Можно ли вернуть деньги за лечение?

Как вернуть деньги за платное лечение. Социальные вычеты.

Многих граждан интересует, как можно вернуть деньги, потраченные ими за платное лечение. Оказывается, что человек, который исправно платит подоходный налог в размере 13% и который лечился за свои денежные средства, вправе вернуть их часть за счет возврата от государства. Данный возврат называется «Социальным налоговым вычетом». Согласно части 3 статьи 219 пункта 3 НК РФ гражданин имеет право вернуть часть денежных средств независимо от того лечился он по добровольному медицинскому страхованию (ДМС), в платной клинике или же просто купил лекарства. Также этим правом можно воспользоваться и в том случае, когда было оплачено не только собственное лечение или покупка лекарств для себя, а, например, лечение жены/мужа, родителей, детей, усыновленных и находящихся под опекой до 18 лет. Но при покупке лекарств близким за свой счет имеется одно условие: их назначение должно быть официально произведено лечащим врачом.

Случаи, когда гражданин вправе рассчитывать на социальный налоговый вычет

В соответствии с частью 3 статьи 219 пункта 3 НК РФ гражданин имеет право на возврат денег за платное лечение (оформление социального налогового вычета) независимо от того, где им было получено само лечение или назначение. Т.е. он может пролечиться в государственной или платной частной клинике, главное условие, чтобы учреждение имело соответствующую лицензию.

Кроме этого при установлении размера социального налогового вычета за учет берутся суммы страховых взносов по ДМС налогоплательщика либо его жены/мужа, родителей, гражданина, который платит подоходный налог за детей, усыновленных и находящихся под опекой. В этом случае стоит помнить, что страховые взносы должны производиться самим налогоплательщиком, т.е. страховой договор должен быть заключен от имени физического лица, а не с работодателем, иначе социальный вычет вам никто не даст.

Также стоит обратить внимание на то, что вычет назначается не за любые медуслуги и лекарственные препараты. Дело в том, что бывает 2 вида лечения: недорогостоящее и дорогостоящее. К дорогостоящему относится лечение, затраты на которое превышают 120 тысяч рублей, и в этом случае не за все его виды можно получить социальный вычет. Чтобы узнать к какому виду относится ваше лечение, можно посмотреть код, имеющийся в справке об оплате, которая подается в налоговую:

  • «1» – недорогостоящее лечение;
  • «2» – дорогостоящее лечение.

Расчет социального вычета

Главными критериями при расчете вычета являются сумма, потраченная на лечение или приобретенные лекарства, и размер подоходного налога — 13%, при этом сумма возврата не будет превышать размера последнего. Если же затрат на лечение было несколько, то гражданину предоставляется возможность самому выбрать о каких из них ему представить данные в налоговую службу, лишь бы общая сумма этих затрат не была выше 120 тысяч рублей.

Если ваше лечение является недорогостоящим, т.е. затраченная сумма составляет менее 120 тысяч рублей, то при выплате социального вычета будет установлен предел, размер которого составляет 15 тыс. 600 руб. Этот предел устанавливается из расчета 13% от 120 тысяч рублей. Ели же ваше лечение являлось дорогостоящим, то ограничений на размер вычета не устанавливается. В этом случае 13% берутся от той суммы, которая была затрачена на лечение. Помните, что законодательные власти субъектов могут устанавливать свой размер вычета, но размеры его должны соответствовать установленным размерам НК РФ.

Документы, необходимые для оформления социального вычета

Для оформления социального налогового вычета требуется предоставить следующий пакет документов:

1. Заполненная декларация НДФЛ по форме 3-НДФЛ. Ее необходимо заполнить в конце того года, в котором было осуществлено лечение;

2. Справка о налогах по форме 2-НДФЛ, которые были выплачены за текущий год;

3. Если затраты были осуществлены на лечение или приобретение лекарств для родственников, то нужно представить документы, подтверждающие родство. К таким документам могут относиться свидетельство о рождении ребенка, свидетельство о браке, в случае затрат на лечение родителей – свидетельство о рождении налогоплательщика;

4. Документы, подтверждающие право получения вычета:

  • Договор на оказание медуслуг;
  • Копия и оригинал справки об оплате медуслуг;
  • Справка о том, что затраты на дорогостоящее лечение были и лекарства необходимы;
  • В случае санаторно-курортного лечения, корешок санаторно-курортной путевки;
  • Платежные документы об оплате. Их оформление должно быть осуществлено непосредственно на налогоплательщика;
  • Банковские реквизиты, на которые будет переведен налоговый вычет;
  • Иногда могут запросить лицензию организации, производившей лечение.

В случае если лечение производилось по ДМС, то необходимо представить следующие копии документов:

  • Полис медстрахования;
  • Чек или квитанция на получение страховой премии;
  • Рецепт, включая оригинал, для предоставления в налоговую;
  • ИНН;
  • Платежки.

Процесс получения налогового вычета

Пакет документов, который был указан выше, необходимо представить в налоговый орган, в котором гражданин состоит на учете. Помните, что при подаче документов нужно иметь при себе оригиналы. Если вы сдаете документы от имени другого лица, то на это нужно иметь доверенность, заверенную у нотариуса, иначе их не примут.

Кроме прямой подачи документов в налоговую службу, гражданин может отправить их по почте, при этом письмо должно быть ценным с описью вложений. С одной стороны это прямая экономия времени, но, если человек забыл вложить какой-то из документов, то об этом он может узнать только после проверки, которая длится до трех месяцев.

Согласно статье 78 пункта 7 НК РФ за социальным налоговым вычетом можно обратиться в течение трех лет после лечения.

В соответствии со статьей 88 пункта 2 НК РФ после того, как налоговая служба получает документы от налогоплательщика, ее специалистами производится невыездная проверка, длительность которой составляет не более трех месяцев. В случае если при проверке были найдены ошибки, то об этом будет сообщено лицу, подавшему документы, в течение 5 дней. Если ошибок не было найдено, то результат решения (об отказе или предоставлении вычета) будет отправлен налогоплательщику в течение 10 дней. При положительном решении вычет должен быть произведен на банковские реквизиты лица, подавшего документы, в течение одного месяца.

Глава 1. Административный и судебный порядок обжалования

Российские граждане обладают возможностью обжаловать любые незаконные действия должностных лиц и собственно правовые акты, нарушающие их личные права и частные интересы.

Существует два порядка рассмотрения и разрешения жалоб граждан — административный и судебный.

В административном порядке рассматриваются жалобы в вышестоящие организации всех местных органов власти и управления, учреждений правительственного (министерства) и ведомственного подчинения, жалобы и обращения к Президенту, жалобы Уполномоченному по правам человека.

Указом Президента от 3 апреля 1997 г. было утверждено Положение «Об управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан». Задачей управления является анализ обращений граждан к Президенту, обработка обращений с целью выработки обобщенных предложений по совершенствованию работы правительства в целом и отдельных государственных органов, систематизация и, при необходимости, переадресация жалоб.

Жалобы на нарушение прав и свобод человека с 1998 г. рассматриваются исключительно федеральными и региональными уполномоченными по правам человека.

Недостатком административного порядка рассмотрения жалоб является то, что они разрешаются заинтересованными органами исполнительной власти, негласно, в отсутствие жалобщика, зачастую лицами, не имеющими должной правовой подготовки. Поэтому жалобы нередко остаются без удовлетворения (по неофициальным данным это около 35 %). Такой порядок не может признаваться эффективным, тем более, если речь идет о привлечении к ответственности виновных должностных лиц. Положительная сторона административного порядка рассмотрения жалобы — возможность быстрого исправления ситуации, содействие ответственному отношению должностных лиц к своей деятельности.

В судебном порядке, как правило, разбираются споры, не нашедшие разрешения в административном порядке. Уровень правовой защиты гражданина здесь выше — стороны в процессе равны, возможности для объективного рассмотрения жалобы иска поэтому выше. В суде гражданин выступает не в роли просителя, а в качестве истца, равной стороны в споре с ответчиком. Обязанность давать объяснения суду возлагается на должностное лицо, принимавшее в административном порядке решение по делу. В ходе процесса ему приходится не только объяснять действия органа и мотивировать их, но и подвергаться оценивающим воздействиям со стороны истца, суда и других участников процесса. Поэтому нередко еще в стадии предварительной подготовки дела к судебному слушанию должностные лица пересматривают свое решение и устраняют допущенные нарушения прав гражданина, предпочитая не доводить дело до суда. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями и дополнениями от 14 декабря 1995 г.) предусматривает возможность каждого гражданина обратиться в суд, если он считает, что его права и свободы нарушены неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих, например, если на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Суды общей юрисдикции рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, и действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Итак, гражданин вправе обратиться с жалобой по поводу нарушения его прав и свобод либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, т. е. подать жалобу в административном порядке к вышестоящему должностному лицу, государственному служащему. Вышестоящие органы обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или ответ не получен в течение месяца со дня ее подачи, гражданин вправе обратиться с жалобой в суд. Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Для обращения в суд с жалобой установлены следующие сроки: три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; один месяц — со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие или решение незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Если же обжалуемое действие или решение суд признает законным, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу и гражданину не позднее десяти дней после вступления решения в законную силу. Об исполнении судебного решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня его получения.

Судебная защита прав военнослужащих, как правило, обеспечивается военными судами. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации» установил, что военные суды рассматривают административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Кроме того, военные суды вправе признать незаконными нормативные акты Министерства обороны РФ и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.

В Российской Федерации сложилось довольно развитое, полное и четкое производство по жалобам, хотя сложность вопроса заключается в том, что процедура рассмотрения жалоб не унифицирована — региональные и местные власти вправе сами издавать соответствующие нормативные акты. Процедуры рассмотрения специальных жалоб устанавливаются отдельными федеральными законами.

В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии.

Первая стадия — первичная обработка заявления. На данном этапе уполномоченные служащие получают письменные и выслушивают устные обращения и регистрируют их. В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, то есть определить, кто и как будет работать с жалобой, либо переслать ее в компетентную организацию. Жалобу, которая направляется в другие организации, субъект власти может взять «на контроль». Это означает требование выслать ему копию ответа гражданину, либо вернуть дело после разрешения жалобы. Если жалоба является повторной, к ней необходимо приобщить все материалы предыдущего рассмотрения.

Вторая стадия — проверка жалобы (анализ ситуации). На этом этапе должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия правильного решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии, а к проверкам привлекаются специалисты.

Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены необходимые сведения. Кроме этого, работа с жалобами предполагает тщательное изучение правовых норм, имеющих отношение к делу. Иногда по результатам такого изучения составляются справки, содержащие соответствующие выводы и предложения.

Третья стадия — принятие решения по жалобе, главная стадия любого административного производства.

Общий срок рассмотрения жалоб граждан — один месяц. Закон четко определил начало течения срока разрешения жалобы — со дня ее поступления в государственную или общественную организацию, обязанную решить вопрос по существу. Срок оканчивается в день принятия (подписания) решения, а если решение не принимается, концом срока следует считать дату подписания ответа на письмо гражданина. При этом, если окончание срока рассмотрения жалобы приходится на нерабочий день, днем окончания срока следует считать первый следующий за ним рабочий день. В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение: о полном удовлетворении требований, о частичном удовлетворении, об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованностью, с истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.), о разъяснении по поставленным вопросам (об их подведомственности, правовом регулировании и т. д.).

Четвертая стадия производства по жалобам — исполнение принятого решения.

На письменную жалобу, в отличие от устной, на этой стадии должен быть выслан письменный ответ. Субъект власти в таких случаях обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина, принести ему извинения. По просьбе гражданина о принятых мерах необходимо проинформировать заинтересованных в рассмотрении жалобы лиц.

Помимо собственно существа жалобы, гражданам необходимо помнить также о праве на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями должностных лиц. Одной из главных проблем реализации этого права в настоящее время является отсутствие четко регламентированного порядка добровольного возмещения ущерба, который причинили незаконные действия должностных лиц. То есть, с одной стороны ст. 53 Конституции РФ закрепляет принцип о праве граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных организаций, с другой, из-за отсутствия порядка реализации этот принцип остается по большей части декларативным в рамках административного права. Например, не указывается, из каких средств должен возмещаться ущерб.

Прямое указание в законодательстве РФ на источник возмещения ущерба имеется в гражданском праве. В ст. 1069 Гражданского Кодекса РФ сказано: «Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования». Данная норма указывает на источник возмещения — казну соответствующего уровня, но опять же отсутствует механизм, гарантирующий реальное возмещение ущерба.

Второй российской проблемой обеспечения прав человека является вопрос о реальном наказании конкретных виновных лиц за их нарушение. На практике права граждан в стране грубо нарушаются повсеместно, а виновные в преступлениях против прав человека остаются безнаказанными в абсолютном большинстве случаев. В демократическом обществе, однако, недопустимо оказывать снисхождение человеку, чьи решения и действия, в силу занимаемого общественного положения, нанесли ущерб интересам граждан, организаций, государства или гражданского общества. При этом значение ответственности должно обусловливаться, конечно, не ее жестокостью, а неотвратимостью. Ответственность должностных лиц, виновных в нарушении прав человека, следует признать важнейшим средством защиты прав человека. Само по себе наказание должностных лиц за такие нарушения должно являться одним из основных средств реализации прав человека.

В завершение данной главы расскажем о некоторых общих правилах ведения переписки с органами власти и управления любого уровня. Соблюдая эти правила, вы избавите себя от многих ненужных хлопот.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Возможен ли перенос предварительного судебного заседания по гражданскому делу?

уважаемая Варвара!

Во-первых, в данном случае у Вас речь идет о подготовке дела к судебному разбирательству, все эти вопросы регулируются статьями Главы 14. ПОДГОТОВКА ДЕЛА К СУДЕБНОМУ РАЗБИРАТЕЛЬСТВУ Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (кратко — ГПК РФ).

Цитата: Статья 149. Действия сторон при подготовке дела к судебному разбирательству

1. При подготовке дела к судебному разбирательству истец или его представитель:

1) передает ответчику копии доказательств, обосновывающих фактические основания иска;

2) заявляет перед судьей ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

2. Ответчик или его представитель:

1) уточняет исковые требования истца и фактические основания этих требований;

2) представляет истцу или его представителю и суду возражения в письменной форме относительно исковых требований;

3) передает истцу или его представителю и судье доказательства, обосновывающие возражения относительно иска;

4) заявляет перед судьей ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

Цитата: Статья 150. Действия судьи при подготовке дела к судебному разбирательству

1. При подготовке дела к судебному разбирательству судья:

1) разъясняет сторонам их процессуальные права и обязанности;

2) опрашивает истца или его представителя по существу заявленных требований и предлагает, если это необходимо, представить дополнительные доказательства в определенный срок;

3) опрашивает ответчика по обстоятельствам дела, выясняет, какие имеются возражения относительно иска и какими доказательствами эти возражения могут быть подтверждены;

4) разрешает вопрос о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика, соединении и разъединении исковых требований;

5) принимает меры по заключению сторонами мирового соглашения, в том числе по результатам проведения в порядке, установленном федеральным законом, процедуры медиации, которую стороны вправе проводить на любой стадии судебного разбирательства, и разъясняет сторонам их право обратиться за разрешением спора в третейский суд и последствия таких действий;

(п. 5 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 194-ФЗ)

5.1) разрешает вопрос о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства;

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 45-ФЗ)

6) извещает о времени и месте разбирательства дела заинтересованных в его исходе граждан или организации;

7) разрешает вопрос о вызове свидетелей;

8) назначает экспертизу и эксперта для ее проведения, а также разрешает вопрос о привлечении к участию в процессе специалиста, переводчика;

9) по ходатайству сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей истребует от организаций или граждан доказательства, которые стороны или их представители не могут получить самостоятельно;

10) в случаях, не терпящих отлагательства, проводит с извещением лиц, участвующих в деле, осмотр на месте письменных и вещественных доказательств;

11) направляет судебные поручения;

12) принимает меры по обеспечению иска;

13) в случаях, предусмотренных статьей 152 настоящего Кодекса, разрешает вопрос о проведении предварительного судебного заседания, его времени и месте;

14) совершает иные необходимые процессуальные действия.

2. Судья направляет или вручает ответчику копии заявления и приложенных к нему документов, обосновывающих требование истца, и предлагает представить в установленный им срок доказательства в обоснование своих возражений. Судья разъясняет, что непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

3. В случае систематического противодействия стороны своевременной подготовке дела к судебному разбирательству судья может взыскать в пользу другой стороны компенсацию за фактическую потерю времени по правилам, установленным статьей 99 настоящего Кодекса.

Во-вторых, на предварительном судебном заседании судья решает, подготовлено дело к рассмотрению или нет.

Цитата: Статья 152. Предварительное судебное заседание

1. Предварительное судебное заседание имеет своей целью процессуальное закрепление распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке дела к судебному разбирательству, определение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, определение достаточности доказательств по делу, исследование фактов пропуска сроков обращения в суд и сроков исковой давности.

2. Предварительное судебное заседание проводится судьей единолично. Стороны извещаются о времени и месте предварительного судебного заседания. Стороны в предварительном судебном заседании имеют право представлять доказательства, приводить доводы, заявлять ходатайства. Участие сторон в предварительном судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи допускается в порядке, установленном статьей 155.1 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2013 N 66-ФЗ)

3. По сложным делам с учетом мнения сторон судья может назначить срок проведения предварительного судебного заседания, выходящий за пределы установленных настоящим Кодексом сроков рассмотрения и разрешения дел.

4. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьями 215, 216, 220, абзацами вторым — шестым статьи 222 настоящего Кодекса, производство по делу в предварительном судебном заседании может быть приостановлено или прекращено, заявление оставлено без рассмотрения.

5. О приостановлении, прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения выносится определение суда. На определение суда может быть подана частная жалоба.

6. В предварительном судебном заседании может рассматриваться возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока исковой давности для защиты права и установленного федеральным законом срока обращения в суд.

При установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке.

(в ред. Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ)

6.1. При рассмотрении споров о детях по требованию родителей (одного из родителей) в предварительном судебном заседании суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей и (или) порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения. По данным вопросам выносится определение при наличии положительного заключения органа опеки и попечительства и с обязательным учетом мнения детей. При наличии обстоятельств, свидетельствующих, что изменение фактического места жительства детей на период до вступления в законную силу соответствующего судебного решения противоречит интересам детей, суд определяет местом жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства фактическое место жительства детей.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 04.05.2011 N 98-ФЗ)

7. О проведенном предварительном судебном заседании составляется протокол в соответствии со статьями 229 и 230 настоящего Кодекса.

Если судья признает дело подготовленным к рассмотрению (а это чаще всего так и бывает, а тем более, если ответчик бездействует), то судья назначает согласно статье 153 ГПК РФ дату рассмотрения дела по существу и высылает сторонам судебные повестки.

Цитата: Статья 153. Назначение дела к судебному разбирательству

Судья, признав дело подготовленным, выносит определение о назначении его к разбирательству в судебном заседании, извещает стороны, других лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела, вызывает других участников процесса.

Что бы судью озадачить, что бы он назначил рассмотрение дела на более позднюю дату, нужно подготовить ряд процессуальных документов, в т.ч. предоставить судье письменные Возражения на иск и т.д.

А вообще ответчику и незачем участвовать в судебных заседаниях по таким делам, ГЛАВНОЕ — это предоставить суду Возражения на иск и нужные доказательства, если имеются.

Удачи Вам.

Отец не признает ребенка? Нужно признать отцовство и взыскать алименты? Скачивайте исковое заявление об установлении отцовства. Составляйте иск по нашим рекомендациям. Задавайте вопросы. если что-то будет не понятно.

Основания установления отцовства

Каждый ребенок фактически имеет отца и мать, которым он обязан своим рождением. Однако для возникновения обязанностей между родителями и детьми требуется, чтобы их отцовство (материнство) было закреплено официальным порядком, путем выдачи свидетельства о рождении органами ЗАГС, или установлено решением суда.

Материнство устанавливается на основании медицинских документов, выданных в роддоме, или других документов, если роды происходили вне медицинского учреждения. При отсутствии письменных доказательств, подтверждающих факт рождения ребенка от матери, материнство устанавливается на основании решения суда.

Порядок установления отцовства

Порядок установления отцовства зависит от наличия у отца брака с матерью ребенка. Если брак зарегистрирован в ЗАГС, достаточно предъявить свидетельство о регистрации брака. Если брак расторгнут, но с этого дня прошло не более 300 дней, органы ЗАГС также установят отцовство бывшего мужа. Если родители не состоят в браке, отцовство устанавливается по их совместному заявлению в ЗАГС или по решению суда. Если признававший себя отцом ребенка умер, в суд подается заявление об установлении факта признания отцовства.

Основанием для обращения в суд для установления отцовства будет являться ситуация, когда родители не состоят в браке и не могут решить вопрос об отцовстве в добровольном порядке. Правом на предъявление такого требования обладают родители или опекуны (попечители), а также сам ребенок после достижения им совершеннолетнего возраста.

Исковое заявление об установлении отцовства

В качестве доказательств по делу можно использовать любые средства доказывания, подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица (например, фотографии, видеозаписи, переписку сторон, показания свидетелей). Одним из бесспорных доказательств по делу является заключение судебной экспертизы. Однако заявить ходатайство о проведении генетической экспертизы должен истец, суд по своей инициативе этого делать не будет.

Одновременно с требованиями об установлении отцовства можно заявить о взыскании алиментов на содержание ребенка. Советуем посмотреть образец заявления о выдаче судебного приказа о взыскании алиментов, где приведены рекомендации по оформлению заявления и подаче его в суд.

Исковое заявление об установлении отцовства подается в общем порядке в районный суд по месту жительства ответчика. Истец освобождается от уплаты госпошлины при подаче иска, поскольку иск направлен на защиту интересов ребенка.

Образец искового заявления об установлении отцовства и взыскании алиментов

Образец искового заявления об установлении отцовства и взыскании алиментов подготовлен с учетом действующих положений семейного законодательства, разъяснений Верховного Суда РФ по вопросам, связанным с установлением происхождения детей.

В ___________________________
(наименование суда)
Истец: _______________________
(ФИО полностью, адрес)
Ответчик: _____________________
(ФИО полностью, адрес)

Исковое заявление об установлении отцовства и взыскании алиментов

Ответчик уклоняется от внесудебного порядка установления отцовства, не оказывает материальной помощи на содержание несовершеннолетнего, ребенок находится на моем полном содержании.

С ответчика необходимо взыскать алименты на содержание ребенка.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 49, 80-81 Семейного кодекса РФ, статьями 131-132 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Прошу:

Ходатайство:

В подтверждение отцовства ответчика прошу вызвать двух свидетелей: _________ (ФИО свидетелей, адрес).

Перечень прилагаемых к заявлению документов (копии по числу лиц, участвующих в деле):

  1. Копия искового заявления
  2. Копия свидетельства о рождении ребенка
  3. Доказательства, устанавливающие совместное проживание и ведение общего хозяйства
  4. Доказательства, подтверждающие доводы об установлении отцовства
  5. Справка о проживании ребенка совместно с истцом

Дата подачи заявления «___»_________ ____ г. Подпись истца _______

Скачать образец заявления:

Исковое заявление об установлении отцовства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *