительному сговору группы лиц;
  • приобретение крупной финансовой выгоды от проведения финансовых и кредитных операций на нелегальной основе.

При квалификации противоправных действий во внимание принимается лишь реальный ущерб, нанесенный государственным интересам, субъектам с правом юридического лица и физлицам. Данной статьей не рассматривается ущерб здоровью конкретного лица, например, инсульт у гражданина, причиной которого стали незаконные банковские деяния.

Условия и причины, стимулирующие противоправную финансовую деятельность

Как показывает юридическая практика факторы, провоцирующие незаконную банковскую деятельность, бывают различными.

1. Правовыми

  • недостаточно проработанные законодательные нормы и правила в области регулирования финансовой деятельности;
  • не в полной мере эффективные карательные меры за неисполнение правил финансовой дисциплины;
  • малоэффективное управление работой обанкротившихся финансовых учреждений или близких к банкротству.

2. Экономическими

  • неоправданно высокая стоимость предлагаемых банком услуг;
  • недостаточный объем услуг.

3. Политическими

  • недостаточно строгая политика государственных надзорных и контролирующих структур в отношении банковских услуг;
  • недостаточный контроль надзорных госорганов за нелегальной деятельностью отечественных банковских структур;
  • недостаточно строгий контроль деятельности банковских структур со стороны Центробанка РФ;
  • недостаточный уровень поддержки банковских и кредитных организаций со стороны государства.

4. Информационно-психологические

  • низкое качество, информативность и активность рекламирования банковских услуг;
  • неспособность граждан отличать надежные банки от недобросовестных.

5. Организационные

  • недостаточность внутреннего контроля служащих банка;
  • недостаточность контроля Центробанком РФ работы банковских учреждений;
  • недостаточное взаимодействие между Центробанком, Минюстом, Счетной палатой и правоохранительными органами;
  • неэффективность системного мониторинга, прогнозирования, оценивания и методики борьбы с противоправной финансовой деятельностью;
  • недостаточный контроль выдачи лицензионных свидетельств банковским учреждениям.

Уголовная ответственность

172 статья за незаконную банковскую деятельность без регистрационного удостоверения и лицензионного свидетельства в части 1 предусматривает следующие уголовные наказания:

  • взыскание штрафа в пределах 100 000–300 000 руб. или в размере общей суммы зарплаты за 1–2 года нахождения на должности;
  • наказание трудом в принудительном порядке;
  • ограничение свободы на 4-х летний срок и штрафные санкции до 80 000 руб. или штрафные санкции в размере все1 полученной зарплаты за 6 мес. нахождения на должности.

Эти наказания могут накладывать за незаконную деятельность в работе кредитного общества:

  • не имеющего госрегистрации;
  • которому отказано в госрегистрации;
  • после его ликвидации и указании данного факта в Госреестре РФ.

172 статья за незаконную банковскую деятельность в ч. 2 предусматривает наказания за получение прибыли от незаконных финансовых операций от 1 млн. рублей и более или совершенные в результате сговора группы заинтересованных лиц:

  • принудительные работы на 5 лет;
  • лишение свободы до 7 лет и взыскание штрафа в размере общей суммы зарплаты за 5 месяцев нахождения на должности.

Административная ответственность

Согласно Кодексу РФ об административных нарушениях, за незаконные финансовые операции могут налагаться:

  • штраф до 30 000 руб. за нарушение правил работы, установленных Центробанком РФ;
  • штраф до 50 000 руб. за нарушение законодательной нормативно-правовой базы, регулирующей работу банков и кредитных организаций;
  • штраф до 50 000 руб. за действия, наносящие ущерб кредиторам и вкладчикам банков и кредитных учреждений.

В процессе расследования незаконных финансовых операций устанавливается связь между размером незаконно полученной прибыли, размером ущерба и уровнем нелегальности финансовых операций. Ответственность за незаконную банковскую деятельность ст.172 наступает только при сборе доказательной базы наличия такой следственно-причинной связи.

Если стало известно о совершении незаконных финансовых операций, наносящих ущерб интересам граждан, субъектам предпринимательства и государства, необходимо сообщить об этом в прокуратуру и правоохранительные органы. Если пострадали ваши интересы, то профессиональный адвокат сможет помочь разобраться с такой ситуацией, составить заявление в органы правопорядка и наметить план дальнейших действий по возмещению полученного ущерба.

Госпошлина за кассационную жалобу в арбитражный суд

Госпошлина за кассационную жалобу в арбитражный суд

Размеры и плательщики госпошлины за кассацию в арбитраж

Возврат, освобождение и отсрочка уплаты госпошлины в кассационный арбитражный суд

Госпошлина за кассационную жалобу в арбитражный суд

Ввиду требований пункта 2 части 4 статьи 277 АПК РФ к жалобе, адресуемой суду кассационной инстанции, помимо копии оспариваемого решения и подтверждения направления копий жалобы всем заинтересованным субъектам должен быть приложен документ, который фиксирует внесение пошлины за ее рассмотрение. На практике уплата госпошлины может осуществляться наличными или путем банковского перечисления — соответственно, и подтверждаться факт платежа должен банковской квитанцией или платежным поручением с отметкой банка об исполнении.

ВАЖНО! В суд направляются оригиналы платежных документов.

Согласно статье 275 АПК РФ, жалоба, адресуемая кассационной инстанции, направляется через суд, принявший решение, с которым не согласен заявитель. Данное правило действует во избежание путаницы с выполнением платежей, так как жалобу в режиме кассации, согласно статье 24 закона «Об арбитражных…» от 28.04.1995 № 1-ФКЗ, будет рассматривать окружной суд, который может находиться в другом регионе.

Однако в пункте 21 постановления Пленума ВАС РФ «О применении…» от 11.07.2014 № 46 специально отмечено, что при внесении госпошлины отношения у ее плательщика возникают не с арбитражным судом, а с государством. В связи с этим внесение средств необходимо производить на счет подразделения федерального казначейства, действующего в месте нахождения арбитражного суда, который принял решение.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Неуплата пошлины — последствия

В том случае, если заявитель не уплатит пошлину либо не заявит ходатайство об освобождении от ее уплаты или отсрочке, действует правило статьи 280 АПК РФ, согласно которой кассационный суд должен оставить такую жалобу без движения. Одновременно с оформлением соответствующего определения арбитраж направляет его копию заявителю. В определении должны быть указаны:

  • причина оставления жалобы без движения;
  • срок, который предоставляется заявителю для устранения недостатков.

В случае уплаты пошлины в срок, обозначенный судом, жалоба будет считаться принятой к рассмотрению по состоянию на дату ее первоначального направления.

Если же заявитель не устранит недостатки, то есть не внесет положенный платеж, то в силу части 5 статьи 280 АПК РФ жалоба ему будет возвращена, что, согласно пункту 4 статьи 281 АПК РФ, не является препятствием для повторного обращения с такой же жалобой.

Размеры и плательщики госпошлины за кассацию в арбитраж

По правилам статьи 333.17 НК РФ плательщиком пошлины будет считаться субъект, который обращается с кассационной жалобой, независимо от того, является он истцом или ответчиком по конкретному делу. Если заявителями выступают несколько субъектов, предъявляющих единое требование, размер пошлины, согласно пункту 9 постановления Пленума ВАС РФ № 46, будет делиться между ними поровну.

Важно помнить, что суд после рассмотрения жалобы может указать и на иной порядок взыскания пошлины, опираясь на требования статьи 110 АПК РФ, которая гласит, что судебные расходы, в том числе госпошлина, взыскиваются с той стороны, в пользу которой вынесено судебное решение.

В силу пункта 1 постановления Пленума ВАС РФ № 46 внести госпошлину может представитель заявителя со своего банковского счета. В этом случае соответствующая обязанность заявителя считается исполненной. При этом при решении вопроса о возврате пошлины арбитраж примет решение о зачислении средств на счет, указанный в заявлении, каковым может являться счет самого заявителя или того субъекта, который фактически ее уплатил.

Порядок расчета госпошлины

Размеры пошлины при обращении с кассацией или апелляцией определены подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ. Данной нормой установлен единый порядок расчета и уплаты пошлины как для оспаривания судебных решений и постановлений, так и для определений, препятствующих дальнейшему движению судебного процесса.

Подпишитесь на рассылку

Стоит отметить, что обозначенная норма не устанавливает конкретного размера пошлины, а лишь указывает, что при кассации уплачивается половина суммы, которую истцу было бы необходимо внести при подаче иска, не подлежащего имущественной оценке. Полный размер такой суммы обозначен в подпункте 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ и составляет 6 тыс. руб. (и для граждан, и для организаций). Следовательно, при подаче любой кассационной жалобы заявителю необходимо будет уплатить 3 тыс. руб.

Возврат, освобождение и отсрочка уплаты госпошлины в кассационный арбитражный суд

В том случае, если после принятия жалобы к производству заявитель до момента ее разрешения по существу обратится с заявлением об отказе от указанных в ней требований, в силу требований части 2 статьи 282 АПК суд обязан прекратить производство и возвратить уплаченную пошлину. Возврат платежа будет осуществляться на основании определения, вынесенного арбитражем, в котором помимо указания о прекращении производства должно быть решение о возврате пошлины.

Освобождение от уплаты пошлины

Основания освобождения от уплаты пошлины при обращении с кассацией перечислены в статье 333.37 НК РФ. В частности, от ее оплаты освобождены:

  • органы государственной и муниципальной власти, являющиеся сторонами в деле, а также прокуроры, которые выступают в защиту государственных (общественных) интересов;
  • организации, созданные для защиты прав граждан с ограниченными возможностями;
  • инвалиды I и II группы;
  • авторы интеллектуальной собственности по соответствующим спорам.

Важно помнить, что если заявитель освобождается от уплаты пошлины, то при удовлетворении кассацинных требований она будет взыскана с другой стороны процесса (если оно также не освобожден от ее уплаты).

Следует также обратить внимание практиков на тот факт, что арбитраж, согласно пункту 2 статьи 333.22 НК РФ, вправе освободить плательщика пошлины об обязанности по ее уплате в силу его имущественного положения. Сослаться на последнее заявитель вправе при подаче кассации.

Отсрочка платежа

В силу уже обозначенного пункта 2 статьи 333.22 НК РФ суд может оформить отсрочку платежа по госпошлине на время рассмотрения дела либо иной период, но, в силу положений пункта 1 статьи 64 НК РФ, не более чем на год. Важно помнить, что проценты в этом случае не выплачиваются. Об оформлении отсрочки платежа заявителю необходимо направить ходатайство одновременно с подачей жалобы.

Следует отметить, что постановление Пленума ВАС РФ № 46 не дает четких разъяснений по поводу того, по каким критериям можно определить необходимость предоставления отсрочки или освобождения организации от уплаты госпошлины. Тем не менее в случае ареста имущества, блокировки счетов организации и иных подобных обстоятельств юридическое лицо имеет основания для подачи соответствующего ходатайства, которое должно быть разрешено арбитражем с учетом конкретной ситуации.

***

Подводя итог, остается отметить, что сам по себе расчет размера пошлины при кассации особых сложностей не представляет. Однако заявителям следует быть аккуратными при указании платежных реквизитов и не забывать о возможности отсрочки или даже освобождения от обязанности по уплате пошлины.

***

Больше полезной информации — в рубрике «Кассационная жалоба».

Статья 136. Предварительное судебное заседание

1. В предварительном судебном заседании дело рассматривается единолично судьей с извещением сторон и других заинтересованных лиц о времени и месте его проведения. Указанные лица вправе участвовать в предварительном судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в соответствии со статьей 153.1 настоящего Кодекса .

При неявке в предварительное судебное заседание надлежащим образом извещенных истца и (или) ответчика, других заинтересованных лиц, которые могут быть привлечены к участию в деле, заседание проводится в их отсутствие.

2. Арбитражный суд в предварительном судебном заседании:
1) разрешает ходатайства сторон;
2) определяет достаточность представленных доказательств, доводит до сведения сторон, какие доказательства имеются в деле;
3) выносит на рассмотрение вопросы, разрешаемые при подготовке дела к судебному разбирательству, и совершает предусмотренные настоящим Кодексом иные процессуальные действия.

3. В предварительном судебном заседании стороны вправе представлять доказательства, заявлять ходатайства, излагать свои доводы по всем возникающим в заседании вопросам.

4. Суд по ходатайству лиц, участвующих в деле, вправе объявить перерыв в предварительном судебном заседании на срок не более пяти дней для представления ими дополнительных доказательств.

5. После завершения рассмотрения всех вынесенных в предварительное судебное заседание вопросов арбитражный суд с учетом мнения сторон и привлекаемых к участию в деле третьих лиц решает вопрос о готовности дела к судебному разбирательству.

Комментарий к статье 136 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ

1. Предварительное судебное заседание — это новый процессуальный институт для арбитражного процесса. Цель проведения предварительного судебного заседания — проверить готовность дела к судебному разбирательству. По большинству дел проведение предварительного судебного заседания является обязательным, за исключением упрощенного производства, рассмотрения дел о банкротстве. По делам из административных правоотношений исходя из особенностей конкретного дела предварительное судебное заседание может отсутствовать. Данный подход был объясним прежде всего действовавшими ранее сокращенными сроками, которые были установлены для подготовки и рассмотрения большинства категорий дел из административных правоотношений.

Закон не запрещает вынесение самостоятельного определения о времени и месте проведения предварительного судебного заседания. Однако на практике чаще всего о времени и месте проведения предварительного судебного заседания говорится в определении о подготовке дела к судебному разбирательству или в определении о принятии дела к производству. Обычно судьи выносят одно определение о принятии искового заявления к производству, подготовке дела и назначении предварительного судебного заседания.

Предварительное судебное заседание проводится единолично судьей с извещением сторон и других заинтересованных лиц о времени и месте его проведения. В начале предварительного судебного заседания суд проверяет наличие уведомлений об извещении лиц, участвующих в деле. При неявке в предварительное судебное заседание надлежащим образом извещенных истца и (или) ответчика, других заинтересованных лиц, которые могут быть привлечены к участию в деле, заседание проводится в их отсутствие (ч. 1 комментируемой статьи).

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи в предварительном судебном заседании дело должно рассматриваться судьей единолично. Однако в действительности дело не рассматривается, поскольку здесь не может быть исследования доказательств, ибо это прерогатива судебного разбирательства, поэтому не вызываются свидетели, эксперты и др.

Цель предварительного судебного заседания в другом — проверить, готово ли дело к рассмотрению.

Закон предоставляет сторонам и другим заинтересованным лицам право участвовать в предварительном судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в соответствии со ст. 153.1 АПК РФ (см. комментарий к соответствующей статье).

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет основные действия, составляющие содержание предварительного судебного заседания:

1) разрешение ходатайств сторон. Это могут быть ходатайства о приобщении к делу письменных и вещественных доказательств, о вызове свидетелей, о назначении экспертизы, о допуске к участию представителя, о привлечении третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, и т.д. Судьи нередко откладывают решение вопроса о привлечении третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, до предварительного судебного заседания, хотя в силу закона это может быть сделано ранее. В этом случае должно быть вынесено определение о привлечении третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора;

2) определение достаточности представленных доказательств; до сведения сторон доводится, какие доказательства имеются в деле. Суд оценивает достаточность доказательств лишь предварительно, поскольку на этом этапе рано говорить об окончательной оценке доказательств. Тем не менее суд, лица, участвующие в деле, проверяют, каких доказательств недостаточно;

3) вынесение на рассмотрение вопросов, разрешаемых при подготовке дела к судебному разбирательству, и совершение предусмотренных АПК РФ иных процессуальных действий.

Долгое время проблемой применения арбитражного процессуального законодательства была возможность прекращения и приостановления производства по делу, оставления заявления без рассмотрения на предварительном судебном заседании, поскольку в законе не было указания на возможность совершения данных действий до судебного разбирательства. В настоящее время указанная проблема отсутствует: суд при наличии на то оснований может прекратить и приостановить производство по делу, оставить заявление без рассмотрения на предварительном судебном заседании <1>. За исключением тех случаев, когда дело должно рассматриваться коллегиально. В этом случае нельзя из предварительного заседания перейти в основное.

———————————
<1> Постановление Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 65 (п. 22).

На вопрос о возможности заключения мирового соглашения в предварительном судебном заседании ответ дан в информационном письме Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 82: «Согласно части 2 статьи 141 АПК РФ вопрос об утверждении мирового соглашения рассматривается в судебном заседании. Если стороны договорились о заключении мирового соглашения во время подготовки дела к судебному разбирательству, о чем арбитражному суду стало известно в предварительном судебном заседании, суд может в порядке, установленном частью 4 статьи 137 Кодекса, завершить предварительное судебное заседание, открыть судебное заседание в первой инстанции и рассмотреть в нем вопрос о возможности утверждения мирового соглашения» (п. 27).

3. В предварительном судебном заседании стороны вправе представлять доказательства, заявлять ходатайства, излагать свои доводы по всем возникающим в заседании вопросам. Но в предварительном судебном заседании доказательства не подлежат исследованию.

Так, при проведении предварительного судебного заседания по делу об оспаривании договора судья пришел к выводу о недействительности договора, а следовательно, и о недействительности договорной подсудности. В связи с этим суд вынес определение о передаче дела в другой суд по подсудности. Такой вывод суда недопустим на стадии подготовки дела к разбирательству. В предварительном судебном заседании суд не исследует доказательства, поэтому не может прийти к разрешению дела по существу.

4. Согласно ч. 4 комментируемой статьи суд по ходатайству лиц, участвующих в деле, вправе объявить перерыв в предварительном судебном заседании на срок не более пяти дней для представления ими дополнительных доказательств. В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ суды применяют отложение предварительного судебного заседания, «если в предварительном судебном заседании арбитражный суд установит наличие обстоятельств, препятствующих назначению судебного заседания суда первой инстанции, он вправе отложить предварительное судебное заседание по правилам статьи 158 АПК РФ» <1>. Однако отложение в рамках предварительного судебного заседания может иметь место в пределах сроков, установленных ст. 134 АПК РФ и другими статьями, определяющими сроки. Об отложении предварительного судебного заседания судья выносит определение, в котором должны быть отражены основания отложения <2>.

———————————
<1> Постановление Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 65 (п. 25).
<2> Там же.

Вместе с тем на практике по-прежнему имеют место случаи назначения нескольких перерывов в предварительном судебном заседании. В связи с этим следует иметь в виду, что согласно информационному письму Президиума ВАС РФ от 19 сентября 2006 г. N 113 «О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» перерыв в судебном заседании может быть объявлен несколько раз, но общая продолжительность перерыва в одном судебном заседании не должна превышать пяти дней. В срок перерыва не включаются нерабочие дни (ч. 3 ст. 113 АПК РФ).

5. После завершения рассмотрения всех вынесенных в предварительное судебное заседание вопросов арбитражный суд, учитывая мнения сторон и привлекаемых к участию в деле третьих лиц, решает вопрос о готовности дела к судебному разбирательству (ч. 5 комментируемой статьи).

В соответствии со ст. 155 АПК РФ в ходе каждого судебного заседания, а также при совершении отдельных процессуальных действий ведется протокол. О ведении протокола при проведении предварительного судебного заседания АПК РФ не говорит. Тем не менее все заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле, и результаты их рассмотрения должны содержаться в материалах дела и быть отражены в определении или постановлении арбитражного суда либо в протоколе о совершении отдельного процессуального действия.

В соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» при совершении действий по подготовке дела к судебному разбирательству, в том числе при проведении собеседования, а также в других случаях, когда возникает необходимость зафиксировать какие-либо обстоятельства или отразить результаты проведения собеседования, иных подготовительных действий, судья может вести протокол. Положение данного пункта Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ изложено диспозитивно. Однако большинство арбитражных судов ведут протоколы предварительных судебных заседаний исходя из нормы ст. 155 АПК РФ о ведении протокола при совершении отдельных процессуальных действий, а также ввиду необходимости фиксирования результатов рассмотрения заявленных ходатайств, отсутствия возражения сторон в отношении перехода из судебного заседания в основное судебное заседание и пр. При переходе из предварительного судебного заседания к рассмотрению дела в судебном заседании первой инстанции (п. 4 ст. 137 АПК РФ) многие судьи продолжают ведение того же протокола, хотя не исключено ведение нового протокола — протокола судебного заседания.

В соответствии с разъяснением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в предварительном судебном заседании протоколирование с использованием средств аудиозаписи обязательно, если присутствует только одна из сторон. В других случаях в предварительном судебном заседании протоколирование с использованием средств аудиозаписи может вестись, например, в случае необходимости зафиксировать какие-либо обстоятельства или отразить результаты совершения процессуальных действий <1>.

———————————
<1> Постановление Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 (п. 16).

Другой комментарий к статье 136 АПК РФ

1. Предварительное судебное заседание проводится судьей единолично для подведения итогов подготовительной работы суда и лиц, участвующих в деле, для процессуального закрепления распорядительных действий сторон на этой стадии процесса, а также для решения вопроса о готовности дела и возможности назначения его к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции.

В предварительном судебном заседании судья и лица, участвующие в деле, совершают процессуальные действия, перечисленные в ч. 2 ст. 136 АПК РФ, и иные необходимые действия, указанные в ст. 135 АПК РФ, если ранее они не были совершены.

В предварительном судебном заседании не заслушиваются свидетели, эксперты, не проводятся судебные прения.

См.: п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству».

2. В соответствии с ч. 4 ст. 136 АПК РФ арбитражный суд по ходатайству лиц, участвующих в деле, вправе объявить перерыв в предварительном судебном заседании по правилам ст. 163 АПК РФ на срок, не превышающий пяти дней, для представления этими лицами дополнительных доказательств.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд вправе повторно объявить перерыв в предварительном судебном заседании с учетом необходимости завершить подготовку дела к судебному разбирательству в срок, определенный ст. 134 АПК РФ.

О перерыве в предварительном судебном заседании арбитражный суд вносит сведения в протокол или определение о проведении этого судебного заседания, в котором также указываются время и место продолжения предварительного судебного заседания. По окончании перерыва судья объявляет о продолжении предварительного судебного заседания.

Лица, участвующие в деле и присутствовавшие в предварительном судебном заседании до объявления перерыва, считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте предварительного судебного заседания, и их неявка в предварительное судебное заседание после окончания перерыва не является препятствием для его продолжения.

Определение суда о перерыве в предварительном судебном заседании не препятствует дальнейшему движению дела и не обжалуется.

См.: п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству».

Если необходимость в решении вопросов о сроке проведения экспертизы, о размере вознаграждения эксперту (экспертному учреждению, организации) возникла при подготовке дела к рассмотрению и для этого требуется дополнительное время, арбитражный суд в силу ст. 136 АПК РФ может воспользоваться правом на объявление в предварительном судебном заседании перерыва на срок до пяти дней.

См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 66 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе».

Если в предварительном судебном заседании арбитражный суд установит наличие обстоятельств, препятствующих назначению судебного заседания суда первой инстанции, он вправе отложить предварительное судебное заседание по правилам ст. 158 АПК РФ.

Отложение рассмотрения дела в предварительном судебном заседании может иметь место в пределах сроков, установленных ст. 134 АПК РФ и другими статьями Кодекса, предусматривающими сроки рассмотрения дел.

Откладывая рассмотрение дела в предварительном судебном заседании, судья должен в определении отметить основания отложения, например, указать, какие конкретно доказательства и в какой срок подлежат представлению, какая сторона обязана их представить.

См.: п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству».

Если при подготовке дела к судебному разбирательству арбитражный суд установит наличие обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 143, 144, 148, 150 АПК РФ, то в предварительном судебном заседании производство по делу может быть приостановлено, заявление оставлено без рассмотрения либо производство по делу прекращено, о чем выносится определение, за исключением случаев, когда производство по делу подлежит прекращению в связи с заключением сторонами мирового соглашения (ч. 2 ст. 150 АПК РФ).

Вопрос об оставлении заявления без рассмотрения и прекращении производства по делу разрешается единолично судьей, проводящим подготовку дела к судебному разбирательству, за исключением случаев, когда данное дело подлежит рассмотрению коллегиальным составом, в том числе и при рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

Если дело подлежит рассмотрению коллегиальным составом суда, то вопрос об оставлении заявления без рассмотрения и о прекращении производства по делу разрешается названным составом суда в судебном заседании.

См.: п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству».

3. Дело может быть назначено к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции тогда, когда рассмотрены все вопросы, вынесенные в предварительное заседание, собраны необходимые доказательства и арбитражный суд с учетом мнения сторон и привлеченных к участию в деле третьих лиц признал, что дело к судебному разбирательству подготовлено. Предварительно судья с учетом позиции сторон о достаточности доказательств выясняет, все ли доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении суда, нет ли у сторон каких-либо ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств.

Завершая подготовку дела к судебному разбирательству, судья объявляет лицам, участвующим в деле, какой спор или требование будет рассматриваться в судебном заседании, исходя из определяемого им характера спорного материального правоотношения, и по каким правилам, установленным АПК РФ, они будут рассматриваться.

См.: п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству».

Если ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи подано лицом, участвующим в деле, после размещения на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет информации о времени и месте предварительного судебного заседания (в том числе и в случае, когда данное лицо прямо не заявляло возражений относительно рассмотрения дела в его отсутствие), суд не вправе завершить соответствующее предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции на основании ч. 4 ст. 137 АПК РФ.

См.: п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».

В предварительном судебном заседании протоколирование с использованием средств аудиозаписи обязательно, если присутствует только одна из сторон. В других случаях в предварительном судебном заседании протоколирование с использованием средств аудиозаписи может вестись, например, в случае необходимости зафиксировать какие-либо обстоятельства или отразить результаты совершения процессуальных действий.

См.: п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».

Постановка земельного участка на кадастровый учет

Практически все земельные участки уже содержатся в базе ЕГРН. Если интересующий вас объект недвижимости не состоит на кадастровом учете, почти всегда без затруднений можно внести о нем сведения в Росреестр. Рассмотрим в данной статье, как поставить земельный участок на кадастровый учет.

Простые способы определить, отсутствуют или имеются сведения об участке в Росреестре

Прежде чем вносить в ЕГРН сведения об участке, следует убедиться, что он действительно не содержится на кадастровом учете.

Как выяснить, есть ли у участка кадастровый номер:

  1. Запросить в МФЦ сведения на объект по его адресу. Если он в государственной системе не числится, получите уведомление об отсутствии сведений. При положительном результате вы получите выписку из ЕГРН. Такая услуга платная и равна стоимости госпошлины, 400 рублей.
  2. Воспользоваться сайтом Росреестра, где в открытом доступе содержатся сведения о всей недвижимости на территории РФ. Для этого нужен только выход в интернет. Получить нужную информацию можно по . Такой способ быстрый, информативный и не требует оплаты пошлин.

Когда стало известно, что земля не учтена в реестре, начинать нужно с внесения сведений об участке как о ранее учтенном. Но для этого нужны основания.

Ранее учтенные участки

К ранее учтенным земельным участкам относятся те объекты, права на которые возникли до вступления в силу закона о кадастре, то есть до 1 марта 2008 года (№ 221-ФЗ от 24.07.2007 г.).

Поэтому, если вы давно пользуетесь участком и у вас имеются землеотводные или правовые документы на него, вы можете внести информацию в ЕГРН бесплатно по своему заявлению.

Какие документы являются основаниями для учета земли в Росреестре без проведения межевания:

  1. Свидетельства о собственности или госакты, устанавливающие право за конкретным гражданином на пользование участком. Земля может быть предоставлена на праве собственности, бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения.
  2. Решение уполномоченного органа о предоставлении участка.
  3. Выписка из похозяйственной книги о наличии прав.
  4. Договор застройки.
  5. Решение суда и другие документы, выданные до вступления в силу закона о регистрации прав на недвижимость, до 31.01.1998 г.

Чтобы поставить участок на учет как ранее учтенный, нужно:

  1. Обратиться в МФЦ с документами на землю.
  2. Подать заявление в Росреестр. Сам бланк заполняет сотрудник МФЦ. Услуга бесплатная, заявление принимается от любых лиц, не только от собственников участка.
  3. Через 5-10 дней в МФЦ получить выписку из ЕГРН.

В выписке будут содержаться минимальные сведения: площадь, категория и назначение (если информация об этом есть в исходном документе), кадастровая стоимость, дата постановки на учет, адрес. Участку присвоят уникальный кадастровый номер, что будет означать, что он содержится в системе ЕГРН. В особых отметках будет числиться запись, что границы не уточнены в соответствии с законодательством.

Право во время этой процедуры не регистрируется. Однако по землеотводному документу чаще всего можно оформить право собственности без помех. После того, как у земли появится кадастровый номер, собственник может подавать заявление на приобретение права собственности.

После получения кадастрового номера можно проводить дальнейшие необходимые действия:

  1. Регистрировать право.
  2. Уточнять границы и площадь (межевание).

Подать заявление о внесении сведений в ЕГРН можно и без документов. Росреестр сам запросит нужные данные в порядке межведомственного взаимодействия с другими государственными структурами. Если документы, согласно которым предоставлялась земля, имеются в архивах местной власти, то сведения об участке будут внесены в реестр. Единственное, такое заявление будет рассматриваться дольше, чем в случае наличия документов-оснований.

Если же нужных документов, а соответственно, и права, у землепользователей никогда не было, то невозможно внести сведения в ЕГРН и оформить участок в собственность таким простым способом.

Когда нет права собственности на используемый участок

Иной порядок обретения кадастрового номера в том случае, если нет оснований для регистрации земли за конкретным лицом.

В каждом случае приватизация будет происходить по-разному, в зависимости от документов, наличия или отсутствия зарегистрированных строений на земле и др.

К решению вопроса по приватизации земельного участка следует подходить индивидуально, требуется консультация юриста, кадастрового инженера.

Как сформировать земельный участок, если на него нет документов:

  1. Подготовить схему расположения участка в кадастровом квартале. На ней изображаются границы участка и координаты его поворотных точек. Для определения точного местоположения границ понадобится привлечь кадастрового инженера.
  2. Схема отдается на утверждение в орган местного самоуправления.
  3. Если администрация соглашается с предоставлением участка, то выдает распоряжение. Земля может быть передана владельцу строения как бесплатно, так и платно. Если право на домовладение появилось до 30 октября 2001 года – бесплатно.
  4. На основании этого распоряжения кадастровый инженер готовит межевой план на образование участка.
  5. Межевой план сдается в МФЦ для присвоения земельному наделу кадастрового номера и регистрации на него права.

Когда по Земельному кодексу РФ не допускается подготовка схемы на образование участка:

  1. Если надел находится в садовых товариществах.
  2. При образовании земли под многоквартирным домом.
  3. При формировании объекта в гаражном кооперативе.

В этих случаях образовывать участки можно только согласно утвержденному проекту планировки и межевания. Это дорогостоящий и крупный проект на целый квартал, заказать который частному лицу не под силу.

Постановка на кадастровый учет без границ

Участок можно ставить на кадастровый учет без границ только как ранее учтенный. У такого объекта недвижимости сначала появляется уникальный номер, а вторым этапом собственник регистрирует на него право по прямым документам-основаниям.

При наличии землеотводных и правоустанавливающих документов участия администрации в процедуре оформления земли не потребуется. Участок без межевания в 2020 году может являться предметом оборота. Его можно дарить, завещать, продавать.

Если правовых документов нет, орган местного самоуправления за выкуп или бесплатно предоставляет участок собственнику строения, но в этом случае без межевания не обойтись.

Упрощенный порядок регистрации участков для СНТ

По дачной амнистии можно в упрощенном порядке зарегистрировать право на земельные наделы в СНТ.

Дачная амнистия подходит тем землепользователям, которые:

  • являются членами товарищества, но не имеют документа;
  • есть правовой документ, но в нем не указан вид права.

Федеральным законом № 267-ФЗ от 02 августа 2019 года дачная амнистия продлена до 1 марта 2021 года.

По дачной амнистии, без установления границ, садовод может поставить участок на кадастровый учет и зарегистрировать на него право.

Приватизация по дачной амнистии будет происходить бесплатно, если участок, которым пользуется садовод, образован из общего участка СНТ, предоставленного садоводческому товариществу до 30 октября 2001 года.

Ссылка на документ:

Постановка на учет земельного участка в результате раздела, выдела, перераспределения, объединения

Участки, которые возникли путем преобразования исходного участка, необходимо ставить на учет как новые объекты и одновременно регистрировать на них право.

При преобразовании участка исходный прекращает свое существование, а новые земельные наделы получают уникальные характеристики: кадастровый номер, площадь и т. д.

Как поставить на учет вновь образованные участки, полученные после преобразования исходного:

  1. Обратиться в МФЦ с межевым планом.
  1. От владельцев принимаются заявления на:
  • прекращение собственности на участки, подлежащие преобразованию;
  • постановку на кадастровый учет образуемых объектов и регистрацию права на них.

За возникновение права заявители оплачивают госпошлину (350 или 2000 рублей, в зависимости от назначения земли).

При выделе оформляется только заявление на постановку и на регистрацию права, исходный объект продолжает свое существование.

  1. Не менее чем через 10 рабочих дней заявители получат выписку из ЕГРН на новые участки.

Подведем итоги

Поставить участок на учет как ранее учтенный можно самому, без заказа межевых планов, схем или услуг представителей. Для этого нужно обратиться с землеотводными документами в МФЦ и подать соответствующее заявление.

Если правовых документов не имеется, чтобы поставить объект на учет, потребуются дополнительные мероприятия по утверждению уполномоченным органом схемы расположения, а также по подготовке межевого плана на образование земли. В этом случае земельный надел может быть приобретен как за выкуп, так и бесплатно, в зависимости от того, зарегистрировано ли на участке строение и в каком году на него приобретено право.

Итогом постановки на учет станет выписка ЕГРН.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *