На что влияет кадастровая стоимость квартиры?

Можно ли оформить декретные выплаты на мужа?

Декретные выплаты — это целый комплекс различных пособий. Так как в России традиционно именно мамы занимаются воспитанием детей, то и оформление всех этих выплат они берут на себя. Однако государство предусмотрело возможность начисления пособий на мужа и даже других членов семьи.

Может ли муж получать декретные?

В законе не существует понятия “декретные выплаты”. Но это выражение часто используется молодыми родителями. Под декретными обычно понимаются любые выплаты на ребенка. И по закону муж имеет право получать пособия на собственное имя.

Муж получает только плату на содержание ребенка. Но часть пособий еще до его рождения рассчитана на поддержание здоровья матери. на такие деньги супруг претендовать не может.

На некоторые пособия по уходу за ребенком может рассчитывать отец, даже если он не состоит с роженицей в законном браке. Главное — указание этого гражданина в качестве отца в свидетельстве о рождении ребенка. Если же указан другой человек или эта графа осталась пустой, гражданскому мужу придется пройти процедуру усыновления. И только после этого на свое имя он сможет оформить выплаты.

Какие выплаты положены на ребенка?

В 2019 году в России действует множество программ для поддержки семей с детьми, в том числе и новорожденными. Но основные виды пособий неизменны. К ним относятся:

  • Пособие при постановке на учет на ранних сроках беременности. Выплачивается только работающим женщинам (очная форма обучения приравнивается к месту работы), которые получили справку из гинекологии до 12 недели. Размер выплат в мае 2019 года составляет 655 рублей 49 копеек.
  • Пособие по беременности и родам. Деньги также может получить только работающая женщина. Исключением являются гражданки, которые были уволены в связи ликвидацией компании менее 1 года назад. Это компенсация за срок, который сотрудница не может работать. Уходят в отпуск по беременности и родам на 27-30 неделе. Длительность такого больничного составляет до 194 дней. Мама получает 100% от своей средней зарплаты (при расчете учитываются 2 последних года работы).
  • Единовременная выплата при рождении ребенка. Эти деньги может получить как жена, так и муж. Получить средства могут даже неработающие родители. В 2019 году размер пособия составляет 17479 рублей 73 копейки.
  • Материнский капитал. Это федеральная программа, по которой сертификат на сумму 453026 рублей получают родители при рождении второго или последующих детей. Оформить его также может муж.
  • Ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Именно эти выплаты чаще всего называют декретными. Деньги на ребенка начисляются до достижения им возраста 1,5 лет. Оформить пособие может любой член семьи (в том числе муж), которые планируют заниматься воспитанием ребенка. Размер пособия, которое оформляет работающий родитель, составляет 40% от ежемесячного заработка. Для неработающих — 3065 рублей 69 копеек.

Кроме перечисленных выплат родители могут оформить компенсацию для ребенка в возрасте до 3 лет. Но она составляет всего 50 рублей в месяц. исключением станет рождение третьего и последующих детей. Для поддержания многодетных семей на ребенка назначается более высокие выплаты. В обоих случаях деньги может получать отец.

Перечислены лишь федеральные пособия. В регионах действуют отдельные программы поддержки семей с детьми. Большинство предложений — единовременная выплата определенной суммы за рождение каждого ребенка. Также в определенных регионах действует повышающий коэффициент, поэтому размер стандартного пособия увеличивается.

Как оформить декретные выплаты?

Деньги на ребенка родитель может получить только после подачи соответствующего заявления. Бумаги можно подать с задержкой. Например, на оформление документов при получении единовременной выплаты при рождении отводится полгода. Но срок можно увеличить при наличии уважительной причины задержки (стихийное бедствие, смерть родственника и т.д.).

Здесь и далее под декретными выплатами будут подразумеваться единовременная выплата при рождении и ежемесячное пособие до 1,5 лет.

При оформлении декретных выплат важную роль играет работа родителя. Если человек работает неофициально или не трудоустроен вообще, то подать бумаги следует в отдел соцзащиты населения. А вот работающий родитель пишет заявление на имя своего работодателя. Если отец официально работает на нескольких местах по совместительству, то заявление для выплаты декретных он пишет в обе организации.

Для утверждения выплат мужу потребуется:

  • паспорт;
  • свидетельство о рождении ребенка с указанием отцовства;
  • свидетельство о браке с матерью ребенка;
  • справка о том, что мать не получает декретные.

Если бумаги подаются в отдел соцзащиты, то к перечню обычно добавляется копия трудовой книжки. Само заявление можно написать на месте. В отделе соцзащиты есть образец, в бухгалтерию по месту работы можно написать заявление в свободной форме. В тексте заявки указывается номер счета для получения денег.

Пособия выплачиваются в день выдачи зарплаты или другой установленный срок. ежемесячное пособие (первый взнос) и единовременная выплата начисляются в месяце, следующим за месяцев обращения.

Если одновременно родилось 2 и более ребенка, заявление подается на выплаты по каждому малышу.

Может ли мужчина оформить декретные выплаты и работать одновременно?

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет перестает начисляться досрочно, если родитель вышел на работу. Однако по ст. 256 Трудового Кодекса России родитель, который находит в декретном отпуске, может работать неполный день, сохраняя при этом ежемесячное пособие в полном размере.

За сотрудником в декрете сохраняется его рабочее место. И выйти на работу он может в любой момент по договоренности с начальством. Но для того, чтобы получать выплаты и работать одновременно, нужно снизить трудовую нагрузку. Стандартная рабочая неделя по законодательству составляет 40 часов. При сокращении графика нужно убрать не меньше 1 часа, т.е. муж может работать по 39 часов в неделю.

Неполный рабочий день и неполная неделя в данном случае являются синонимами. Отец может отрабатывать полную смену (и даже отрабатывать дополнительную в тот же день), но при условии, что количество выходных увеличится, а общее количество отработанных часов не превысит 39.

Минимальное сокращение рабочих часов должно иметь соответствующее подтверждение. Декретные выплаты перечисляет работодатель. Фонд Социального Страхования через определенное время возвращает эту сумму фирме. Поэтому ФСС следит за нарушениями законодательства и может подать в суд, на организацию и сотрудника, если декретные выплаты будут начисляться работнику с полным рабочим днем. Избежать наказания можно только в случае наличия доказательств снижения трудовой нагрузки. Например, в компаниях с пропускной системой — выписка чекинов (приходов-уходов в фирму).

Как оформить на мужа, если жена не работает?

Если жена не работает, принцип оформления пособия на супруга не меняется. Основной документ — справка о том, что мать не получает декретные выплаты. Ее получают:

  • по месту работы;
  • в деканате при обучении на очной форме;
  • в отделе соцзащиты для всех остальных случаев.

Соответственно, если выплаты будет получать муж, неработающей жене достаточно получить справку из отдела соцзащиты. А дальше супруг должен собрать документы и подать заявление по месту своей работы.

Можно ли получить декретные с супругой, если она не работает?

Для оформления декретных мужу потребуется справка о том, что жена не получает денег. Поэтому если в семье родился только один ребенок, одновременное оформление пособия исключено. Однако такой вариант возможен для многодетных родителей, у которых появилось 2 и более ребенка.

Так как выплаты оформляются на каждого малыша отдельно, то заявления могут подать оба родителя: муж на одного ребенка, жена — на другого. Для этого также требуется справка, но в ней указывается имя малыша. Для прояснения ситуации пример.

У матери родилась двойня: мальчик Ваня и девочка Маша. Жена отправляется на работу и получает справку о том, что не получает выплаты на Ваню. Муж получает аналогичную выписку у своего начальства, только на Машу. В итоге отцу начисляются деньги на мальчика, а маме — на девочку. И оба родителя сидят в отпуске по уходу за детьми.

При рождении двойни раздельное получение пособий не имеет особого значения. Гораздо более значимо это правило при многоплодной беременности и рождении 3 малышей (или больше). На одного ребенка назначается ежемесячная выплата в 40% от заработной платы родителя. Но за тройню не назначают 120%. Максимальная сумма равна 100% дохода. Поэтому удобней взять декрет сразу двум родителям и получать полноразмерное пособие.

Плюсы и минусы оформления декретных на супруга

В странах Европы декрет мужа — привычное явление. Супруг ухаживает за ребенком, занимается его воспитанием. Это обоюдное решение, которое часто основано на том, кто сможет лучше позаботиться о малыше. Но в России родители видят совсем другие преимущества оформления декрета на отца.

  1. Более высокий доход мужа. Мужчины в семье обычно зарабатывают больше. Если супруг трудоустроен официально, то и декретные выплаты ему назначаются более ощутимые. При этом супруг может договориться о неполной рабочей неделе и продолжать работать.
  2. Надомная работа супруги. Работа на дому сегодня квалифицируется как самозанятость. Однако граждане не стремятся заявить себя в таком виде, поэтому продолжают работать неофициально. Фонд Социального Страхования будет выплачивать декретные даже неработающей женщине, но эта сумма маленькая и ее не хватает для полноценной жизни. Поэтому выгоднее оформить декрет на работающего мужа и продолжать работать неофициально.
  3. Высокий доход жены. Это не слишком частая ситуация, но если жена зарабатывает больше (официально или нет), то она стремится вернуться на работу как можно быстрее, чтобы продолжить карьерный рост и обеспечение семьи. Заботу о ребенке лучше взять другому родственнику.
  4. Планы на трудоустройство. В случаях когда не работают оба супруга, но жене поступило предложение для зачисления в штат по трудовой книжке, чтобы избежать волокиты с выплатами, лучше оформить декретные на мужа.

В любой момент родители могут поменяться ролями. Декретные выплаты можно оформить на мужа или жену, пока ребенку не исполнится 1,5 года. Менять “опекунов” можно неограниченное количество раз.

Не все мужья согласны уходить в декрет. Кроме того часто это сказывается на доходе семьи и дальнейшем продвижении мужчины по службе. Однако единственным серьезным минусом становится проблемы с получением кредитов. Ипотеку, кредитные карты и т.д. лучше оформлять до ухода в декрет. Так как в отпуске по уходу за ребенком официально доход уменьшается, что рассматривается банком как увеличение риска невозврата долга.

Об авторе

Валерий Исаев

Валерий Исаев окончил Московский государственный юридический институт. За годы работы в адвокатской сфере провел множество успешных гражданских и уголовных дел в судах различной юрисдикции. Большой опыт в юридической помощи гражданам в различных областях.

Кадастровая и рыночная стоимость квартиры: в чем разница

С относительно недавнего времени в нашу жизнь вошло новое понятие — кадастровая стоимость квартиры/жилого дома. А ведь есть еще и рыночная, так какая между ними разница, как понять чем отличаются данные понятия и главное, в каких случаях применяется кадастровая, а в каких рыночная стоимость квартиры/жилого дома.

Кадастровая и рыночная стоимость квартиры/жилого дома — разные понятия.

Рыночная стоимость определяется исключительно условиями рынка. Квартира, по сути, стоит столько, сколько за нее готовы заплатить покупатели. На рыночную стоимость влияет и валютный курс, и основные политические события, и сезонность, и многие другие факторы, под влиянием которых цена на жилье то растет, то падает.

Кадастровая стоимость жилой недвижимости устанавливается посредством проведения государственной оценки, и используется прежде всего для расчета налогов и проводится с периодичностью не чаще чем раз в 2 года и не реже чем раз в 5 лет.

При определении рыночной стоимости жилья работают многие факторы. Никто не будет просто так платить лишние деньги за квартиру. Поэтому учитываются и строительные расходы, и износ строения, и район, где расположено жилье. В последнее время стали уделять большое внимание наличию современного ремонта, новой сантехники, общей комфортности планировки. Все чаще стали встречаться предложения по продаже квартир со встроенной мебелью, техникой, которая также увеличивает стоимость жилья на рынке. Обычно рыночную стоимость жилья определяют ориентировочно, опираясь на стоимость аналогичного жилья в том же районе. Однако бывают ситуации, когда надо получить документальное подтверждение этой стоимости. Тогда обращаются к экспертам, имеющим соответствующую лицензию. Они изучают квартиру и составляют отчет о рыночной стоимости квартиры. В основном такой отчет требуют банки при оформлении ипотеки, при залоге недвижимости.

Таким образом, рыночная стоимость, выраженная в рублях, отражает ситуацию на рынке и представляет собой цену, по которой с максимальной вероятностью может быть совершена сделка с данным объектом. При формировании рыночной цены на объект учитываются не только возраст постройки, расположение здания и инфраструктура района, но и внешний вид квартиры, вид из окна.

Кадастровая стоимость жилой недвижимости – это стоимость, устанавливаемая посредством проведения государственной оценки, и используется она, прежде всего для расчета налогов.

Кадастровая стоимость жилья зависит от: его площади, целевого назначения объекта, материала, из которого построен объект, года постройки и сдачи в эксплуатацию, экономической ситуации в регионе и т.д. Ни комфортность жилья, ни элитный ремонт , ни наличие встроенной мебели и техники никак не влияют на кадастровую стоимость. При ее расчете берутся только основополагающие моменты, значимые для общей стоимости данной жилплощади на территории того или иного строения.

Часто возникает вопрос, если имеется рыночная цена, то зачем нужны кадастровые показатели. Значение этой величины заключается в том, что от кадастровой стоимости объекта жилой недвижимости в соответствии с налоговым законодательством определяется:

— ежегодный налог на объект недвижимости (квартира/дом):

— налог, который придется оплатить участникам договора купли-продажи объекта недвижимости;

— налог при получении объекта недвижимости по договору дарения.

Конечно, стороны сделки вправе самостоятельно устанавливать цену объекта сделки, но если установленная цена больше 2/3 от кадастровой стоимости объекта недвижимости, сведения о которой имеются в едином государственном реестре недвижимости, то в качестве основы для определения суммы налога применяется кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость применяется также при определении госпошлины при судебных разбирательствах; госпошлины при наследовании объекта недвижимости; при определении ставки арендной платы за объект недвижимости.

При приобретении земельного участка его собственник преследует самые разные цели – ведение подсобного хозяйства, строительство жилого дома, фермерская деятельность.

Вместе с наделом земли владелец получает все права на него (при правильном оформлении и регистрации), он может продать имущество, обменять его, сдать в аренду, провести другие операции и сделки.

От владения участком можно получать значительную прибыль, если грамотно наладить хозяйственную деятельность. Но следует учитывать, что недвижимое имущество – это еще и обязательства.

Необходимо эксплуатировать землю с учетом ее категории и ВИР, заботиться о безопасности для окружающей природы. Еще одно требование к владельцам земельных участков – своевременная и полная уплата налога на землю. Одним из факторов, влияющих на сумму налога является стоимость по кадастру. Она определяется при постановке земли на учет в базу Госкадастра.

ВНИМАНИЕ! Нужно следить за тем, что каждые 5 лет проходит перерасчет стоимости по кадастру.

При большой площади земли налог может быть значительным для владельца, поэтому возникает часто вопрос, как снизить кадастровую стоимость земельного участка? Можно ли ее уменьшить самостоятельно или это делается только через кадастровую службу?

Когда устанавливается

Уменьшение кадастровой стоимости не проводится произвольно, для такого действия должно быть одно из оснований, установленных законодательством в сфере земле управления и недвижимости. При внесении участка в базу Госкадастра ему присваивается специальный индивидуальный номер.

Также земля проходит кадастровую оценку. Со временем осуществляется изменение цены по кадастру, через каждые пять лет. Оценивание земли при постановке на учет – обязательный этап, стоимость имущества включается в различные выписки, кадастровый паспорт.

Используются данные по цене и для расчета обязательного налога на землю. От кадастровой стоимости зависит и сумма оплаты за участок при его продаже. Имеет большое значение, насколько правильно была проведена процедура оценки, а также ее результат в денежном измерении.

Чтобы снизить сумму земельного налога, собственники стараются, в рамках законодательства, осуществить снижение стоимости по кадастру. Возможно ли изменить цену, если она после перерасчета превышает рыночную стоимость?

Признаки завышенной стоимости

Собственник имеет право знать, насколько кадастровая цена его имущества соответствует рыночной, не была ли завышена первая при перерасчете. Если есть уверенность в том, что цена завышенная и может стать проблемой в выполнении различных земельных сделок, он может оспорить перерасчет.

ВНИМАНИЕ! Стоимость по кадастру не может быть выше рыночной, это уже считается нарушением законодательных норм.

Если цена завышена кадастровая, что делать? Нужно сначала выяснить, по какой причине произошло завышение. Оспаривание земли стоимости будет основываться на изменении этой причины.

  • Часто неправильная оценка устанавливается из-за ошибок в учетных записях относительно видов разрешенного использования. В таком случае несложно пересчитать стоимость, используя нормативный акт с показателем стоимости по отношению к тому или иному ВИР.
  • Возможно допущены другие ошибки в составлении описания участка, его категории, других характеристик. По заявке собственника, обнаружившего несоответствие реальных характеристик тем, которые указаны в учетных записях Госкадастра, проводится пересмотр земельных участков цены.

Ошибки и неточности в характеристиках, описание собственного земельного надела может обнаружить и владелец, и сотрудник кадастровой службы, муниципалитета, другого учреждения, занимающегося землей. В любом случае нужно исправление неточностей, переоценка по кадастру и снижение завышенной цены.

Право на обжалование

Существует несколько категорий лиц, которые могут обжаловать стоимость участка по кадастру. Это:

  1. лица, обладающие правами собственности;
  2. те, кто владеет наделом по праву бессрочного или постоянного пользования;
  3. лица, получившие участок в постоянное пользование по наследству.

Обжаловать стоимость может юридическое и физическое лицо, если они входят в одну из перечисленных категорий.

Если участок используется на правах долевой собственности, заявление на перерасчет стоимости должны подавать все собственники.

Нужно учитывать, что обычно участки земли принадлежат к одному земельному массиву. И расчет стоимости должен быть одинаковый для всех наделов в пределах этого массива. Такое положение касается и территорий в СНТ, дачных поселках.

Если происходит занижение цена одного надела, например, в СНТ, нужно пересмотреть и оценку остальных. По этой причине заявления о перерасчете и снижении цены не всегда охотно принимаются в Госкадастре недвижимости, ведь это влечет большой объем работы.

Разрешается по закону оспаривание цены по кадастру при осуществлении следующих операций и сделок по земле.

  • При изменении вида разрешенного использования.
  • При изменении категории на вариант бюджетный.
  • При осуществлении обременения на надел.
  • Также в случае выявления порчи земельного надела.
  • Если была уменьшена площадь участка.

Все перечисленные действия влияют на стоимость земельной площади, приводят к ее уменьшению. Поэтому собственники этих площадей могут добиваться понижения цены своего недвижимого имущества.

Законные основания для перерасчета

Земельное законодательство установило перечень основания для переоценки земельных участков.

  1. Перерасчет выполняется при устранении ошибок как самой оценки имущества, так и других данных в кадастровой базе по желанию собственника.
  2. Основанием становится и подача документов, которые подтверждают наличие ошибок.
  3. Причиной переоценки будет и свидетельство экспертов.

Также судебная практика знает случаи изменения стоимости земли в сторону уменьшения по решению суда. Эти основания законы с юридической точки зрения. При желании оспорить цену нужно рассмотреть их список, чтобы убедиться в законности своих действий.

Уменьшить самостоятельно

Собственник земли может узнать ее кадастровую стоимость после того, как будут завершены все работы по постановке надела на учет в Госкадастре. Для того ,чтобы получить интересующую информацию, нужно зайти на официальный сайт кадастра, предварительно зарегистрировавшись.

Возможно, установленная кадастровыми специалистами цена не утраивает владельца надела, он считает ее завышенной. В таком случае его первый шаг в процедуре переоценки – подача заявления в территориальное отделение кадастровой службы. Вместе с заявлением подается еще и папка документов:

  • Паспорт гражданина.
  • Правоустанавливающий документ.
  • Кадастровый паспорт на интересующий участок.

Следует еще и получить выписку, в которой будет указана стоимость от Госкадастра. Также собственник обращается и к независимым оценочным экспертам, они проведут переоценку участка.

Если разница между кадастровой стоимостью и той, которая предполагается собственником, будет слишком большой, нужно иметь на руках заключение от нескольких экспертов, независимых.

Чаще всего решение об уменьшении стоимости надела по кадастру принимает специальная комиссия от Росреестра. Она изучает поданные заявителем документы, в том числе и заключения экспертов.

Так как цена на землю часто меняется, каждые 5 лет, нужно контролировать оценивание, обращаясь за информацией на сайт Росреестра. В таком случае не будет проблем со стоимостью тогда, когда начинается оформление сделки по участку.

Заявление

Есть установленный стандартный бланк заявления на перерасчет цены, который заявителю достаточно заполнить правильно и точно. Заявка направляется в комиссию от Росреестра, она решает вопрос возможности переоценки.

В каждом регионе могут быть свои особенности бланка для заявки, это нужно учесть при заполнении образца.

В заявлении указываются данные собственника, контакты для связи с ним. Это дополнительные данные, а в основной части нужно представить причину обращения (перерасчет стоимости, ее уменьшение) и основание для внесения изменений.

Скачать образец заявления по оспариванию кадастровой стоимости

Если не возникает проблем, заявление в комиссию будет рассматриваться на протяжении 7 дней, потом заявитель должен получить положительное или отрицательное решение по обработке заявки. При положительном решении начинается рассмотрение вопроса, на это дается 1 месяц. По его истечению в течение трех дней собственник должен получить решение по уменьшению стоимости.

Возможно, заявление по оспариванию цены не будет принято в работу. В таком случае на протяжении 10 дней заявитель имеет полное право обратиться в суд для отстаивания своих интересов. Уменьшить стоимость или хотя бы попытаться это сделать можно через арбитражный суд.

Административный суд

Если установленная Госкадастром стоимость не устраивает собственника, а комиссия от Росреестра отказала в переоценке, он может составить исковое заявление в административный суд. В качестве ответчика в таком случае выступает председатель комиссии, в качестве истца – заявитель, владелец надела.

Что указывается в иске? Данные о том, что в кадастровой оценке есть ошибки, самые главные характеристики недвижимости.

ВНИМАНИЕ! Истец обязан аргументировать свою позицию, показать работу оценщиков и доказать свое обращение в комиссию Росреестра с заявлением.

Цели обращения в административный суд могут быть и такими:

  1. для доказательства неправомерного завышения цены участка;
  2. для устранения ошибок в учетных записях;
  3. для рассмотрения оценки независимой комиссии экспертов.

Затраты

Нужно быть готовым к тому, что процесс перерасчета завышенной стоимости земельного надела повлечет финансовые расходы. Нужно будет оплатить работу независимых оценщиков (до 150 000 рублей), государственную пошлину (за подачу заявки в суд или за выдачу выписки, за внесение исправлений в записи кадастровой базы).

Cпособы защиты участников долевого строительства

Долевое участие в строительстве многоэтажных домов пользуется популярностью среди россиян по понятным причинам (относительно недорогая стоимость квадратного метра жилья, возможность поэтапной оплаты и т. д.), однако таит в себе определенные риски, связанные с недобросовестностью застройщика. Так, по данным Минрегиона России, на 30 июня 2013 года насчитывалось более 800 «проблемных» объектов, а количество обманутых дольщиков — более 80 тыс. человек.

Правоохранительные органы объективно не в состоянии охватить все случаи нарушения законодательства в сфере долевого строительства. К примеру, за первое полугодие текущего года в результате прокурорских проверок было выявлено около 1800 нарушений законодательства о долевом строительстве жилья, а к ответственности привлечено около 730 виновных должностных лиц.

Это вынуждает граждан быть предельно внимательными при участии в долевом строительстве, а государство — постоянно совершенствовать законодательство, чтобы максимально обезопасить «дольщиков».

Практика долевого строительства многоэтажных жилых домов существует довольно давно, однако упорядочена была только в 2004 году с принятием Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве»). Он закрепил важные гарантии прав участников долевого строительства: запрет привлекать средства «дольщиков» до получения разрешения на строительство, госрегистрации прав на землю и обнародования проектной декларации; обязательность государственной регистрации договора долевого участия в строительстве (далее — ДДУ); неустойки в случаях задержки платежа «дольщиком» или передачи квартиры застройщиком и т. д.

Кстати, помимо ДДУ закон предусматривает еще две формы участия в долевом строительстве, появившиеся в 2006 году1 — участие в жилищно-строительных или жилищных накопительных кооперативах, а также покупка жилищного сертификата от застройщика. Однако традиционно считается, что именно ДДУ максимально гарантирует права «дольщика» на квартиру — к примеру, номинальная стоимость жилищного сертификата может серьезно изменяться в зависимости от ситуации на рынке и не всегда в сторону увеличения, а излишне сложная схема взносов в кооператив может привести к фактической переплате за жилье.

Работа по упорядочению отношений в сфере долевого строительства ведется и сегодня — до недавнего времени нормативным регулированием в этой области занимались три органа — Минфин России, ФСФР России и Минрегион России. Теперь такие полномочия возложены исключительно на Минрегион России, который к тому же будет заниматься координацией нормотворчества других федеральных органов, занимающихся вопросами долевого строительства (постановление Правительства РФ от 30 апреля 2013 г. № 392 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2007 г. № 152»).

Однако некоторые ситуации, способные негативно повлиять на возведение дома или передачу квартир, все же могут возникнуть — так, даже заключенный по всем правилам ДДУ не гарантирует своевременность возведения дома или передачу квартиры в нем, отсутствие строительного брака или наличие всех предусмотренных проектной декларацией объектов социальной инфраструктуры. От так называемых «двойных» продаж, когда одна и та же квартира продается нескольким «дольщикам» в определенной степени спасает обязательная государственная регистрация ДДУ, однако в случае невнимательности или халатности государственного регистратора и она не гарантирует защиту от мошенничества.

Во многом обезопасить граждан от недобросовестных застройщиков способно своевременное информирование о финансовом состоянии и предыдущем опыте работы строительной компании.

Реестр недобросовестных застройщиков. Именно цель информирования «дольщиков» о надежности того или иного застройщика преследовало дополнение Федерального закона от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее — Федеральный закон о жилищном строительстве) главой 6.2 «Реестр недобросовестных застройщиков» в декабре 2012 года2. А в конце сентября текущего года был определен ответственный за ведение такого реестра госорган — им стал Минрегион России (постановление Правительства РФ от 26 сентября 2013 г. № 850 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на ведение реестра недобросовестных застройщиков, предусмотренного Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства»).

Наша справка

Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства был учрежден Федеральным законом от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства». Одной из его задач является оказание содействия развитию рынка земельных участков, предоставляемых для жилищного строительства. С этой целью Фонд организует аукционы по продаже принадлежащих ему земельных участков или передаче их в аренду либо безвозмездное срочное пользование для жилищного строительства (ст. 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 16.8 Федерального закона о жилищном строительстве в реестр включаются сведения о тех застройщиках, которые:

  • уклонились от заключения по итогам аукционов договоров купли-продажи, аренды либо безвозмездного срочного пользования в отношении земельных участков Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (далее — Фонд);
  • допустили существенное нарушение условий таких договоров, что повлекло их расторжение.

Поскольку основной целью ведения реестра является информирование граждан о недобросовестных застройщиках, Федеральный закон о жилищном строительстве предусматривает его размещение на официальном сайте Минрегиона России в открытом доступе (ч. 1 ст. 16.8).

Отметим, что подобная схема уже реализована в системе закупок для государственных и муниципальных нужд — ФАС России ведет реестр недобросовестных поставщиков (ст. 19 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). В него включаются сведения о поставщиках, выигравших торги, но уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках, с которыми контракты были расторгнуты по причине существенного нарушения их условий. При размещении заказа уполномоченный орган вправе закрепить в качестве обязательного условия отсутствие участника торгов в реестре недобросовестных поставщиков (п. 2 ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). Сегодня в большинстве случаев это требование к участнику торгов предъявляется, поэтому важно было обеспечить открытость такого рода информации.

Реестр недобросовестных поставщиков размещается на специальном сайте, доступен всем желающим и весьма востребован — к ресурсу обращается более 20 тыс. пользователей в день.

Минрегиону России предстоит определить порядок ведения реестра недобросовестных застройщиков, и в частности, следующее:

  • сведения, которые будут включаться в реестр. Федеральный закон о жилищном строительстве определяет основные из них: сведения о застройщике, аукционе и протоколе по его итогам и т. д.;
  • максимальный период времени, по истечении которого информация о застройщике должна попасть в реестр
  • срок, в течение которого информация о застройщике находится в реестре (для реестра недобросовестных поставщиков такой срок обозначен в два года)
  • порядок проверки сведений о недобросовестности застройщика и т. д.

Цитата

Софья Лебедева, генеральный директор «МИЭЛЬ-Новостройки»

Ведение такого реестра в любом случае станет очень серьезным подспорьем в борьбе с долгостроями и недобросовестными застройщиками. Однако хочется отметить, что доля объектов, строительство на которых ведется с использованием земельных ресурсов Фонда на самом деле не так уж и велика. Большая часть застройщиков, как правило, используют иные способы, не связанные с получением земельных участков через Фонд.

Для того, чтобы вести полный реестр необходимо, чтобы учитывались и все проекты, реализующие помещения на стадии строительства. Однако не совсем понятно, как возможно контролировать такие объекты, особенно с учетом того, что реализация квартир может происходить на любой стадии строительства и необязательно по договору долевого участия (например, реализация может вестись через ЖСК).

Конечно, ведение такого реестра и обеспечение доступа к нему можно оценить только положительно, однако хочется надеяться, что работа по его усовершенствованию будет вестись и дальше. Так, в реестр подлежат включению сведения о застройщиках, передаваемые Минрегиону России Фондом. Однако определенная часть застройщиков не прибегает к помощи Фонда при поиске земельного участка для жилищного строительства.

Помимо этого, застройщик может оказаться вполне благонадежным на стадии заключения контракта на земельный участок, но впоследствии существенно «затянуть» сроки строительства объекта либо иным образом серьезно нарушить права «дольщиков». Однако, если Минрегион России при разработке правил ведения реестра ограничится только указанными в законе критериями, сведения о таких нарушениях в реестр недобросовестных застройщиков уже не попадут.

Отметим, что и до введения в Федеральный закон о жилищном строительстве норм о реестре недобросовестных застройщиков эта инициатива была реализована некоторыми субъектами федерации на региональном уровне. К примеру, в Московской области Комитет по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью ведет два реестра — реестр недобросовестных застройщиков и реестр «проблемных» объектов на территории региона3. Основания для включения застройщика в перечень проблемных застройщиков довольно широки — нарушение правил привлечения средств граждан, нарушение сроков подачи отчетности, возбуждение в отношении застройщика дела о банкротстве или уголовного дела по определенным условиям и т. д. Оба реестра доступны на официальном сайте Комитета.

17 сентября 2013 года полномочия Комитета были переданы Министерству строительного комплекса, однако работа по ведению этих реестров продолжится.

Аналогичный реестр с 2008 года ведется и в Нижегородской области4. Попасть в него рискуют те застройщики, которые не приступили к строительству в течение трех лет после предоставления земельного участка, приостановили строительство более чем на полгода либо неоднократно привлекались к ответственности за нарушение Федерального закона «Об участии в долевом строительстве».

Другие меры по борьбе с недобросовестными застройщиками

Помимо определения правил ведения перечня недобросовестных застройщиков параллельно реализуются и иные инициативы по защите прав участников долевого строительства. К ним можно отнести, например, организацию ведения реестра «обманутых дольщиков».

Предлагаемые Госстроем России критерии для включения граждан в реестр «обманутых дольщиков»

1) наличие установленных в судебном порядке обстоятельств, свидетельствующих о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан гражданам;
2) застройщик дважды в течение года не представил в установленный срок требуемую ежеквартальную отчетность;
3) застройщик просрочил более чем на три месяца исполнение обязательств по договорам о привлечении средств для осуществления строительства;
4) по заключению уполномоченных органов процессы строительства не соответствуют требованиям технических регламентов, проектной документации, иным обязательным требованиям, а также техническим условиям подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения
5) застройщиком не соблюдаются нормативы финансовой устойчивости его деятельности;
6) возбуждено уголовное дело по факту незаконного образования (создания, реорганизации) или факту незаконного использования документов для образования (создания, реорганизации) инвестора, осуществляющего инвестиционную деятельность по строительству и не исполнившего обязательства по инвестиционному контракту с застройщиком.

В июле этого года в законодательство о долевом строительстве были внесены поправки, закрепившие обязательность ведения реестра пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 241-ФЗ «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»). Госстрой России по поручению Минрегиона России еще в начале декабря минувшего года предложил к утверждению критерии для включения граждан в реестр «обманутых дольщиков».

Защита прав «дольщиков» в регионах

В некоторых субъектах федерации уже ведутся реестры «обманутых дольщиков». Например, в Тверской области перечень таких граждан является составной частью перечня «проблемных» объектов строительства (постановление Правительства Тверской области от 3 сентября 2012 г. № 515-пп «О ведении реестра проблемных объектов на территории Тверской области»). А во Владимирской области ведется самостоятельный список пострадавших «дольщиков», причем учитываются как заключившие ДДУ граждане, так и иные, оказавшиеся вовлеченными в «серые» схемы долевого участия в строительстве (постановление Губернатора Владимирской области от 24 апреля 2009 г. № 324 «О мерах по защите прав граждан, пострадавших в результате действий недобросовестных застройщиков»).

Кстати, регионы оказались достаточно активными в вопросах восстановления нарушенных прав «дольщиков» и обеспечения окончания строительства «проблемного» дома. По данным официального сайта Минрегиона России, власти на местах используют следующие меры:

  • завершение строительства «проблемных» объектов и выделение денежных компенсаций «обманутым дольщикам» за счет регионального бюджета (Амурская, Ярославская, Ульяновская, Новосибирская области, Ставропольский, Алтайский, Краснодарский края и т.д.);
  • поиск соинвесторов для завершения строительства «проблемных» объектов (Белгородская, Владимирская, Оренбургская, Свердловская области, Республики Башкортостан, Карелия и т.д.);
  • привлечение средств «дольщиков» с целью окончания строительства дома в случае высокой степени его строительной готовности (Белгородская, Курганская, Рязанская области, Республика Чувашия);
  • выделение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в качестве компенсации «обманутым дольщикам» (Брянская, Ярославская, Челябинская области, Алтайский и Ставропольский края);
  • предоставление во временное пользование (на срок окончания строительства «проблемного» объекта) жилья из резервного жилого фонда (Тверская, Вологодская область, Республика Чувашия, Алтайский край);
  • увеличение инвестиционной привлекательности «проблемного» объекта — снижение или полное исключение затрат на подключение к инженерной инфраструктуре, отказ от доли квартир, если они предполагались к передаче в муниципальную или региональную собственность и т. д. (Белгородская, Брянская, Тульская области, Пермский и Алтайский край и т.д.);

Кроме того, иногда регионами учреждаются специализированные некоммерческие организации, на которые возлагается задача по завершению строительства «проблемного» дома (Рязанская и Ростовская области, Республика Татарстан, Ханты-Мансийский АО).

«Серые» схемы

Стоит насторожиться, если вместо ДДУ или жилищного сертификата застройщик предлагает такие формы участия в долевом строительстве, как:

  • заключение предварительного договора купли-продажи или предварительного ДДУ;
  • инвестиционный договор (договор соинвестирования);
  • внесение денег на депозит застройщика в банке;
  • договор бронирования определенной квартиры;
  • договор купли-продажи векселя, который будет погашаться застройщиком путем предоставления квартиры;
  • договор займа и т. д.

Необходимо помнить, что только ДДУ, жилищные сертификаты и участие в кооперативах гарантируют защиту прав «дольщиков».

Недавно появилась одна мера по обеспечению прав «дольщиков» — в конце декабря 2012 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 294-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот закон установил, что обязательство застройщика по передаче жилого помещения участнику долевого строительства должно быть обеспечено страхованием гражданской ответственности либо поручительством банка (изменения вносятся в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве»). Сегодня застройщик может добровольно гарантировать возврат внесенных «дольщиком» средств и уплату неустойки путем заключения договора поручительства с банком (ст. 15.1 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве»). Поправки закрепили обязательность обеспечения передачи квартиры «дольщику», а также определили требования к банку либо страховой организации. Помимо страховой организации застройщик по своему выбору может обратиться и в общество взаимного страхования. Изменения вступят в силу с 1 января 2014 года.

Нововведение действительно способно предоставить дополнительную гарантию прав дольщика, однако имеет и обратную сторону. По словам генерального директора «МИЭЛЬ-Новостройки» Софьи Лебедевой, стоимость квартир в этом случае будет расти. Динамика их роста будет зависеть от того, какие процентные ставки будут предложены по страхованию строительства, и какие процентные ставки будут платиться застройщикам по банковским депозитам. «Необходимо понимать, что все эти расходы лягут в смету строительства и, соответственно, в стоимость квартир для конечных приобретателей. Конечно, соответствующий рост цен будет скорее всего пропорциональным, но вряд ли это увеличит энтузиазм потенциальных покупателей», — резюмирует Софья Лебедева.

Что делать, если…

1. Вы сомневаетесь в благонадежности выбранного застройщика. Прежде всего, надо знать о документах, которые застройщик в соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве» обязан предоставить любому обратившемуся лицу. К ним относятся учредительные документы, свидетельства о государственной регистрации и постановке на учет, годовые отчеты и бухгалтерскую отчетность за последние три года, а также аудиторское заключение за последний год.

Необходимо также изучить проектную декларацию — в случае, если для привлечения средств граждан используется реклама, проектная декларация обязательно должна быть размещена на официальном сайте застройщика либо опубликована в печатном издании. Но даже если проектная декларация не обнародована, застройщик обязан предъявить ее для ознакомления любому заинтересованному лицу (ч. 1 ст. 19 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве»).

Также имеет смысл изучить картотеку арбитражных дел на официальном сайте ВАС РФ — так вы сможете узнать о судебных тяжбах, в которые может быть вовлечен застройщик, и их содержании. Пользоваться ею просто — достаточно ввести в поле «Участник дела» название, ИНН или ОГРН застройщика и выбрать функцию «Найти». После этого будет сформирован список дел, в которых фигурирует застройщик, с основными процессуальными документами по каждому из них.

В состав проектной декларации помимо сведений о застройщике должна быть включена информация об объекте строительства, в том числе о правах застройщика на земельный участок с указанием реквизитов правоустанавливающего документа. Рекомендуем обратить особое внимание на целевое назначение земельного участка, на котором планируется возведение дома. Для этого можно обратиться в Росреестр за выпиской из ЕГРП, в которой будет указана нужная информация. Размер пошлины за оказание этой государственной услуги для физических лиц составляет 200 руб. (при получении выписки в бумажной форме) или 150 руб. (если выписка предоставлена в электронном виде). Земельный участок не должен быть предназначен для сельскохозяйственного использования или индивидуального жилищного строительства.

2. Стройка затягивается, и объект явно не будет сдан в срок. Если строительство дома находится на стадии завершения, и просрочка будет незначительной, следует помнить о полагающейся «дольщику» неустойке. Ее размер составляет 1/300 действующей на день исполнения обязательства ставки рефинансирования от цены договора за каждый день просрочки.

Если же участником долевого строительства является гражданин, такая неустойка выплачивается в двойном размере (ст. 6 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве»). К примеру, если цена договора определена сторонами в 5 млн руб., за каждый день просрочки застройщик обязан выплачивать 2750 руб. гражданину-«дольщику» и 1375 руб. — прочим участникам долевого строительства. Даже если в договоре закреплен меньший размер неустойки, это не будет иметь юридической силы — застройщик в любом случае обязан руководствоваться нормой закона.

Ч. 2 ст. 6 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве» оставляет застройщику возможность обратиться с предложением о продлении срока действия договора, однако стоит помнить, что «дольщик» не обязан отвечать согласием (ст. 450 ГК РФ).

Если же стало очевидно, что строительство не ведется совсем, следует иметь в виду следующее. «Дольщик» имеет право требовать расторжения ДДУ в одностороннем порядке в случаях:

  • если срок передачи квартиры затягивается более чем на два месяца по сравнению с установленным договором;
  • если строительство дома прекращено или приостановлено, и имеются основания, очевидно свидетельствующие о том, что в предусмотренный ДДУ срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства (ч. 1, ч. 1.1 ст. 9 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве»).

При этом застройщик обязан вернуть уплаченные по ДДУ средства (в первом случае — в течении 10 дней со дня расторжения договора, во втором — в течение 20 дней), а также уплатить проценты на эту сумму в размере 1/300 ставки рефинансирования на день возврата денег за весь период пользования ими (со дня внесения средств «дольщиком» до дня их возврата). Здесь действует аналогичное правило о выплате процентов в двойном размере, если участником долевого строительства является гражданин (ч. 2 ст. 9 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве»).

Помимо этого можно требовать возмещения всех прочих причиненных убытков в полном объеме (ст. 10 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве»), а также компенсации за причиненный моральный ущерб (ч. 9 ст. 4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве», ст. 15 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»).

В случае банкротства застройщика применяются правила Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) с учетом принятых в июле 2011 года поправок — тогда был введен специальный раздел, посвященный банкротству застройщика. Особенно важно, что под защитой закона оказываются не только заключившие ДДУ «дольщики», но и вовлеченные в «серые» схемы участия в долевом строительстве граждане (предварительный договор купли-продажи, договор займа, договор инвестирования, договор простого товарищества и т.д). При этом перечень подобных схем является открытым, что позволяет суду признать гражданина «обманутым дольщиком» и при наличии иного, не поименованного в законе, договора (ч. 6 ст. 201.1 Закона о банкротстве).

Гражданин имеет право предъявить денежное требование либо потребовать передачи ему жилого помещения, если строительство дома завершено (ст. 201.4 Закона о банкротстве). В противном случае «дольщикам» может быть передан объект незавершенного строительства при соблюдении требований ч. 3 ст. 201.10 Закона о банкротстве и с созданием жилищно-строительного кооператива, куда войдут участники долевого строительства.

При удовлетворении денежных требований «дольщики» относятся к кредиторам третьей очереди (ст. 201. 9 Закона о банкротстве). Это означает, что их требования будут удовлетворены в приоритетном по отношению к прочим кредиторам порядке после выплат лицам, перед которыми застройщик несет обязательства по возмещению вреди жизни и здоровью, морального вреда, выплате заработной платы и выходных пособий, а также вознаграждений авторам интеллектуальной собственности.

Если строительство дома с высокой степенью вероятности не будет завершено или возник риск банкротства застройщика, участнику долевого строительства имеет смысл обратиться за признанием права собственности на часть незавершенного строительством объекта. Правда, суд может и отказать в удовлетворении такого требования (см., например, апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 27 июня 2013 г. по делу № 33-6698/2013), однако и примеры разрешения дела в пользу «дольщика» тоже есть (апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 20 мая 2013 г. по делу № 33-4350/13, апелляционное определение Вологодского областного суда от 13 мая 2013 г. по делу № 33-418/2013, апелляционное определение Липецкого областного суда от 12 ноября 2012 г. по делу № 33-2659/2012, апелляционное определение Кировского областного суда от 15 мая 2012 г. по делу № 33-1380/2012).

Кроме того, дольщики могут обратить внимание Минрегиона России, соответствующего подразделения областной администрации, прокуратуры или полиции на долгострой. Следует отметить, что обращение к уполномоченным органам нередко оказывает нужный эффект — к примеру, по итогам 2012 года было введено 322 «проблемных» объекта жилищного строительства и обеспечены имущественные интересы более 29 тыс. граждан, чьи права были нарушены недобросовестными застройщиками. Иными словами, усилиями контрольно-надзорных ведомств права «дольщиков» восстанавливаются примерно в трети случаев.

Законодательство о долевом участии в долевом строительстве постоянно совершенствуется с целью установления гарантий для наименее защищенной стороны — «дольщика». К примеру, 10 октября текущего года Госдума приняла в первом чтении законопроект, предлагающий проводить ежегодные проверки застройщика5. Напомним, по общему правилу плановые проверки предпринимателя проводятся не чаще одного раза в три года, однако современные многоквартирные дома в среднем возводятся за один-два года, поэтому плановая проверка застройщика по конкретному объекту может вообще не состояться.

Вместе с тем, «дольщики» по-прежнему должны хорошо ориентироваться в Федеральном законе «Об участии в долевом строительстве» и проявлять предельную бдительность при вступлении в долевое строительство.

Новости по теме:

  • Генпрокуратура РФ отчиталась о надзоре за соблюдением законодательства о долевом строительстве жилья — ИА «ГАРАНТ», 14 августа 2013 г.
  • Определены полномочия госорганов по признанию граждан-участников долевого строительства пострадавшими — ИА «ГАРАНТ», 25 июля 2013 г.
  • Признание граждан-участников долевого строительства будут осуществлять субъекты РФ — ИА «ГАРАНТ», 25 июня 2013 г.
  • Правительство РФ определило уполномоченный орган в сфере долевого строительства — ИА «ГАРАНТ», 7 мая 2013 г.
  • Общества взаимного страхования в сфере долевого строительства будут контролировать на общих основаниях — ИА «ГАРАНТ», 5 февраля 2013 г.
  • Президентом подписан закон, усиливающий защиту прав участников долевого строительства — ИА «ГАРАНТ», 11 января 2013 г.
  • Президент РФ утвердил перечень поручений по вопросам защиты прав участников долевого строительства — ИА «ГАРАНТ», 19 октября 2012 г.
  • Подписан закон об особенностях банкротства застройщиков, привлекавших деньги граждан — ИА «ГАРАНТ», 14 июля 2011 г.

Документы по теме:

  • Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2013 г. № 850 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на ведение реестра недобросовестных застройщиков, предусмотренного Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства»
  • Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 241-ФЗ «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 294-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»

_____________________________

1 Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 111-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2 Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3 Закон Московской области от 1 июля 2010 г. № 84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области».
4 Постановление Правительства Нижегородской области от 16 сентября 2008 г. № 385 «Об утверждении порядка ведения реестра недобросовестных застройщиков Нижегородской области».
5 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 239309-6.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *