Как сделать временную регистрацию несовершеннолетнему ребенку?

Необходимость в регистрации несовершеннолетнего не по основному месту проживания возникает из-за некоторых обстоятельств. Иногда требуется временная прописка ребенка для школы или детского сада, чтобы обучаться в заведении, расположенном в другом районе. Согласно законодательству регистрация при переезде на новое место жительства является обязанностью граждан. Как оформить такую прописку ребенку, и что за последствия ожидают владельца недвижимости?

Зачем нужна временная прописка ребёнку.

Законодательными актами установлено, что ребенок до 14 лет проживает там же, где один из его родителей.

После достижения этого возраста он может проживать отдельно, но для оформления этого документально, понадобится согласие взрослых.

Необходимость во временной прописке бывает в следующих ситуациях:

  • при оформлении документов;
  • для обращения за медицинской помощью;
  • при оформлении в школу или детский сад в другом районе;
  • для получения пособий и льгот в СЗН.

После переезда, даже если это временная мера, требуется зарегистрироваться в ФМС. В районной поликлинике должны будут завести медицинскую карту на ребенка, а в учебном заведении принять его документы на поступление.

Читайте как встать на очередь в детский сад.

Документы для временной прописки ребёнку.

Многие родители интересуются, какие документы для временной прописки ребенка понадобится предоставить в ФМС.

  • копия свидетельства о рождении (паспорта для подростков от 14 лет);
  • заявление от родителей по установленной форме;
  • согласие владельца недвижимости на процедуру;
  • соглашение об аренде;
  • свидетельство о праве собственности и др.

На свидетельстве о рождении должна быть проставлена отметка о российском гражданстве. При оформлении временной прописки не требуется выписываться с предыдущего места жительства.

Ее отличие от постоянной регистрации в ограниченном сроке действия. Она выдается на определенное время, от нескольких месяцев до нескольких лет.

После истечения срока действия документа, ребенка необходимо заново зарегистрировать. Если процедура не выполняется повторно, то граждане должны в течение недели отправиться по постоянному месту жительства.

При оформлении регистрации для несовершеннолетнего требуется согласие от обоих родителей. Если один из законных представителей против, то для решения вопроса понадобится обратиться в суд.

  • Дистанционное обучение в школе: переход, во время карантина, заявление.
  • Перенос ЕГЭ на 29 июня, ОГЭ и вступительных экзаменов из-за коронавируса.
  • СанПиН: расписание в школе 2020-2021.
  • Санпин для школ: с изменениями 2020.
  • Карантин в школах Москвы 2020: окончание учебного года 15 мая.
  • Жалоба на директора школы: образец, от родителей.

Оформление временной прописки.

Перед тем, как оформить временную прописку ребенку, нужно подготовить все документы и заручиться согласием собственника объекта недвижимости.

Бумаги передаются в органы ФМС по месту пребывания. Госслужащие должны в течение 3 дней проверить информацию, после чего выдать документ о временной регистрации.

Заявление на получение прописки также оформляется через Госуслуги и МФЦ. В обоих случаях срок получения услуги будет продлен. Удостоверение о временной регистрации выдается в МФЦ или отделении ФМС.

Последствия для собственника.

В законодательстве указывается, что ребенок, не достигший 14 лет, должен проживать совместно с родителями. Если у одного из них временная прописка, то он может оформить ее и для ребенка. Согласия владельца для этого не требуется.

Поэтому многих собственников недвижимости, сдающих ее в аренду, волнует вопрос, если оформлена временная прописка ребенка последствия будут ли касаться их собственности.

Важно! Определенный риск для владельца жилья существует из-за того, что закон защищает в первую очередь права несовершеннолетнего. Если в квартире или доме зарегистрирован, даже временно, ребенок, с ней не могут проводиться сделки купли-продажи.

При заключении договора о найме важно прописывать этот момент в соглашении. Так, если временная регистрация несовершеннолетнего закончилась, но его родители не имеют постоянной прописки на территории РФ, то через суд она может быть продлена.

Для выписки ребенка необходимо предоставить информацию о том, куда он направляется, в противном случае снять с регистрационного учета несовершеннолетнего не получится.

Владелец недвижимости не может распоряжаться жильем по собственному усмотрению до момента, пока в нем прописаны несовершеннолетние.

При этом никаких имущественных прав на недвижимость при временной регистрации у ребенка не возникает.

После достижения совершеннолетия гражданина собственник квартиры или дома имеет право выписать посторонних лиц без их согласия, в том числе в судебном порядке.

Основной риск владельца дома или квартиры заключается и в том, что родители, если истек срок их временной регистрации, а у ребенка нет, смогут ее продлить на законных основаниях как родственники несовершеннолетнего, без согласия собственника.

Наказание за фиктивную прописку.

Законодательством предусмотрено наказание за фиктивную регистрацию ребенка. Некоторые родители, желая попасть в определенное учебное заведение, делают временную прописку несовершеннолетнему по району его местонахождения.

За это действие предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Причем, наказание понесут как родители несовершеннолетнего, так и хозяин жилья, предоставивший фиктивную регистрацию.

Размер штрафа достигает от 100 до 500 тыс. рублей (Закон № 376-ФЗ от 21.12.2013). Уголовная ответственность предусматривает лишение свободы до года.

Как попасть в школу без прописки.

Заключение.

Переезд на новое место жительства предусматривает обязательную регистрацию, в том числе и несовершеннолетних. Она выполняется в течение 90 дней после прибытия, в противном случае предусмотрено административное наказание.

При необходимости можно оформить временную регистрацию, в том числе и несовершеннолетнему. Такая прописка позволяет получить ребенку медицинскую помощь, записаться в школу или детский сад, оформить социальные пособия. Ее отличие от постоянной заключается в сроке действия, который не превышает 5 лет.

Основным риском для собственника жилья, где временно прописывается ребенок, заключается в том, что выписать его, даже в судебном порядке, будет гораздо сложнее, чем взрослых.

Чем грозит временная прописка ребенку — собственнику жилья. Эксперты сайтаНаталья Шереметева Эксперты сайта Задать вопрос Наталья Сергеевна Шереметева — главный редактор портала Права семей.
Окончила бакалавриат Государственного Университета Управления г.Москва в 2000 году — специализация «Менеджмент».
Магистратура ГУУ в 2002г. — специализация «Юриспруденция».

Что такое новая система капитального ремонта многоквартирных домов?

Москва в 2015 году переходит на новую систему финансирования капитального ремонта. Теперь собственники квартир при помощи взносов будут сами формировать фонд, за счет которого и будет впоследствии ремонтироваться их дом. Ведь в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Жилищным кодексом РФ бремя расходов по надлежащему содержанию многоквартирного дома (в т.ч. его капитальный ремонт) несут собственники помещений в доме.

Новая система капитального ремонта позволит обеспечить безопасность и комфортность проживания граждан, поддержать достойный уровень эксплуатационных характеристик многоквартирных домов, а главное гарантировано получить капитальный ремонт дома, не позже сроков установленных региональной программой.

Что такое фонд капитального ремонта?

Ежемесячные взносы собственников помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта дома, своего рода «копилку». В нее, по решению общего собрания также могут поступать доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования общего имущества. Например, деньги, вырученные от размещения в подъездах рекламной информации.

Сколько предстоит платить?

Размер взносов на капремонт определяется для каждого региона индивидуально. В Москве установлен минимальный размер взноса на капремонт — 17 руб. с 1 кв.м. общей площади помещения в месяц. (п. 2 Постановления Правительства Москвы от 29.12.2014 № 833-ПП «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы»).

Кто должен платить за капитальный ремонт?

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт лежит на всех собственниках помещений в многоквартирном доме. Такая обязанность возникает с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Платят:

— собственники жилых и нежилых помещений. При этом год постройки дома значения не имеет.

Не платят:

— собственники домов, признанных аварийными;

— собственники многоквартирных домов, в которых имеется менее чем три квартиры;

— собственники домов, в отношении которых определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов;

— наниматели жилья.

Какие виды работ могут выполняться в доме за счет накопленных средств?

Список работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных. Исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт

1. Ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения.

2. Ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения.

3. Ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения.

4. Ремонт внутридомовых инженерных систем водоснабжения (горячего и холодного водоснабжения).

5. Ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения (канализации).

6. Ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт.

7. Ремонт крыши.

8. Ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.

9. Ремонт фасада.

9(1). Замена оконных блоков, расположенных в помещениях общего пользования в многоквартирном доме.

(п. 9(1) введен постановлением Правительства Москвы от 20.12.2016 N 892-ПП)

10. Ремонт фундамента.

11. Ремонт внутридомовой системы дымоудаления и противопожарной автоматики, ремонт пожарного водопровода.

12. Ремонт или замена мусоропровода, расположенного в местах общего пользования в многоквартирном доме.

(в ред. постановления Правительства Москвы от 23.12.2015 N 934-ПП)

13. Ремонт или замена внутреннего водостока.

14. Разработка и проведение экспертизы проектной документации, в том числе авторский надзор за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, научное руководство проведением указанных работ в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, осуществление строительного контроля, проведение оценки соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов».

(в ред. постановления Правительства Москвы от 06.07.2016 N 390-ПП)

Обратите внимание! Обязательный перечень работ (услуг) по капитальному ремонту домов в Москве расширен, в отличие от перечня предложенного Жилищным кодексом РФ.

Что такое региональная программа капитального ремонта?

Региональная программа капитального ремонта общего имущества – это программа проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов, расположенных на территории города Москвы. Программа рассчитана на 30 лет (с 2015 – 2044 гг.) и подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

Данная программа включает в себя:

1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных аварийными, домов, в отношении которых определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов, а также домов, количество квартир в которых менее трех.

2) перечень работ по капитальному ремонту;

3) плановый период проведения капитального ремонта;

Региональная программа капитального ремонта утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 № 832-ПП «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы». Программа доступна для ознакомления на сайте Департамента капитального ремонта города Москвы ( www.dkr.mos.ru).

Как определяется очередность проведения капитального ремонта МКД?

Очередность проведения капитального ремонта в конкретных домах определяется исходя из следующих критериев:

— продолжительность эксплуатации инженерных систем и конструктивных элементов дома с момента ввода в эксплуатацию или предыдущего ремонта;

— оценка технического состояния инженерных систем и конструктивных элементов дома, получаемой по результатам мониторинга и с учётом установленных межремонтных сроков.

Какие предусмотрены способы накопления средств на капитальный ремонт?

Предусмотрено два варианта накопления:

1) На счете Фонда капитального ремонта – специально созданной Правительством Москвы организации для накопления средств собственников и организации капитального ремонта

2) На специальном счете в банке, открытом для конкретного дома.

Хотя часто первый способ накопления называют «общий котел», учет платежей собственников ведется в Фонде по каждой квартире. Собственникам не нужно заниматься организацией ремонта: Фонд берет на себя в полном объеме организацию проведения капитального ремонта в сроки, установленные региональной программой: привлекает подрядные организации, контролирует качество и сроки работ, принимает выполненные работы, несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств подрядными организациями. Поступления в Фонд расходуются на капитальный ремонт одних домов за счет других по принципу «кассы взаимопомощи», в порядке очередности, установленной региональной программой капитального ремонта.

При выборе второго способа накопления, собственники могут открыть специальный счет в российском банке из списка опубликованного на сайте Центробанка РФ (http://www.cbr.ru/credit/listfz.asp). Перечень операций с деньгами на специальном банковском счете строго регламентирован. При накоплении средств на спецсчете в банке собственники самостоятельно выбирают исполнителя работ по капитальному ремонту и заключают с ним договор. Капитальный ремонт при таком способе накопления проводится либо в сроки, установленные региональной программой, либо если это необходимо – досрочно, при достаточности средств на счете или с привлечением кредита.

ВАЖНО! Независимо от способа накопления:

1) капитальный ремонт должен быть выполнен не позднее сроков, установленных в региональной программе.

2) учет внесенных средств на капитальный ремонт и задолженности ведется по каждому лицевому счету жителя.

Владельцы специального счета.

Собственники должны выбрать владельца спецсчета. Им может быть УК, ТСЖ, ЖСК, ЖК или Фонд капитального ремонта (региональный оператор).

Что необходимо знать о специальном счете?

— право собственника помещения в многоквартирном доме на долю денежных средств, находящихся на специальном счете, следует судьбе права собственности на такое помещение (ч. 3 ст. 36.1 ЖК РФ);

— собственник помещения в многоквартирном доме не вправе тре­бовать выделения своей доли денежных средств, находящихся на специальном счете (ч. 5 ст. 36.1 ЖК РФ);

— при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю такого помещения переходит доля в праве на денежные средства, находящиеся на специальном счете (ч. 4 ст. 36.1 ЖК РФ).

— денежные средства специального счета не могут расходоваться на капитальный ремонт других многоквартирных домов;

— на денежные средства специального счета не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца этого счета (кроме обязательств по договорам выполнения работ при проведении капитального ремонта в доме);

— денежные средства, находящиеся на специальном счете, не включаются в конкурсную массу.

— права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, принадлежат собственникам помещений в МКД.

— контроль за целевым использование средств, находящихся на специальном счете, регламентируется Жилищным кодексом РФ и возложен на банк-держатель специального счета, орган государственного жилищного надзора.

Что предстоит собственникам решить на общем собрании в случаи выбора ими специального счета в качестве способа формирования фонда капитального ремонта?

В случае, если формирование фонда капитального ремонта будет осуществляться на специальном банковском счете, собственники должны определить на общем собрании:

1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;

3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;

4) владельца специального счета;

5) кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет.

Обращаем внимание! Способ накопления средств на капитальный ремонт собственники выбирают самостоятельно на общем собрании. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 голосов от их общего количества (часть 1 статьи 46, п. 1, 1.1, части 2 статьи 44 ЖК РФ).

Каков срок принятия решений о выборе способа накоплений на капремонт?

С выбором собственники должны определиться и успеть реализовать выбранный способ до 1 июня 2015 года. (п. 4.1 Постановления Правительства Москвы от 29.12.2014 № 833-ПП «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы»).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если собственники самостоятельно не выберут способ накопления и (или) не смогут реализовать свое право до 1 июня 2015 года, то их взносы будут поступать на счет Фонда капитального ремонта!

Необходимо помнить, что за один месяц до окончания установленного срока для выбора способа формирования фонда капитального ремонта (если жильцы МКД к этому времени не выбрали его самостоятельно) орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений для принятия такого решения.

Срок начала оплаты взносов на капитальный ремонт для собственников квартир в Москве наступит в июле 2015 года.

Можно ли изменить способ накопления средств на капитальный ремонт?

Способ накопления может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников.

В случае, если на проведение капитального ремонта предоставлен и не возвращен кредит, заем или имеется подлежащая погашению за счет фонда капитального ремонта задолженность по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, изменение способа накопления в отношении этого многоквартирного дома допускается при условии полного погашения такой задолженности.

В случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа решением общего собрания должны быть определены:

— размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт;

— перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

— сроки проведения капитального ремонта;

— владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.

ВАЖНО! Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через три месяца после направления региональному оператору решения общего собрания собственников.

Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора вступает в силу через один месяц после направления владельцу специального счета решения общего собрания собственников об изменении способа формирования фонда капитального ремонта.

Сохраняются ли льготы и субсидии?

Да, сохраняются! Введение платы за капремонт не отразится на положении малообеспеченных и льготных категорий граждан. Так как взнос на капремонт входит в состав платы за жилое помещение, то на него распространяются действующие льготы (для льготных категорий) и субсидии (для малообеспеченных граждан).

Более того, при такой гарантированной государственной поддержке право на получение субсидии может возникнуть у граждан, которые до введения обязательного взноса на капитальный ремонт не были получателями субсидий, если их расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг, включая взнос на капитальный ремонт, превысят установленную в регионе максимально допустимую долю в совокупном доходе семьи.

Раньше, когда плата за капитальный ремонт не была обязательной, она не включалась в размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, который используется для определения прав граждан на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. То есть собрание собственников устанавливало плату за капитальный ремонт, но не учитывалось положение граждан с низкими доходами, никто не оказывал им поддержки.

Теперь Жилищным кодексом предусмотрена поддержка собственников квартир с низкими доходами при внесении обязательных взносов на капитальный ремонт. Одновременно с внесением в Жилищный кодекс норм, связанных с обязательностью для собственников помещений взноса на капитальный ремонт, внесено специальное дополнение, согласно которому расходы собственников жилых помещений на уплату взноса на капитальный ремонт (исходя из установленного минимального размера взноса) включаются в размер расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, по которым может быть предоставлена субсидия на оплату жилого помещений и коммунальных услуг.

Поэтому введение обязательного взноса на капитальный ремонт в установленном минимальном размере не должно привести к ухудшению финансового положения собственников – граждан с низкими доходами, которые уже получают субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. За счет взносов увеличится ежемесячная плата граждан с низкими доходами, но соответственно будет увеличен размер субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

Кому могут быть предоставлены льготы по оплате взносов на капитальный ремонт?

Льготы на оплату капитального ремонта предоставляются тем категориям граждан, которые в соответствии с законодательством РФ и города Москвы имеют право на льготы по оплате содержания и ремонта жилого помещения.

Когда начнут ремонтировать первые дома?

Ожидается, что в Москве первые дома по новым правилам начнут ремонтировать уже в середине 2015 года.

Когда возникает обязанность вносить обязательные взносы на капитальный ремонт?

Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт возникает с момента возникновения права собственности на помещение в многоквартирном доме. Но поскольку обязательные взносы на капитальный ремонт введены в Жилищный кодекс только недавно, возникновение этой обязанности связано с опубликованием региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов, в которую вошел многоквартирный дом.

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которую включен этот многоквартирный дом. Т.е. строка «капитальный ремонт» в квитанциях появится через шесть месяцев в июле, т.к. утверждена региональная программа в г. Москве 29 декабря 2014 г.

На что могут использоваться средства фонда капитального ремонта?

В соответствии с п.1 и п.2.1 постановления Правительства Москвы от 29.12.2014 № 834-ПП «Об учреждении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы» ФКР Москвы является региональным оператором капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории города Москвы, и действует в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами города Москвы.

В соответствии с ч.1 ст.170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) фонд капитального ремонта формируется за счет взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в МКД, пени, уплаченных собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходов, полученных от размещения средств фонда капитального ремонта, а также кредитных и (или) иных заемных средств, привлеченных собственниками помещений в МКД на проведение капитального ремонта общего имущества в МКД.

Средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, разработки проектной документации, оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам (ч.1 ст.174 ЖК РФ).

Денежные средства, полученные от собственников помещений в МКД, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих МКД.

Исчерпывающий перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт (17 рублей на кв. м общей площади жилого (нежилого) помещения в МКД в месяц), закреплен в ч.1 ст.166 ЖК РФ и постановлении Правительства Москвы от 29.12.2014 № 833-ПП «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы».

Особенности продления срока содержания под стражей и восстановление пропущенного срока

Сроки заключения под стражу установлены статьей 109 УПК РФ.

Согласно данной статье содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца. Этот срок исчисляется с момента заключения лица под стражу до направления прокурором уголовного дела в суд.

Однако срок содержания под стражей может быть продлен:

до 6 месяцев — если закончить предварительное следствие в срок не представляется возможным, при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения;

до 12 месяцев — в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту Российской Федерации (дознавателя с согласия прокурора субъекта РФ);

до 18 месяцев — в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей суда субъекта РФ (военного суда соответствующего уровня) по ходатайству следователя, внесенному с согласия в соответствии с подследственностью Председателя Следственного комитета Российской Федерации либо руководителя следственного органа другого соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Дальнейшее продление срока содержания под стражей не допускается. Обвиняемый, содержащийся под стражей, подлежит немедленному освобождению.

Ходатайство о продлении срока содержания под стражей должно быть представлено в суд по месту производства предварительного расследования либо месту содержания обвиняемого под стражей не позднее, чем за 7 суток до его истечения.

Не позднее чем через 5 суток со дня получения ходатайства судья должен принять одно из следующих решений:

о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и направления прокурором уголовного дела в суд (за исключением случая, предусмотренного ч. 6 ст. 109 УПК РФ, в которой говорится о том, что если после окончания предварительного следствия материалы уголовного дела были предъявлены обвиняемому и его защитнику позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, то по его истечении обвиняемый подлежит немедленному освобождению);


об отказе в удовлетворении ходатайства следователя и освобождении обвиняемого из-под стражи.

Срок содержания под стражей в период предварительного следствия исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления прокурором уголовного дела в суд.

В срок содержания под стражей засчитывается время:

задержания в качестве подозреваемого;

домашнего ареста;

принудительного нахождения в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, по решению суда;

в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его Российской Федерации.

На практике возникают случаи, когда продление срока содержания под стражей связано с окончанием расследования и необходимостью ознакомления сторон с материалами уголовного дела. Для этих случаев законодатель установил особые правила:

такие материалы должны быть представлены содержащемуся под стражей обвиняемому и его защитнику не позднее 30 сток до окончания предельного срока содержания под стражей. Если материалы уголовного дела предъявлены для ознакомления позднее, то по истечении срока содержания под стражей обвиняемый должен быть немедленно освобождению

если 30 суток для ознакомления с материалами уголовного дела обвиняемого и его защитника оказалось недостаточно, следователь с согласия руководителя следственного органа по субъекту Российской Федерации не позднее 7 суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбуждает ходатайство о продлении этого срока перед судом субъекта Российской Федерации. Предельный срок содержания обвиняемого под стражей применительно к подобным случаям законом не определен.

В случае повторного заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого по тому же уголовному делу, а также по соединенному с ним или выделенному из него уголовному делу срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени, проведенного подозреваемым, обвиняемым под стражей ранее.

Продление срока содержания под стражей.

Рассмотрение ходатайства следователя (дознавателя) о продлении срока содержания под стражей судом осуществляется в том же прядке, что и решение вопроса о заключении под стражу.

По нашему мнению, это стало возможным по следующей причине.

УПК РФ в ч. 3 ст.108 содержит требование, согласно которому следователь (дознаватель) должен прилагать к ходатайству материалы, обосновывающие ходатайство (копии постановлений о возбуждении уголовного дела и привлечении лица в качестве обвиняемого, копии протоколов задержания, допросов подозреваемого, обвиняемого, иные материалы о причастности лица к преступлению), но не материалы уголовного дела в целом. Поэтому судья не может знать имеются ли в материалах дела документы, на отсутствие которых ссылается следователь (дознаватель).

С одной стороны, в постановлении о рассмотрении ходатайства о заключении под стражу суд должен убедиться в достаточности данных об имевшем место событии преступления и о причастности к нему подозреваемого. С другой — суд не вправе входить в обсуждение вопроса о виновности лица в инкриминируемом преступлении (п.19).

Как представляется, соблюсти баланс между этими требованиями достаточно трудно. Мы полаем, что утверждение о наличии достаточных данных (читай – доказательств) о причастности лица к преступлению можно толковать как установленную его виновность в совершении этого преступления.

Кроме того, в случае продления срока содержания лица под стражей, так же как и при избрании данной меры пресечения, суд должен указать конкретные обстоятельства, обосновывающие продление срока, а также доказательства, подтверждающие наличие этих обстоятельств (п.12).

Рассмотрение ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей в его отсутствие не допускается, за исключением случаев его нахождения на стационарной судебно-психиатрической экспертизе и иных обстоятельств, исключающих возможность его доставления в суд. При этом участие защитника обвиняемого в судебном заседании является обязательным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *