Налог с продажи участка в собственности

Продавая земельный участок, не каждый собственник оповещает налоговые органы о заключенной сделке, нарушая тем самым требования законов. И, несмотря на то, что налоговый вычет предусмотрен не всегда, лучше перестраховаться и обезопасить себя от лишних штрафов. Сколько потребуется заплатить владельцу участка налог за его продажу? Кому можно избежать уплаты налогов? Какие изменения претерпел НК РФ в 2016 году?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-42-46. Это быстро и бесплатно!

Содержание

Что такое налог с продажи земельного участка?

Продажа участка земли получает статус сделки в случае, если собственник получает значительную прибыль.

Продавая собственный участок, владелец получает доход, за который по закону необходимо выплатить налог – это и будет считаться налогом с продажи участка. Ответственность за его выплату ложится на собственника участка, а размер зависит от продажной стоимости.

Кто обязан уплатить налог с продажи земли?

Плательщиком налогов с продажи земельного участка может быть как житель Российской Федерации, так и иностранный гражданин. А вот участок земли обязательно должен находиться на территории РФ.

Людей, в обязательства которых входит уплата налога с продажи земли делят на два типа независимо от их гражданства:

  • Не резиденты – люди, находящиеся в пределах страны менее 183 дней за один год.
  • Резиденты – граждане, находящие на территории России более полугода в течение двенадцати месяцев.

Налоги обязаны платить:

  • юридические лица, использующие участки для осуществления предпринимательской деятельности;
  • ИП, задействовавшие участки для осуществления своей деятельности;
  • физические лица, являющиеся обладателями прав на участки.

Что такое налог на дарение квартиры и кто обязан его уплатить — узнайте в статье по ссылке.

Кто обязан оплатить налог с продажи земли?

Продажа участка физическим лицом

Если участок земли использовался для предпринимательской деятельности, тогда налог платится в зависимости от того какая система налогообложения взята за основу, если для личных нужд – НДФЛ (или вовсе не платится).

Размер НДФЛ составляет 13%, и уплатить его обязаны все резиденты РФ, продающие свой участок. Если гражданин живет в стране менее шести месяцев, налоговая ставка автоматически повышается на 17% и составляет 30.

Таким образом, резидент РФ в случае продажи участка за 500 000 рублей, заплатит государству 65 000, а не резидент – 150 000.Такие суммы подлежат вычету, если гражданин не освобожден от обязательства уплаты налога и не имеет права на налоговые льготы и вычеты.

Что такое подоходный налог и когда платится налог с продажи квартиры, вы можете узнать в этой статье.

Взаимосвязь размера налога при продаже участка и срока владения им

От налоговой выплаты собственник участка может быть освобожден в случае, если в его владении участок находился более 5 лет. Но это время может быть сокращено на 2 года, если участок земли был получен:

  • в случае преобразования публичной собственности в частную (процедура приватизации);
  • при выполнении условий договора по содержанию с иждивением;
  • от своего близкого родственника либо члена семьи в дар/по наследству.

При таких обстоятельствах, участок, срок владения которым составляет 3 года, может быть продан без выплаты налога.

Однако у государственных органов могут появиться некоторые сомнения относительно времени пользования участков. В этом случае лучше иметь при себе свидетельство, подтверждающее наличие у собственника прав на землю.

Что такое налог на сдачу жилья в аренду и кто обязан его уплатить, вы можете узнать в публикации по ссылке.

Образец договора купли-продажи земельного участка.

Налог с продажи земельного участка в собственности менее 3 лет

Какие налоговые выплаты предусмотрены при продаже участка, находящегося в собственности менее 3 лет? Реализация таких участков предполагает обязательную уплату предусмотренных НК РФ налогов с продажи земли, а размер зависит от того кто облагается налогом – ф.л. или юр.л. резидент или не резидент.

Налогоплательщику потребуется самостоятельно рассчитать размер выплаты и произвести расчет в установленные сроки.

Вычеты и льготы при налогообложении земли

Некоторые налогоплательщики могут воспользоваться определенными льготами при продаже земельных участков.

Льготники:

  • инвалиды с рождения;
  • ф.л., перенесшие лучевую болезнь;
  • герои РФ, СССР и т.д.

Для подтверждения одного из статусов, предусматривающих получение налоговой льготы необходимо с подтверждающими документами отправиться в соответствующую службу для оформления вычетов. Величина таких льгот не превышает 10 000 рублей.

Что такое налог при продаже коммерческой недвижимости и каков размер налога для физических лиц — читайте

Образец свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок.

Существуют также налоговые вычеты, предусматривающие уменьшение окончательной налоговой суммы:

  • фиксированный вычет;
  • вычет на сумму расходов, подтвержденных документально.
Вид вычета Фиксированный На сумму расходов
Формула вычета (Доход — Вычет) х 13% (Доход — Расходы факт.) х 13%
Величина вычета 1 000 000 рублей В зависимости от фактически понесенных затрат
Для каких участков Для участков, находящихся в собственности менее 5 лет Не подходит для участков в дар/по наследству

Первый вариант подходит для тех, у кого в собственности участок находится менее 5 лет. Например, участок был продан за 2 430 000 рублей.

Налог = (2 530 000 – 1 000 000) х 13%

Налог = 198 900 рублей.

Второй вариант предполагает уменьшение налога за счет вычитания из суммы продажи участка затрат, понесенных при приобретении земли.

Например, участок был продан за 2 260 000 рублей, а куплен за 2 180 000.

Налог = (2 260 000 – 2 180 000) х 13%

Налог = 10 400 рублей.

Очевидно, что второй вариант выгоднее, однако он имеет смысл только если затраты составили свыше одного миллиона рублей и тому имеются документальные подтверждения. Также этот вариант не подходит для участков, переданных в дар или доставшихся по наследству.

Процедура уплаты налога

Граждане, продающие участок, которым владеют более 5 лет или более 3, но полученный по договору дарения или наследству могут не подавать декларацию. Остальные же собственники земли при продаже своего имущества обязаны предоставить в органы декларацию.

Подать документ необходимо до 30 апреля года, следующего за тем годом, когда была оформлена сделка, составленный по форме 3НДФЛ. Бланк можно взять бесплатно в налоговой либо скачать на сайте ФНС.

В декларации потребуется указать:

  • размер применяемого вычета;
  • сумму, за которую был реализован участок;
  • налог, рассчитанный самостоятельно.

Пустые колонки в декларации необходимо заполнить прочерками.

К декларации требуется приложить:

  • договор подтверждающий куплю-продажу участка;
  • документы, квитанции, подтверждающие ранее понесенные расходы (если применяется вычет фактически понесенных расходов).

Оплатить налог можно:

  • через терминалы;
  • через Сберкассу;
  • с помощью интернета;
  • в отделении кредитно-финансового учреждения.

Уплата налога должна быть осуществлена до пятнадцатого июля того года, в котором была подана декларация.

Что представляет собой право постоянного бессрочного пользования земельным участком и кто обладает такой правомочностью, вы можете узнать в статье по ссылке.

Образец налоговой декларации по земельному налогу.

Налог с продажи земельного участка в 2016 году: новый закон

Ранее от налога на продажу земли освобождались граждане, имеющие в собственности участок более трех лет. С нынешнего года этот срок увеличился и составил пять лет. Однако есть исключения, о которых была написано выше. Собственники участков, владеющие ими менее 5 лет, должны будут заплатить налоги, размер которых устанавливает НК РФ.

Специальных вычетов при уплате налога с продажи земельного участка для многодетных семей, матерей, растящих детей в одиночестве и других категорий населения государство в 2016 году по новому закону не предусмотрело. Налоги при продаже участков они должны будут уплачивать на общих условиях.

Как правильно составить дарственную на земельный участок, вы можете прочесть

Порядок уплаты налога с продажи земельного участка для физических лиц (с 2016 года)

Решившие продать собственный участок земли физические лица, должны ознакомиться с действующим законодательством. Ведь регулярно меняющиеся положения и правила могут повлечь лишние денежные траты.

Каждый собственник участка, владеющий им менее 5 лет должен подавать декларацию при его продаже, кроме определенных лиц, составляющих исключение из правил и для которых срок остался на прежнем уровне (3 года).

В каком порядке осуществляется возврат земельного налога и как получить налоговый вычет на землю или участок? Ответ содержится в этом видео:

Задайте вопрос и получите ответ юриста через 5 минут

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Как рассчитать налог с продажи земельного участка?

Продажа земельного участка – возмездная сделка, от которой продавец получает определенный доход. Любой доход с продажи земельного участка налоговое законодательство РФ относит к объекту налогообложения. Условия и порядок расчета подлежащего уплате налога зависят от множества факторов. При наличии установленных законом льгот и оснований продавец может быть освобожден от налоговой обязанности, или сумма исчисленного налога уменьшена. Далее в статье мы подробно разберем новый закон, по которому осуществляется расчет и уплата налога с продажи земельного участка.

Кто обязан платить налог

Выделяются две главные категории плательщиков налога с продажи земельного участка:

  1. Физические лица:
  • резиденты – все, кто фактически в течение года, без перерывов, за исключением особых случаев, находился в России 183 календарных дня (почти полгода) и более;
  • не резиденты.
  1. ИП и юридические лица.

Резиденты обязаны платить налог с продажи земельного участка независимо от того, где он расположен – в России или за рубежом. Не резиденты – только при условии продажи участка, находящегося на территории РФ.

Для всех физических лиц налог с продажи земли – это подоходный налог (НДФЛ), составляющий 13% (резиденты) и 30% (не резиденты). Для юридических лиц доходы, полученные от продажи земельного участка, учитываются в общей массе доходов от коммерческой деятельности, а расчет налога и другие условии его уплаты определяются применяемой организацией или ИП системой налогообложения.

Продолжительность права собственности как фактор влияющий на возникновение налоговой обязанности

Налоговое законодательство, в том числе новый закон (статьи 217.1 НК РФ), применяемый к земельным участкам, приобретенным в собственность после 01.01.2016 года, устанавливает два периода продолжительности права собственности, которые влияют на возникновение налоговой обязанности:

  1. Трехлетний период. Этот срок считается минимально достаточным для освобождения от налоговой обязанности при продаже участка земли. Чтобы не платить налог, требуется наличие любого из трех оснований возникновения права собственности на проданный участок:
  • наследование или дарение между членами семьи или близкими родственниками;
  • приватизация;
  • договор пожизненного содержания с иждивением.
  1. Пятилетний период. Этот срок также считается минимально достаточным для освобождения от уплаты налога, но он действует, если нельзя применить 3-летний период.

Для участков, приобретенных до 01.01.2016 года, как и ранее, действует 3-летний, а не 5-летний период. Федеральное законодательство оставляет за регионами право самостоятельно сократить трех- и пятилетний периоды продолжительности собственности для цели освобождения от уплаты налога.

Расчет НДФЛ

Определение наличия/отсутствия льгот, расчеты и прочие вопросы уплаты НДФЛ законодательство возлагает на самих налогоплательщиков.

Одни из важнейших вопросов:

  1. С какой суммы платится налог с продажи земельного участка.
  2. Какие документы оформить и в каком порядке внести платеж.

Сумма, с которой предстоит заплатить налог – налоговая база, рассчитываемая за минусом льгот, вычетов и затрат на покупку участка.

Для цели определения налоговой базы необходимо учитывать:

  1. Основание возникновения права собственности на проданный участок.
  2. Продолжительность права собственности.
  3. Наличие у продавца социальных льгот, например, в связи с инвалидностью, статусом ветерана ВОВ, героя РФ/СССР и других оснований, предусмотренных налоговым законодательством, – здесь применимо все, что позволяет снизить сумму подоходного налога. Льгота дает возможность уменьшить налогооблагаемую базу на 10 тысяч рублей.
  4. Кадастровая стоимость земли. Этот параметр используется, например, для случаев продажи ранее унаследованного участка. С января 2016 года кадастровая стоимость принимается во внимание и для цели противодействия умышленному занижению стоимости продажи земли в договорах.
  5. Стоимость покупки земли и иные расходы, которые можно учесть в затраты.
  6. Размер доступного налогового вычета.

Для начала определяется период нахождения в собственности реализованного земельного участка, то есть наличие самой обязанности платить налог. Далее за основу берется полученная в результате сделки сумма. Налоговая база ее не превысит, но обычно существенно уменьшается за счет всей совокупности разных вычетов. После этого база рассчитывается индивидуально.

На сегодняшний день обязательно нужно анализировать и сравнивать сумму, полученную по сделке (указанную в договоре), и кадастровую стоимость земельного участка. Если доходы от сделки будут меньше параметра «кадастровая стоимость × 0,7», для цели расчета налоговой базы законодательство обязывает применить этот параметр, а не стоимость проданной земли. Таким образом, первичная, без всех вычетов, налогооблагаемая база не может быть меньше 70% кадастровой стоимости участка.

Из полученной в результате сделки суммы или суммы, полученной с применением кадастровой стоимости, для цели определения налоговой базы можно вычесть:

  1. Социальную льготу для подоходного налога – 10 тысяч рублей.
  2. Фиксированный налоговый вычет, составляющий 1 млн рублей и применяемый для участков земли, находящихся в собственности менее 5 лет.
  3. Сумму расходов на приобретение проданного участка в собственность. Расходы нужно будет подтвердить, и, естественно, это применимо только для случаев покупки (выкупа) земельного участка. Случаи наследования, дарения сюда не подходят.

Социальная льгота при наличии на нее права применяется в любом случае. Использовать налоговый вычет или вычет затрат на приобретение участка – это зависит от ситуации. Если сумма документально подтвержденных затрат больше налогового вычета, выгоднее применить затраты. Но некоторые хотят сохранить за собой право на вычет и уменьшают базу на сумму затрат, даже если она меньше миллиона рублей.

Оформление декларации и уплата налога

​Подготовка, представление декларации и уплата налога с дохода от продажи земельного участка – процедуры, осуществляемые по общим правилам, предусмотренным для выполнения обязанности налогоплательщика НДФЛ.

Декларация должна быть представлена в ИФНС по месту жительства (регистрации) физического лица до 30 апреля года, следующего за годом, в котором был получен доход. Уплатить налог в полном размере необходимо до 15 июля года представления декларации.

Если доход от продажи земли – единственная составляющая налогооблагаемой базы физического лица по НДФЛ, то декларация будет касаться только этой полученной суммы и сделанного расчета налога. Если же имеются и другие доходы, например, от продажи иного объекта недвижимости, то составляется одна декларация 3-НДФЛ на все виды доходов.

Декларацию могут не представлять только те, у кого нет обязанности уплачивать налог с продажи земли, например, с учетом продолжительности права собственности. Если же такая обязанность есть, но при расчетах налогооблагаемой базы и НДФЛ, получается «0» или даже «минус» причитающегося к уплате налога, то декларацию все равно нужно будет подготовить, а платить налог – нет. Вместе с декларацией следует представить документы, подтверждающие льготы, право на используемый вычет, расходы на приобретение земли. Некоторые обстоятельства ИФНС может проверить без этих документов, в порядке межведомственного взаимодействия или обратившись к соответствующим электронным базам данным, но не все и не всегда. Спорные моменты лучше предотвратить заранее. В любом случае ИФНС вправе затребовать от налогоплательщика документы, подтверждающие те или иные факты и цифры, отраженные в декларации.

Для упрощения подготовки декларации и расчетов можно воспользоваться сервисами, представленными на официальном сайте ФНС. Сегодня там же функционирует личный кабинет налогоплательщика, через который можно осуществлять любое дистанционное взаимодействие с ведомством.

Налог с доходов от продажи земли для организаций и ИП

Организации и предприниматели обязаны уплатить налог с доходов от продажи участка земли, если эта недвижимость используется в коммерческой деятельности. Соответственно, полученные доходы должны быть отнесены в учете на доходы от такой деятельности и включены в налогооблагаемую базу. Эти категории налогоплательщиков рассчитывают и уплачивают налог по иным правилам, нежели физические лица. Здесь применяется ставка исходя из используемой системы налогообложения, а оформление отчетности и уплата налога осуществляются по общим правилам ведения учета и выполнения налоговой обязанности.

Фонд капитального ремонта: формируем правильно

Износ основных фондов жилищно-коммунального хозяйства в России, по оценкам правительства, уже превышает 60%. В том числе, требует капитального ремонта и состояние многих многоквартирных домов. По сведениям Росстата, на конец 2013 года удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в стране составил 2,8%. И даже сравнительно новые жилые дома постепенно устаревают и требуют капитального ремонта: например, капремонт загрузочных устройств мусоропроводов следует проводить каждые 10 лет, а сетей питания лифтовых установок – каждые 15 лет (Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»).

Расходы по содержанию общего имущества в многоквартирных домах должны оплачиваться собственниками расположенных в них помещений, в том числе и квартир (ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ). И если в советские годы основным собственником жилых помещений являлось государство, которое и оплачивало расходы по содержанию и ремонту своей собственности, то теперь, в результате массовой приватизации, квартиры перешли в частную собственность. Но вместе с правом на квадратные метры к новым собственникам перешла и обязанность по их содержанию и ремонту, как текущему, так и капитальному – за исключением домов, которые на момент приватизации уже требовали капитального ремонта (ст. 16 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

Изначально владельцы помещений в многоквартирных домах самостоятельно в добровольном порядке определяли размеры оплаты за капитальный ремонт общего имущества. Эта плата включалась в платежи за коммунальные услуги. Но стремление собственников недвижимости к снижению расходов на оплату этих услуг приводило к тому, что управляющие компании и ТСЖ не могли аккумулировать достаточно средств для финансирования капитального ремонта дома и эти расходы часто перекладывались на муниципальные бюджеты в форме финансирования аварийно-восстановительных работ.

Однако в конце 2012 года Жилищный кодекс РФ был дополнен разделом IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», который предусматривает обязательное перечисление средств собственниками помещений в многоквартирных домах в фонд капитального ремонта (Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. № 271-ФЗ). При этом минимальный размер таких взносов должен был устанавливаться отдельно регионами. Но длительное время закон фактически не действовал из-за отсутствия необходимых подзаконных актов, поскольку субъекты РФ должны были при установлении минимальных размеров взносов на капремонт опираться на методические рекомендации, утвержденные уполномоченным Правительством РФ органом (ч. 8.1. ст. 156 Жилищного кодекса РФ). План мероприятий по реализации указанного закона был утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2013 г. № 720-р, а соответствующие методические рекомендации были введены 10 июля 2013 года (приказ Минрегиона России от 10 июля 2013 г. № 288 «Об утверждении методических рекомендаций по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт»). Только после этого субъекты РФ смогли принять необходимые региональные законы, и первые квитанции с требованием оплаты взноса в фонд капитального ремонта стали поступать владельцам квартир уже в 2014 году.

Что такое фонд капитального ремонта?

Фонд капитального ремонта представляет собой «копилку», в которой аккумулируются денежные средства для проведения в будущем капитального ремонта многоквартирного дома. Для каждого отдельного дома создается собственный фонд, формируемый из:

  • взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений;
  • процентов за несвоевременную уплату таких взносов;
  • доходов от передачи в пользование объектов общего имущества в многоквартирном доме;
  • средств товарищества собственников жилья, в том числе доходов от его хозяйственной деятельности;
  • процентов, начисленных банком по денежным средствам, находящимися на счете дома.

Следует отличать фонды капитального ремонта как «копилки», формируемые для каждого многоквартирного дома в отдельности, от Фондов капитального ремонта как юридических лиц, учреждаемых субъектами РФ в качестве региональных операторов для управления фондами капитального ремонта отдельных домов. К примеру, в столице такой Фонд создан постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года № 834-ПП «Об учреждении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы».

Какие существуют способы формирования фонда капитального ремонта?

Формирование фонда капитального ремонта жилого дома может производиться одним из двух возможных способов:

  • на специальном счете;
  • на счете регионального оператора – так называемый «общий котел» (ст. 170 Жилищного кодекса РФ).

    ФОРМЫ

    Образец протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа формирования фонда капитального ремонта (на специальном счете)

    Образец протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа формирования фонда капитального ремонта (на счете регионального оператора)

    Другие формы

При этом по умолчанию фонды капитального ремонта формируются на счетах региональных операторов и никаких действий для этого производить не требуется, а для выбора способа накопления на специальном счете необходимо принятие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Решение считается принятым, если за него отдано не менее 2/3 голосов от общего количества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 1.1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ).

ВНИМАНИЕ!

Пока ваш дом не включен в региональную программу (и до истечения восьми месяцев с момента включения), вы не обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт (ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса РФ). Ознакомиться с региональной программой можно на сайте регионального Фонда капитального ремонта.

Такое решение должно быть принято не позднее, чем в течение шести месяцев (срок может быть снижен по решению отдельных регионов) с момента опубликования региональной программы капитального ремонта, в которую включен данный дом. Такая программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и подлежит ежегодной актуализации.

В течение этого же срока необходимо направить копию протокола общего собрания в адрес регионального оператора. Решением общего собрания в обязательном порядке должны быть определены:

  • размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт;
  • перечень услуг и (или) работ по капремонту;
  • сроки его проведения;
  • владелец специального счета;
  • кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет (ч. 4 ст. 170 Жилищного кодекса РФ).

При этом размер ежемесячного взноса не может быть ниже установленного региональным законодательством. Перечень ремонтных работ не может быть меньше, а сроки проведения капремонта – позже, чем предусмотрено региональной программой.

Владельцем специального счета может быть назначена управляющая компания, либо ТСЖ, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющий управление многоквартирным домом, а также региональный оператор. Кредитная организация, в которой может быть открыт специальный счет, должна иметь уставной капитал в размере не менее 20 млрд руб. Информацию о банках, которые соответствуют этому условию, можно узнать на сайте Банка России.

ФОРМА

Образец договора специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта

Другие формы

Если же в установленный срок такое решение общим собранием принято не было, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора. Какие-либо извещения о принятии такого решения жильцам не направляются, и они узнают об этом из квитанций об оплате.

Следует отметить, что формирование фондов на специальных счетах имеет ряд особенностей, отличающих этот способ от ведения счета в рамках «общего котла»:

  • на хранящиеся в банке деньги могут начисляться проценты, что позволит несколько снизить потерю покупательной способности накоплений за период их хранения. Стоимость обслуживания счета и размер начисляемых процентов могут различаться в зависимости от банка. Например, одно из кредитных учреждений предлагает банковское обслуживание специального счета за 4,8 тыс. руб. в год, при этом процентная ставка может варьироваться от 0,2% до 3,5% годовых в зависимости от суммы, находящейся на счету. Следует отметить, что Жилищный кодекс РФ также не содержит и запрета начислять проценты на денежные средства, хранящиеся в банках на счетах регионального оператора;
  • любой собственник имеет возможность получить информацию о сумме денежных средств на специальном счете и операциях по нему. Собирать общее собрание для этого не требуется (ч. 7 ст. 177 Жилищного кодекса РФ);
  • региональным законодательством может быть установлен минимальный размер фондов капремонта, формирующихся на специальных счетах, по достижении которого общее собрание собственников может принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт – за исключением тех, кто задолжал по таким взносам (ч. 8 ст. 170 Жилищного кодекса РФ);
  • отсутствует предусмотренное для региональных операторов ограничение на уплату аванса в размере, превышающем 30% от стоимости работ по капитальному ремонту, что позволит требовать более выгодных условий договоров с подрядчиками (ч. 3 ст. 190 Жилищного кодекса РФ).

При этом средства фонда капитального ремонта, хранящиеся на специальном счете, в полной мере защищены законодательно, за исключением случаев банкротства самого банка (но этот риск существует и для средств, хранящихся в банках региональными операторами). Так, банк осуществляет контроль за расходованием денежных средств со специального счета (ч. 3 ст. 177 Жилищного кодекса РФ), в связи с чем проведение незаконных операций с этими средствами затруднено. К тому же на денежные средства, находящиеся на специальном счете, не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца этого счета, если эти обязательства не связаны с капремонтом (ч. 6 ст. 175 Жилищного кодекса РФ). Также такие денежные средства не включаются в конкурсную массу при банкротстве владельца счета (ч. 7 ст. 175 Жилищного кодекса РФ).

Как изменить способ формирования фонда капитального ремонта?

Если собственников помещений в многоквартирном доме не устраивает выбранный способ формирования фонда капитального ремонта или они пропустили шестимесячный срок принятия решения о его выборе, то изменить эту ситуацию можно в любое время на основании решения общего собрания собственников.

Если решением общего собрания фонд изымается из управления регионального оператора и будет в дальнейшем формироваться на специальном счете, такое решение должно содержать сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 170 Жилищного кодекса РФ, как и при первоначальном выборе спецсчета для формирования фонда. Данное решение следует в течение пяти дней направить региональному оператору, однако в силу оно вступит лишь через два года с этого момента (срок может быть снижен региональным законодательством) и при отсутствии задолженности по оплате работ по капитальному ремонту или предоставленным на эти цели кредитам (ч. 5 ст. 173 Жилищного кодекса РФ). В течение этого периода платежи по прежнему будут перечисляться региональному оператору.

В случае же принятия решения о передаче фонда региональному оператору, оно вступает в силу через один месяц после направления владельцу специального счета решения общего собрания. Отсутствие задолженностей по выполненным работам и предоставленным кредитам в данном случае также является обязательным условием для вступления решения в силу (ч. 6 ст. 173 Жилищного кодекса РФ).

Размер взноса в фонд капитального ремонта

Минимальный размер взносов на капитальный ремонт устанавливается нормативными актами субъектов РФ и ежегодно индексируется с учетом изменения индекса потребительских цен (п. 1 ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса РФ, п. 6.1 Методических рекомендаций по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, утв. приказом Минстроя России от 7 февраля 2014 г. № 41/пр). Так, размер этого взноса в 2015 году в Москве составляет 15 руб. в месяц за каждый квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме (постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года № 833-ПП «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы в 2015 году»). Для сравнения, в Санкт-Петербурге размер взноса дифференцирован от 2 до 3 руб. в зависимости от типа строения, на территории Московской области в 2015 году размер взноса равен 7,8 руб., а в Самарской области он варьируется от 5,07 руб. до 5,84 руб. в зависимости от этажности жилого дома (во всех регионах эти суммы также начисляются ежемесячно за каждый квадратный метр общей площади помещения).

Размер взноса не зависит от количества лиц, зарегистрированных в жилом помещении или его расположения. Сумма платежа определяется лишь по характеристикам здания жилого дома (год постройки, этажность, тип материалов), если в данном регионе предусмотрена такая дифференциация размера взноса, и по количеству квадратных метров помещения.

Окончательный размер взноса может быть изменен в сторону увеличения решением общего собрания собственников, а накопленную за счет такого повышения сумму можно использовать на виды капитального ремонта, не предусмотренные ст. 166 Жилищного кодекса РФ (например, на разработку проектной документации, оплату услуг по строительному контролю и расходов на получение гарантий и поручительств по кредитам и займам), либо для ускорения выполнения срочных работ (ч. 3 ст. 166 Жилищного кодекса РФ).

Цели расходования средств из фонда капитального ремонта

Средства из фонда капитального ремонта можно потратить исключительно на определенные в ст. 166 Жилищного кодекса РФ цели:

  • ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
  • ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
  • ремонт крыши;
  • ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
  • ремонт фасада;
  • ремонт фундамента многоквартирного дома.

Однако дополнительно субъекты РФ могут разрешать расходовать средства фонда на другие виды ремонтных работ, в том числе:

  • утепление фасада;
  • переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу;
  • устройство выходов на кровлю;
  • установку коллективных (общедомовых) счетчиков и узлов управления и регулирования потребления коммунальных ресурсов.

Этот список является открытым, регионы никак не ограничены в праве определять направления расходования средств фондов капремонта (ч. 2 ст. 166 Жилищного кодекса РФ).

Кроме того, эти средства можно потратить на:

  • разработку проектной документации для проведения капитального ремонта;
  • оплату услуг по строительному контролю;
  • погашение кредитов и займов (а также процентов по ним), полученных и использованных в целях оплаты услуг и работ по капитальному ремонту;
  • оплату расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам и займам (ст. 174 Жилищного кодекса РФ). К примеру, ставка платы за выдачу банковской гарантии по государственным контрактам в настоящее время варьируется от 1% до 5%. Вероятно, банковские гарантии по кредитам для капитального ремонта будут оцениваться в таких же рамках.

При этом за счет суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, могут финансироваться только работы, предусмотренные ст. 166 Жилищного кодекса РФ, а также погашение кредитов, займов (и процентов по ним), полученных и использованных в целях оплаты данных работ (ст. 174 Жилищного кодекса РФ).

Из этого следует, что финансировать разработку проектной документации, оплату услуг по строительному контролю и расходов на получение гарантий и поручительств по кредитам и займам можно лишь из процентов за несвоевременную уплату взносов и процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, а также за счет суммы взносов, превышающей их минимальный размер.

Сроки расходования средств из фонда капитального ремонта

Субъекты Российской Федерации обязаны принять ежегодно актуализируемые региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (ст. 168 Жилищного кодекса РФ). В этих документах устанавливаются предельные сроки проведения капитального ремонта таких домов, независимо от способа формирования фонда капремонта. Ознакомиться с ними можно на сайтах региональных Фондов капитального ремонта.

Следует отметить, что законом предусмотрено проведение капремонта в первоочередном порядке в тех домах, которые нуждались в проведении капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения в них, если с того момента капремонт так и не был произведен (ч. 3 ст. 168 Жилищного кодекса РФ).

Однако в региональных программах закрепляется лишь предельный срок проведения капитального ремонта. Согласно ч. 2 ст. 189 Жилищного кодекса РФ, владельцы недвижимости в многоквартирных домах имеют право в любое время принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества независимо от способа формирования фонда капремонта. Выносить этот вопрос на повестку дня общего собрания могут как сами собственники, так и управляющая компания, ТСЖ или региональный оператор.

Решение общего собрания собственников о проведении капитального ремонта должно содержать следующие обязательные сведения:

  • перечень работ по капитальному ремонту;
  • смета расходов;
  • сроки проведения капитального ремонта;
  • источники его финансирования (специальный счет или счет регионального оператора);
  • данные лица, которое уполномочено участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

Если досрочный капитальный ремонт не производился, то управляющая компания, ТСЖ или региональный оператор обязаны направить собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне услуг и (или) работ и их объеме и стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества. Это должно быть сделано не позднее, чем за шесть месяцев (иные сроки могут быть установлены региональным законодательством) до наступления года, в котором согласно региональной программы запланировано выполнение капитального ремонта. Решение по такому предложению собственники обязаны принять в течение трех месяцев с момента получения такого предложения, в противном случае это решение принимается органом местного самоуправления.

Контроль за формированием фонда капитального ремонта осуществляет орган государственного жилищного надзора (ст. 172 Жилищного кодекса РФ). Контроль за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям осуществляется Росфиннадзором (постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092 «О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере»). Также в рамках своих полномочий надзор осуществляют органы прокуратуры и МВД России.

Таким образом, в случае нарушения порядка формирования фондов капитального ремонта, сроков и порядка проведения капитального ремонта, собственники помещений в многоквартирных домах имеют право обратиться в указанные организации или суд согласно их компетенции, как в индивидуальном порядке, так и коллективно.

Следует отметить, что надлежащее исполнение региональным оператором своих обязательств гарантируется субъектом Российской Федерации, который выполнит капремонт за счет регионального бюджета в случае, если региональный оператор нарушит свои обязательства перед собственниками помещений в многоквартирных домах (ст. 188 Жилищного кодекса РФ).

Если у вас остались вопросы, ждем их на нашу электронную почту editor@garant.ru – ответы на наиболее интересные мы включим в материал. Также с ответами на часто возникающие вопросы можно ознакомиться на сайтах региональных Фондов капитального ремонта.

Последняя актуализация: 19 апреля 2016 г.

Документы по теме: Новости по теме:
  • Жилищный кодекс РФ
  • Постановление Правительства РФ от 14 июня 2013 г. № 505 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности»
  • Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092 «О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере»
  • Приказ Минстроя России от 10 февраля 2014 г. № 43/пр «Об утверждении методических рекомендаций по созданию региональных операторов и обеспечению их деятельности»
  • Приказ Минстроя России от 7 февраля 2014 г. № 41/пр «Об утверждении методических рекомендаций по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах»
  • Постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. № 833-ПП «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы в 2015 году»
  • Постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. № 834-ПП «Об учреждении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы»
  • Постановление Правительства Самарской области от 17 декабря 2014 г. № 784 «Об установлении на 2015 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области»
  • Постановление Правительства Московской области от 28 октября 2014 г. № 902/41 «О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2015 год»
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22 декабря 2014 г. № 1205 «О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге в 2015 году»
  • Разработан порядок замены владельца специального счета капитального ремонта – ГАРАНТ.РУ, 13 апреля 2015 г.
  • Систему страхования вкладов физических лиц могут распространить на денежные средства специального счета – ГАРАНТ.РУ, 4 марта 2015 г.
  • В России могут создать Ассоциацию региональных операторов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах – ГАРАНТ.РУ, 15 августа 2014 г.
  • Из Жилищного кодекса РФ устранят противоречия, связанные с капремонтом – ГАРАНТ.РУ, 7 августа 2014 г.
  • Процесс заключения договора о капремонте многоквартирного дома может быть упрощен – ИА «ГАРАНТ», 11 июля 2014 г.
  • Советам многоквартирных домов могут разрешить приостанавливать капремонт при выявлении нарушений – ИА «ГАРАНТ», 20 июня 2014 г.
  • Управляющим организациям могут разрешить владеть специальным счетом для формирования фонда капремонта – ИА «ГАРАНТ», 25 апреля 2014 г.
  • Запущены «горячая линия» и специальный портал по вопросам капитального ремонта – ИА «ГАРАНТ», 11 апреля 2014 г.

Мнение:

Капремонт многоквартирных домов: старый долг государства в новом свете

Введение платы за капитальный ремонт многоквартирных домов вызвало волну недовольства собственников помещений в этих домах, хотя эту плату необходимо было ввести сразу же после того, как многие граждане в начале 90-х годов приватизировали квартиры. Правда, не стоит забывать о том, что до начала приватизации государство не выполнило в полном объеме свои обязательства по ремонту некоторых многоквартирных домов. Этот факт следует учитывать при возложении на собственников квартир аналогичной обязанности. Подробнее о сложившейся ситуации – в материале.

Смирнов Александр,
Депутат Госдумы, член комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, член фракции «ЛДПР»

Имеют ли право задерживать на работе?

Довольно часто при трудоустройстве работодатель обещает, что вы точно будете работать исключительно с 9 до 18 часов, а по факту получается, что на работе приходить проводить все вечера. Рассказываем, правомерны ли задержки на рабочем месте и могут ли вас уволить за отказ работать в свободное время.

Также обращаем ваше внимание, что при нарушении трудовых прав лучшим решением является обращение к юристу. Специалист разберется в вашей ситуации с точки зрения действующего законодательства и предложит оптимальный способ разрешения проблемы.

Нет времени читать статью?

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании! По этой услуге подключено 68 компаний Начать подбор в несколько кликов >

Сверхурочная работа: что говорит закон

Время, на протяжении которого сотрудник должен заниматься выполнением своих обязанностей, называется рабочим. По Трудовому кодексу РФ (ТК РФ) максимальная продолжительность труда не должна превышать 40 часов в неделю (в некоторых случаях — 36, 35 или 24 ч).

Для того чтобы не допустить переработки, каждый работодатель обязан вести учет времени, которое сотрудники находятся на работе.

Если сотрудник работает больше установленного времени (например, при увеличении объема должностных обязанностей), такая работа называется сверхурочной. Кроме того, в действующем трудовом законодательстве встречается и другое понятие — ненормированный рабочий день — однако в этом случае говорить о задержках не совсем корректно.

Важно! Информация о том, что рабочий день будет ненормированным, сообщается работникам еще до подписания трудового договора. Соответственно, при трудоустройстве работник соглашается на такие условия, и при необходимости работодатель имеет право задержать сотрудника.

Может ли работодатель заставить работать сверхурочно?

Сразу хотим ответить на главный вопрос — имеет ли работодатель право задерживать сотрудника на работе? В соответствии со ст. 99 ТК РФ, задержать сотрудника руководство имеет право, но только с согласия самого работника.

Если ваш начальник сообщает, что он вправе заставить вас работать и после завершения рабочего дня, такие заявления ничем не обоснованы. Исключение составляют такие ситуации как:

  • риск возникновения катастрофы или аварии (если задержать сотрудника на рабочем месте нужно для их предотвращения);
  • необходимость ликвидировать последствия катастрофы или аварии;
  • введение режима чрезвычайного или военного положения.

Таким образом, задержка на работе без согласия работника возможна в довольно редких случаях, и если вы работаете менеджером в офисе или продавцом в небольшом магазине, то заставлять вас работать сверхурочно работодатель чаще всего не имеет права.

Если же работник откажется работать в одной из исключительных ситуаций, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, в законодательстве зафиксированы те основания, при наличии которых работодателю предоставляется возможность привлекать работника к сверхурочному выполнению обязанностей. В частности, к таким основаниям ТК РФ относит:

  • неявку на рабочее место сменного сотрудника;
  • необходимость проведения ремонтных работ (при условии, что возникшие неисправности могут повлечь прекращение трудовой деятельности для большого количества работников).

Также работодатель может задержать сотрудника на работе в случае, если нужно завершить уже начатую деятельность (если задержка приведет к повреждению имущества или создаст угрозу для здоровья людей). Кроме того, возможны и другие основания для задержки на работе, но, конечно, только при наличии согласия работника.

Работодатель не имеет права привлекать к сверхурочной работе несовершеннолетних работников (исключение — представители творческих профессий и спортсмены), беременных женщин и сотрудников, работающих по ученическому договору. Также в некоторых случаях это невозможно по медицинским показаниям.

Как отказаться от сверхурочной работы?

Если работник не обязан предотвращать катастрофу или устранять последствия аварии, он имеет полное право отказаться от сверхурочной работы. Для этого потребуется оформить письменный отказ.

Помимо этого, работнику следует собрать доказательства, которые подтвердят продолжительность рабочего дня. К их числу относят табель учета рабочего времени, трудовой договор, правила внутреннего распорядка и графики. После этого отказ от сверхурочной работы вместе с приложениями подается руководителю.

Что делать, если работодатель настаивает на задержках?

Нередки ситуации, когда даже письменный отказ игнорируется работодателем, и руководство по-прежнему продолжает настаивать на том, чтобы сотрудник оставался на рабочем месте и после завершения рабочего дня.Как правило, такое нарушение трудовых прав сопровождается угрозами уволить сопротивляющегося сотрудника с работы.

В этом случае работник может использовать различные способы защиты, в том числе обращаться с жалобами в трудовую инспекцию и в прокуратуру.

Но прежде чем писать жалобу, рекомендуется попытаться урегулировать конфликт на работе мирными способами. Если же переговоры не помогут, то остается только одно — привлекать к разрешению спора третьих лиц.

Помимо прокуратуры и трудовой инспекции, в самых сложных случаях может потребоваться обращение в суд. Также без помощи судебных органов не обойтись, если работодатель отказывается оплачивать сверхурочную работу. Правда, собрать доказательства переработок (если они не были оформлены надлежащим образом) очень затруднительно.

Подведем итоги. Задержать сотрудника на работе руководитель вправе только при условии, что на переработку согласен сам работник (если отсутствуют исключительные обстоятельства).

Если работодатель нарушает ваши права и вынуждает оставаться на работе сверх положенного времени, вы всегда можете обратиться за помощью к профессионалам. Поддержка юриста абсолютно необходима как на этапе досудебного урегулирования конфликта с работодателем, так и в ходе судебных разбирательств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *