Надзор после освобождения из мест лишения свободы

Рассмотрим в данной статье административный надзор за осужденными после освобождения, изменения в 2019 году, а также его специфику и права структур, выполняющих контроль.

64 фз об административном надзоре

В 2011 году был принят ФЗ №64, регулирующий порядок исполнения административного надзора. Закон 64 «Об административном надзоре» был принят в связи с увеличением рецидивов со стороны лиц, ранее отбывших наказание. Поэтому было решено установить меры для осуществления надзора и контроля над людьми, которые уже освободились, но с них ещё не была снята судимость. Основными задачами для осуществления и назначения надзора являются: 1. Предупреждение совершения повторного правонарушения; 2. Профилактические меры для защиты интересов государственного и общественного характера. На основании 11 статьи ФЗ 64 лицу, отбывшему наказание, были вменены обязанности определенного характера. А именно: 1. Не менять место жительство без уведомления контролирующих органов; 2. Приходить по первому вызову для разъяснения причин в части нарушения режима; 3. При выезде за рамки района либо города уведомлять органы правопорядка. Среди дополнительных мер могут быть введены следующие правила: 1. Комендантский час. В период времени с 22:00 до 6:00 необходимо находиться по месту проживания; 2. Поднадзорный не имеет право посещать определенные места (детские сады или развлекательные заведения); 3. В обязательном порядке в назначенный день нужно являться в контролирующий орган. При этом каждое из этих ограничений в определенном случае может быть либо ослаблено, либо, наоборот, ужесточиться, принимает такие решения только начальник ОВД.

Кто попадает под надзор?

На основании Федерального закона под контроль попадают люди, которые освободились из мест лишения свободы, однако судимость с них еще не снята, в отношении реализации тяжелых и особо тяжелых преступлений. А также в части правонарушений умышленного характера и при повторении преступлений. Наблюдение может быть установлено за лицами, осуждёнными за преступления в отношении малолетних лиц и на покушение на их половую свободу. И в отношении лиц, которые:

  • Являлись опасными нарушителями порядка, определенного в тюрьмах;
  • Совершившие после выхода на свободу в течение года несколько административных нарушений.

Надзор назначается в судебном порядке, в связи с этим лицо сразу ограничивается в походе в определенные места, могут его ограничить даже в визите мест многочисленного пребывания граждан. Поднадзорному необходимо либо 1 раз в месяц, либо несколько раз приходить в ОВД для регистрации. В период проведения административного надзора суд может отменить административные ограничения либо добавить новые. Надзор назначается на период от 1 года, максимум до 3 лет, но не выше того срока, в течение которого судимость можно снять. Срок прохождения надзора начинается с момента постановки на учёт в ОВД, в том районе, в котором собирается проживать гражданин. Далее решение вступает в законную силу. Исполнительными органами власти и другими инстанциям производится сбор данных об объекте надзора, чтобы принять целесообразное решение о возможности снятия наложенных ранее ограничений. Исключением является нарушение, связанное с посягательством на половую свободу несовершеннолетних граждан, в отношении этих лиц преждевременное снятие ограничений применяться не может. Что касается срока осуществления надзора, то он полностью зависит от типа совершенного преступления. Согласно статье 5 ФЗ -64, срок не может составлять менее одного года и более трёх лет. Также может быть применена формула, по которой из срока погашения судимости вычитается срок, который отбыл наказание объект административного надзора. Административный надзор может быть приостановлен по ряду причин: 1. находящийся под надзором объявляется в розыск; 2. При присвоении статуса поднадзорному «без вести отсутствующий»; 3. При аресте находящегося под надзором. Если данные причины исчезают, то надзор автоматически продолжает свое действие. Осуществляются меры по мониторингу за поднадзорным ОВД, порядок наблюдения определяется органами исполнительной власти. Окончание административного наблюдения может быть связано с рядом причин: 1. Период административного надзора подошёл к концу; 2. Снята судимость; 3. Признание находящегося под надзором умершим; 4. Гибель поднадзорного. Может также быть рассмотрена досрочная остановка административного контроля, решение признается судом на основании заявления самого объекта, либо его представителей, либо ОВД, осуществляющего наблюдение за ним в связи с добросовестным выполнением находящегося под надзором уставленных ограничений. Если он добросовестно выполнял все свои обязанности и имеет хорошие характеристики с мест работы и жительства. Недавно в статье 2 ФЗ-64 появился раздел, по которому судимость не может быть снята, пока осуществляется государственное наблюдение за лицом, отбывшим наказание. Поэтому пока ведётся усиленный мониторинг в отношении данного лица, судимость так и остаётся непогашенной. Образец заявления поднадзорного лица о досрочном прекращении административного надзора вы можете

скачать здесь

Различия между надведомственным контролем и административным

Многие считают, что это два равноценных понятия, обозначающих одно и то же. Но между ними есть разница. Различия касаются, прежде всего, содержания этих двух понятий. Надведомственные органы обладают большей властью. В их права входит не только контроль над деятельностью объектов, но также возможность контролировать целесообразность принятия соответствующих решений. А надзор, в свою очередь,касается конкретного лица. Также надведомственные органы могут вмешиваться в различные сферы деятельности контролируемого объекта, а вот органы административного контроля могут только исполнять контролирующую функцию и наблюдать за исполнением предписаний.

Стадии проводимого надзора

Административный надзор представляет собой поэтапное выполнение действий, поэтому в целом его можно разделить на следующие этапы:

  • Предварительный. На данном этапе происходит сбор и анализ данных об объекте. Разрабатываются меры, которые необходимо к нему применить;
  • Текущий. В ходе этого этапа происходит наблюдение, инспектирование, происходит проверка за выполнением предписаний;
  • Завершающий. В ходе этого этапа происходит вынесения решения о дальнейших действиях в отношении объекта, а именно, снятие или продление административного контроля.

Таким образом, административный надзор в целом можно рассмотреть как отдельный вид деятельности, направленный на соблюдении организации и законности проводимых мероприятий. В такой деятельности отсутствует организационная подчинённость уполномоченных структур, при этом не имеющая право вмешиваться в деятельность поднадзорного объекта. В основе административного регламента по надзору лежат действия уполномоченных структур, имеющих право посещать находящиеся под контролем объекты, организовывать проверки на объектах, запрашивать необходимую информацию, проводить анализ необходимости выдачи определенных разрешений для выполнения ограничительных мероприятий, выносить заключения. В настоящее время основной задачей государства является усовершенствование работы органов надзора, чтобы сократить случаи рецидива, для ускорения процесса социализации лиц, побывавших в местах лишения свободы. Ведь практика во всём мире свидетельствует, что при индивидуальной работе с ранее судимыми лицами возникновение повторной преступности сокращается.

Алгоритм действий при обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30 КоАП РФ)

Алгоритм действий при обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30 КоАП РФ)

Общие положения

1. Что можно обжаловать?
Исходя из ст.30.1, 30.9, 30.10, 30.12 КоАП РФ можно обжаловать:
1) Постановления по делу об административном правонарушении, не вступившие в законную силу;
2) Постановления по делу об административном правонарушении, вступившие в законную силу;
3) Последующие решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении;
4) Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Судебная практика
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Постановление ВС РФ N 5).
п.п.30-34

2. Кто имеет право на обжалование постановления по делам об административном правонарушении, не вступившего в законную силу?
Правом на обжалование обладают лица, указанные в ст.30.1 КоАП РФ, а именно:
1) Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст.25.1 КоАП РФ);
2) Потерпевший (ст.25.2 КоАП РФ);
3) Законные представители физического лица и юридического лица (ст.25.3-25.4 КоАП РФ);
4) Защитник и представитель (ст.25.5 КоАП РФ);
5) Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (ст.25.5.1 КоАП РФ).
2.1. Обладает ли прокурор правом принесения протеста на постановление по делам об административном правонарушении (ПДАП)?
Да, в соответствии со ст.30.10 КоАП РФ прокурор вправе приносить протесты на:
1) Не вступившее или вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении;
2) И (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление
2.2. Обладает ли лицо, уполномоченное законом составлять протокол об административном правонарушении, правом на обжалование постановления (ПДАП), вынесенного судьей?
Да, согласно ч.1.1 ст.30.1 КоАП РФ такое лицо вправе обжаловать ПДАП, вынесенное судьей, в вышестоящий суд. Но это право касается только постановлений, не вступивших в законную силу. Если постановление уже вступило в законную силу, то подобное право у такого лица отсутствует (ст.30.12 КоАП РФ).
3. Куда обжалуются постановления по делам об административном правонарушении, не вступившие в законную силу?
Все зависит от лица или органа, которым вынесено постановление (ст.30.1 КоАП РФ):
Судьей — в вышестоящий суд (например, мировой судья вынес постановление, обжалование осуществляется в районный суд);
Коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
Должностным лицом — вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган либо в районный суд по месту рассмотрения дела (военнослужащие — в гарнизонный военный суд). То есть в данном случае предоставлено право выбора, куда подавать жалобу.

Важно!
В п.3 ч.1 ст.30.1 КоАП РФ предусмотрен именно альтернативный путь обжалования постановления (ПДАП), вынесенного должностным лицом; мнение о том, что для обжалования постановления (ПДАП) необходимо сначала обратиться с жалобой к вышестоящему лицу и в вышестоящий орган, а только потом в суд, — ошибочен. Жалобу можно направлять по выбору или сразу в суд, или в вышестоящий орган/вышестоящему лицу (см., например, Определение Московского городского суда от 16.11.2016 по делу N 7-14132/2016).

Судебная практика

Территориальная подсудность дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, определяется исходя из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа (п.30 Постановления ВС РФ N 5).

Постановление (ПДАП), вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела;

Внимание!
Если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подана одновременно и в суд, и в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, то согласно ч.2 ст.30.1 КоАП РФ жалоба рассматривается судом.

3.1. Когда дело об оспаривании решения административного органа подведомственно арбитражному суду, а когда суду общей юрисдикции?
Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, а именно в порядке, установленном § 2 гл.25 АПК РФ. К сожалению, на практике нет четкого понимания, какие все-таки дела подведомственны арбитражным, а какие судам общей юрисдикции.
Частично ответ на вопрос о том, какие дела подведомственны будут судам общей юрисдикции, дан в п.33 Постановления ВС РФ N 5, а также в ответе на вопрос 10 Раздела VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014).
В суд общей юрисдикции обжалуются постановления и решения по делам об административном правонарушении, если объективная сторона правонарушения направлена на нарушение или невыполнение норм законодательства в сфере:
а) санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
б) в области охраны окружающей среды и природопользования;
в) безопасности дорожного движения;
г) пожарной безопасности;
д) законодательства о труде и охране труда.

Судебная практика
Наличие статуса юридического лица само по себе не дает оснований для безусловного отнесения спора к подведомственности арбитражного суда (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.11.2016
N Ф07-9555/2016 по делу N А56-23982/2016)

Схема 1. Обжалование постановления по делу об административном правонарушении

4. В какой срок обжалуется не вступившие в законную силу постановление (ПДАП)?
Согласно ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, по общему правилу, срок на обжалование — десять суток со дня вручения или получения копии постановления. Аналогичный срок закреплен и в ч.2 ст.208 АПК РФ.
Для дел, указанных в ч.3 ст.30.3 КоАП РФ, (связаны с избирательным процессом) — пять дней со дня вручения или получения копии постановления.

Важно!
Пропуск установленного законом срока на обжалование постановления административного органа о привлечении к административной ответственности либо отказ в его восстановлении является достаточным и самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным и об отмене постановления административного органа (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.02.2015 N Ф01-6271/2014 по делу N А39-1552/2014) или жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Внимание!
В последнее время в делах об обжаловании суды применяют по аналогии положения п.1 ст.165.1 ГК РФ о юридически значимых сообщениях, а именно положение о том, что сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Например, уклонение от получения корреспонденции или халатное отношение к получению и обработке корреспонденции приведет к тому, что постановление по делу об административном правонарушении суд посчитает врученным привлеченному к ответственности лицу в установленные законом сроки (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2016 N 04АП-2137/2016 по делу N А19-619/2015)

5. Может ли быть восстановлен срок на обжалование постановления (ПДАП)?
Да, такой срок согласно ч.2 ст.30.3 КоАП РФ может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу.
Такое ходатайство может как содержаться в тексте жалобы, так и подаваться в виде отдельного документа, как следует из смысла ч.2 ст.30.3 КоАП РФ.
В ходатайстве или в части жалобы, содержащей ходатайство, должно содержаться:
а) указание на причины, которые послужили причиной пропуска срока;
б) просьба восстановить срок.
Ходатайство рассматривается судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. Ходатайство рассматривается в порядке гл.30 КоАП РФ с обязательным извещением лица, которое подает ходатайство.

Судебная практика

Рассмотрение ходатайства в отсутствии заявителя, который не был надлежащим образом извещен о рассмотрении ходатайства, будет расценено как существенное нарушение процессуальных прав заявителя и повлечет за собой отмену определения об отказе в восстановлении срока (см., например, Постановление Санкт-Петербургского городского суда от 27.10.2016 N 4а-1461/2016 по делу N 12-565/2016)

Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (ч.4 ст.30.3 КоАП РФ).

Важно!
Несмотря на то что КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования определения об отклонении ходатайства о восстановлении названного срока, это определение исходя из общих принципов осуществления правосудия может быть обжаловано, поскольку оно исключает возможность дальнейшего движения дела об административном правонарушении, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту (абз.2 п.31 Постановления ВС РФ N 5).

Возникает вопрос: можно ли обжаловать определение суда о восстановлении пропущенного срока? Данное определение не создает препятствий для движения дела, не лишает заинтересованных лиц права на обжалование принятого по делу судебного акта, потому, если иное не предусмотрено законом, не подлежит обжалованию. В частности, такая позиция встречается в системе арбитражных судов. Например, АС округа отметил, что выраженное в соответствующем судебном акте определение суда о восстановлении процессуального срока обжалованию не подлежит (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.02.2012 по делу N А56-24343/2011).
6. Какие причины могут посчитать уважительными для восстановления срока подачи жалобы на постановление (ПДАП), а какие нет?
Судья или должностное лицо, правомочное рассматривать жалобу, оценивает уважительность причины пропуска, исходя из обстоятельств пропуска и длительности пропуска (срока пропуска), а также насколько причина пропуска препятствовала обжалованию постановления. Как правило, такими причинами могут стать процессуальные нарушения извещения лица о рассмотрении дела и вынесении постановления, недоставка корреспонденции по вине организации связи, тяжелая болезнь или длительная командировка гражданина или ИП и т.п. Наиболее трудно восстановить срок для обжалования юридическим лицам.
Что касается перечня причин, то такого исчерпывающего перечня нет из-за многообразия ситуаций на практике.
Например, суды не признали уважительными причинами пропуска:
— кадровые перестановки в организации (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.03.2016 N Ф07-405/2016 по делу N А21-3432/2015);
— получение корреспонденции работником, а не руководителем организации (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.12.2014 N Ф02-4844/2014 по делу N А19-19571/2013);
— отсутствие организации по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2016 N 13АП-16064/2016 по делу N А56-8153/2016);
— нахождение ответственного за обжалование лица на «больничном» (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2016 N 13АП-10112/2016 по делу N А21-9235/2015);
— болезнь, если она не лишает возможности обжаловать постановление и лицо было уведомлено надлежащим образом о вынесении постановления по делу (Определение Московского городского суда от 24.11.2016 по делу N 7-14657/2016);
— первоначальное обращение с жалобой к вышестоящему лицу или в вышестоящий орган, поскольку такое обращение не препятствует одновременному обращению с жалобой в суд (Определение Московского городского суда от 16.11.2016 по делу N 7-14492/2016);
— смена места жительства, если соответствующие органы, участвующие в рассмотрении дела, не были уведомлены о смене адреса (Решение Верховного Суда РФ от 17.11.2016 N 1-ААД16-1).
Суды посчитали причины уважительными:
— незначительное время пропуска (два дня) (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.09.2010 по делу N А33-2698/2010). Между тем это скорее исключение, чем правило;
— судья, установив, что жалоба неподведомственна для рассмотрения данным судом, вопреки требованиям ч.4 ст.30.2 КоАП РФ возвратил жалобу заявителю, из-за чего срок был пропущен (Постановление Верховного Суда РФ от 15.11.2016 N 5-АД16-49);
— отсутствуют доказательства вручения копии постановления законному представителю юридического лица либо получения его по почте (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.12.2010 по делу N А15-390/2010);
— суд общей юрисдикции принял решение по делу, которое в дальнейшем было отменено в связи с неподведомственностью спора СОЮ (Решение АС г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2011 по делу N А56-24343/2011, оставлено в силе Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2011, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 13.02.2012);
— ошибка в исчислении срока на обжалование судьей — от даты вынесения постановления, в то время как надо от даты вручения или получения копии (Определение Московского городского суда от 16.11.2016 по делу N 7-14774/2016);
— в постановлении отсутствует разъяснение порядка обжалования (Постановление Верховного Суда РФ от 03.10.2016 N 74-АД16-10).
6.1. Восстанавливает ли пропущенный срок суд общей юрисдикции, если ранее заявление было подано в арбитражный суд, который вынес определение о неподведомственности дела арбитражному суду?
На данный вопрос нет однозначного ответа, т.к. все зависит от обстоятельств дела.
Например, если:
а) заявление в арбитражный суд подано в пределах срока на обжалование;
б) заявление в СОЮ подано сразу после оглашения арбитражным судом резолютивной части определения о возврате заявления в связи с неподведомственностью дела суда;
то высока вероятность восстановления пропущенного срока. По крайней мере, есть положительное решение Верховного Суда РФ в схожих обстоятельствах. (Постановление Верховного Суда РФ от 06.07.2015 N 9-АД15-8).
Однако, немало и отрицательных примеров, когда суды отказывали в восстановлении срока (и чаще всего отказывают). Подробнее см. разъяснения к «Шаг 2» второго раздела данного материала.
7. Что выносится по итогам рассмотрения жалобы на постановление (ПДАП)?
По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.
Важно: если по результатам рассмотрения жалобы принят акт, озаглавленный иначе, чем решение, это может быть расценено на нарушение процессуальных требований рассмотрения жалобы и послужить основанием для отмены такого акта (см., например, Постановление Тамбовского областного суда от 15.09.2016 по делу N 4А-216/2016: подана жалоба на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, судья районного суда по результатам рассмотрения вынес постановление, а не решение, что повлекло отмену областным судом такого постановления).
8. Можно ли обжаловать решение, принятое по жалобе на постановление (ПДАП), и если да, то какие лица обладают таким правом?
Да, такое решение может быть обжаловано. Согласно ст.30.9 КоАП РФ правом на обжалование обладают лица, которые имеют право обжаловать само постановление (ПДАП) — см. ответ на вопрос 2.
Кроме того, правом на обжалование решений обладают:
а) должностное лицо, которое выносило обжалуемое постановление;
б) руководитель коллегиального органа и органа, созданного в соответствии с законом субъекта РФ, — если постановление выносилось таким органом.
Прокурор также согласно ч.1 ст.30.10 КоАП РФ обладает правом принесения протеста на решения, принятые по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении.
9. В какой орган обжалуются решения по жалобам на постановление по делу об административном правонарушении?
Решение обжалуется в порядке, установленном в ст.30.9 КоАП РФ, а именно, если решение вынесено:
Судьей — то в вышестоящий суд;
Вышестоящим должностным лицом или вышестоящий органом — в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
10. В какой срок может быть обжаловано решение по жалобе на постановление (ПДАП)?
В соответствии с ч.3 ст.30.9 КоАП РФ для обжалования решений установлены сроки, аналогичные срокам в ст.30.3 КоАП РФ, а именно в течение десяти суток со дня вручения или получения копии жалобы. А по делам, указанным в ч.3 ст.30.3 КоАП РФ, (избирательный процесс) — в течение пяти.
В случае пропуска срока обжалования он может быть восстановлен по ходатайству лица, пропустившего срок (см. ответы на вопросы 6-8).

Важно!
Если жалоба рассматривалась арбитражным судом, то согласно ч.5 ст.211 АПК РФ решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Принесение протеста прокурора осуществляется в такие же сроки (ч.1 ст.30.10 КоАП РФ).
11. Можно ли обжаловать постановления (ПДАП) и решения по жалобам на постановления, если они вступили в законную силу. Какие лица обладают правом на такое обжалование и куда подается соответствующая жалоба/протест и в какие сроки?
Да, согласно ст.30.12 КоАП РФ решения по жалобам на постановления и сами постановления (ПДАП), вступившие в законную силу, могут быть обжалованы.

Важно!
Для обжалования вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях и (или) последующих решений по жалобам на такие постановления не имеет значения, обжаловалось ли такое постановление или решение в ином порядке, поскольку КоАП РФ в ст.30.12-30.19 не выдвигает подобного условия.

Таким правом обладают лица, указанные в ответе на вопрос 2, т.е. те лица, у которых изначально есть право на обжалование постановления (ПДАП), а также (ст.30.12 КоАП РФ):
а) должностное лицо, вынесшее постановление, — вступившее в законную силу решение по результатам жалобы или протеста прокурора на постановление (ПДАП);

Возражения на иск прокурора о прекращении права управления автомобилем

ВОЗРАЖЕНИЯ на исковое заявление

о прекращении права управления транспортными средствами

В производстве Останкинского районного суда г. Москвы находится дело по исковому заявлению Останкинского межрайонного проку­рора г. Москвы о прекращении права управления транспортными средствами Старцева Н.П.

Считаем исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основа­ниям.

I. Истцом не обосновано, что заболевание, установленное Старцеву Н.П., является психиатриче­ским противопоказанием к управлению транспортными средствами.

Перечень психиатрических противопоказаний к управлению транспортными средствами установлен Поста­новлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона РФ «О психиатрической по­мощи и гарантиях защиты прав граждан при ее оказании».

В соответствии с указанным Перечнем, противопоказаниями к выполнению работ, непосредственно связан­ных с движением автомобилей, полная масса которых не превышает 3500 кг, а сидячих мест 8 (категория В), являются:

  • пограничная умственная отсталость и задержки умственного развития;
  • эпилепсия и синкопальные состояния;
  • алкоголизм, наркомания, токсикомания.

Установленный Старцеву Н.П. диагноз не входит в число заболеваний, являющихся психиатриче­ским противопоказанием к управлению транспортными средствами категории В.

II. Истцом не обосновано, что заболевание, установленное Старцеву Н.П., является основанием для уста­новления над ним диспансерного наблюдения врача-психиатра.

Порядок установления диспансерного наблюдения за состоянием психического здоровья лица регламентиру­ется Законом РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I “О психиатрической помощи и гарантиях прав граж­дан при ее оказании” (далее – Закон).

В соответствии с ч.1 ст.27 Закона диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдаю­щим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

Как следует из материалов дела, Старцеву Н.П. поставлен диагноз «непсихотическое депрессивное расстрой­ство на фоне сосудистого заболевания головного мозга».

Как следует из формулировки ч.1 ст.27 Закона, установление в отношении лица диспансерного наблюде­ния возможно лишь при наличии совокупности признаков, которым характеризуется его заболевание, а именно: заболевание должно иметь «хронический и затяжной характер» и обладать «тяжелыми и болезнен­ными проявлениями». Однако в медицинской документации Старцева Н.П. не указано, по каким признакам опреде­лен «хронический и затяжной характер», в чем именно выражены «тяжелые и болезненные проявления».

Считаем, что при таких обстоятельствах основания для установления в отношении Старцева Н.П. диспансер­ного наблюдения определены произвольно без учета требований законодательства РФ.

III. Истцом не представлено доказательств проведения психиатрического освидетельствования Старцева Н.П.

В соответствии с ч.1 ст.23 Закона диспансерное наблюдение в отношении лица устанавливается по ито­гам психиатрического освидетельствования. Психиатрическое освидетельствование проводится для определе­ния того, страдает ли обследуемый психическим расстройством и нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи.

В соответствии с ч.2 ст.23 Закона психиатрическое освидетельствование проводится по просьбе или с согла­сия обследуемого или законного представителя лица, признанного недееспособным, если такое лицо по сво­ему состоянию не способно дать согласие на психиатрическое освидетельствование.

В соответствии с ч.4 ст.23, ст.24, ст.25 Закона в неотложных случаях, в частности, когда лицо представ­ляет непосредственную опасность для себя или окружающих, врач-психиатр может самостоятельно принять реше­ние о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представи­теля либо на основании заявления, поданного в письменном виде или в устной форме родственни­ками лица, подлежащего психиатрическому освидетельствованию; врачом любой медицинской специальности; должностными лицами; иными гражданами.

В соответствии с ч.2 ст.27 Закона психиатрическое освидетельствование проводится комиссией врачей-психи­атров, назначенной руководителем медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в амбулаторных условиях, или комиссией врачей-психиатров, назначенной органом исполнительной власти субъ­екта РФ в сфере здравоохранения.

В нарушение ст.23, 24, 25, ч.2 ст.27 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” психиатрическое освидетельствование Старцева Н.П. не проводи­лось. О том, что в отношении него установлено диспансерное наблюдение врача-психиатра Старцеву Н.П. стало известно из материалов настоящего судебного дела.

IV. Истцом не представлено медицинского заключения как доказательства обоснованности реше­ния об установлении в отношении Старцева Н.П. диспансерного наблюдения врача-психиатра.

В соответствии с ч.2 ст.27 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I “О психиатрической помощи и гаран­тиях прав граждан при ее оказании” по результатам освидетельствования комиссия врачей-психиатров прини­мает решение об установлении диспансерного наблюдения либо об отсутствии необходимости в таком наблюде­нии. Мотивированное решение комиссии оформляется записью в медицинской документации.

Истцом не представлено медицинского заключения, подтверждающего необходимость в установле­нии над Старцевым Н.П. диспансерного наблюдения врача-психиатра.

V. Истцом не представлено сведений о прохождении Старцевым Н.П. лечения у врача-психиатра как доказательства осуществления диспансерного наблюдения.

В соответствии с ч.3 ст.26 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I “О психиатрической помощи и гаран­тиях прав граждан при ее оказании” диспансерное наблюдение предполагает наблюдение за состоянием психиче­ского здоровья лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказание ему необходимой медицин­ской и социальной помощи.

В нарушение ч.3 ст.26 Закона, регулярных осмотров Старцева Н.П. врачом-психиатром в период с 2013 г. по настоящее время не проводилось. Это свидетельствует о том, что фактически диспансерное наблюде­ние Старцева Н.П. врачом-психиатром не осуществлялось, а представленная Истцом справка заместителя главврача ГБУЗ «ПКБ № 15 ДЗМ» от 04.12.2014 г. носит формальный характер.

VI. Истцом не представлено доказательств непригодности Старцева Н.П. к управлению транспорт­ными средствами.

Как следует из материалов дела, Старцев Н.П. с 2009 года является инвалидом 2 группы.

В соответствии с п.1 Примечаний Постановления Правительства РФ “О реализации Закона Российской Феде­рации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” (вместе с “Перечнем медицин­ских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельно­сти и деятельности, связанной с источником повышенной опасности”), инвалиды всех категорий для определения медицинских психиатрических противопоказаний к вождению транспортных средств проходят освиде­тельствование во врачебно-трудовых экспертных комиссиях.

Однако Истцом не представлено заключение ВТЭК, свидетельствующее о непригодности Старцева Н.П. к управлению транспортными средствами, как на момент выдачи водительского удостоверения, так и на мо­мент рассмотрения исковых требований по существу.

В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обсто­ятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмот­рено федеральным законом.

Считаем, что Истцом не доказаны обстоятельства, положенные в основу исковых требований: не представлено медицин­ское заключение о наличии у Старцева Н.П. заболевания, препятствующего управлению транспортными средствами, иск не содер­жит сведений о прохождении Старцевым Н.П. лечения в медицинском учреждении, в материалах дела отсутствует заключение ВТЭК, свидетельствующее о непригодности Старцева Н.П. к управлению транспортными средствами.

При таких обстоятельствах прекращение действия права Старцева Н.П. на управление транспортными сред­ствами повлечет необоснованное ограничение его прав и свобод, предоставленных ему Конституцией РФ, Законом РФ «О безопасности дорожного движения», Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

На основании изложенного и в соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ, ч.1 ст.28 Закона РФ «О безопасно­сти дорожного движения», ст. 55, ст.56 ГПК РФ,

ПРОШУ СУД:

В удовлетворении требований о прекращении права управления транспортными средствами Старцева Н.П. отказать.

Обратите внимание! Отзыв на исковое заявление – это способ защиты ответчика. При этом подача отзыва – это право, а не обязанность стороны. Отзыв принято представлять в суд в тех случаях, когда у стороны нет фактических возражений по материально-правовым требованиям или процессуальных возражений по иску. Требования по оформлению отзыва на иск в законе отсутствуют, поэтому стоит придерживаться лишь общих правил оформления представляемых в суд документов.

К отзыву на иск прилагаются документы, которые подтверждают доводы и (или) возражения относительно иска. Отзыв должен быть подписан ответчиком или представителем по доверенности.

Отзыв представляется непосредственно в судебном заседании или направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. При этом, направить его нужно заблаговременного, чтобы с ним могли ознакомиться все заинтересованные лица.

Сроки выплаты по ОСАГО

Выплата по ОСАГО в случае положительного решения страховой компании, согласно закону РФ «Об ОСАГО», должна быть произведена в течение 20 календарных дней с момента обращения водителя.

На направление мотивированного отказа в выплате по ОСАГО страховой компании также дается 20 календарных дней.

Санкции в случае задержки выплаты

Если принято положительное решение, а страховщик не осуществил выплату, то за каждый день задержки в перечислении средств он обязан оплатить пеню в размере 1% от общей суммы выплаты. Отметим, что до 2017 года размер пени составлял лишь 0,11%.

В случае задержки мотивированного отказа в выплате по ОСАГО начисляется пеня в размере 0.5% за каждый день просрочки. До 2017 года на это давалось 30 календарных дней. Таким образом, законодатели попытались усилить защиту интересов водителей.

Сроки обращения в страховую компанию

Однако и для владельцев автомобилей закон сократил сроки обращения в страховую компанию. Теперь срок составляет 5 дней с момента ДТП, а не 15, как было ранее. При этом применяется метод прямого возмещения ущерба: водитель должен обратиться в свою страховую компанию, т.е. в ту, в которой он приобрел полис ОСАГО.

Что делать, если страховая не платит по ОСАГО?

Несмотря на строгость закона, нередки случаи, когда страховая компания затягивает выплату по ОСАГО или вовсе отказывается платить. Давайте разберемся, что делать, если с Вами случилась подобная ситуация.

Если страховая компания задерживает выплату, водитель имеет право обратиться в суд и там защищать свои интересы. Однако, для того чтобы оградить страховщиков от зачастую бессмысленных судебных тяжб, законодатели приняли положение об обязательном досудебном урегулировании спора. Таким образом, если страховая компания задерживает выплату, Вы, как пострадавшая сторона, обязаны составить и направить в адрес страховщика письменную претензию, прикрепив необходимые документы.

Страховая компания обязана в течение 5 календарных дней ознакомиться с претензией и дать Вам официальный ответ.

Если ответ Вас не удовлетворил, Вы имеете право обратиться в суд. В случае если страховая компания не ответила на претензию, Вы также имеете право обратиться в суд, предоставив свою жалобу и подтверждение ее направления страховщику. Подтверждением в этом случае будет являться отметка о получении обращения, поставленная в страховой компании, или документ об отправке заказного письма с описью вложения.

Если Вы не направили претензию в адрес страховой компании в целях досудебного урегулирования убытков, в рассмотрении дела будет вынесен отказ.

В случае если Вы всё сделали правильно, и суд вынес положительное решение по Вашему иску, то он также определит наказание страховой компании в форме взыскания за добровольное неудовлетворение требования вне зависимости от того, выдвинули Вы такое требование или нет.

Не стоит затягивать с обращением с суд

Если ответ страховой компании на претензию Вас не удовлетворил или Вы вовсе его не получили, Вам стоит обратиться в суд. Однако не затягивайте с обращением!

Закон РФ «Об ОСАГО» четко не оговаривает сроки исковой давности для обращения в суд за возмещением убытков. В отличие от норм Гражданского кодекса РФ, которые определяет срок исковой давности по ОСАГО в течение 3 лет.

Отсчет данного срока начинается с момента, когда водитель узнал либо мог узнать об отказе страховой компании в возмещении причиненного ущерба либо об осуществлении страховой выплаты в неполном объеме. В ином случае таким моментом считается следующий день после даты окончания 20 календарных дней, отведенных страховщику для принятия решения о возмещении ущерба или отказе в нём.

Если страховая компания признает требования обоснованными, частично компенсирует претензию или наложенный штраф, течение срока исковой давности может быть прекращено.

В любом случае не стоит затягивать с обращением в судебные органы, поскольку существует вероятность отказа в защите его интересов по причине отсутствия оперативной реакции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *