Где взять кредит на погашение других кредитов?

Досудебное урегулирование — в обязательном порядке

А. Еслямова,

судья СМЭС

Северо-Казахстанской области

С 2015 года с введением в действие закона о внесении дополнений в законодательство по вопросам дальнейшего упрощения отправления правосудия претерпели изменения нормы о досудебном урегулировании споров.

Под термином «досудебный порядок урегулирования споров» принято понимать закрепление в договоре или законе условий о направлении претензии или иного письменного уведомления от одной спорящей стороны другой, установление сроков для ответа и других условий, позволяющих разрешить конфликт без обращения в суд.

Досудебный (претензионный) порядок урегулирования экономических споров представляет собой взаимные действия сторон, направленные на разрешение возникших разногласий без вмешательства судебных органов.

С введением в действие Закона РК от 17 ноября 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего упрощения отправления правосудия, снижения бюрократических процедур» претерпели изменения положения ст. 30 ГПК РК (ныне 27) в части предъявления исков в специализированные межрайонные экономические суды с обязательным соблюдением истцом предусмотренного договором либо законодательством страны досудебного порядка урегулирования спора.

Ранее существовавшая норма обязательного досудебного урегулирования имущественных споров, сторонами в которых являются юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, была исключена из норм процессуального кодекса Законом РК от 11 июля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам судопроизводства». Это позволило лицам, чьи имущественные интересы и права оказались нарушенными, обращаться в суд с исковым заявлением сразу, как только им стало известно об этих нарушениях, не принимая мер по досудебному урегулированию споров.

Однако нормы ст.ст. 152 и 279 ГПК РК, предусматривающие, что судья возвращает исковое заявление, а суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если истцом не соблюден досудебный порядок, установленный законодательством для данной категории дел, обязательный порядок предварительного досудебного разрешения спора и возможность этого порядка не утрачена, были сохранены, в связи с чем на практике досудебное урегулирование споров действовало и применялось, поскольку этот порядок ни одним из нормативных актов не запрещен.

Более того, ряд действующих законодательных актов и отдельных нормах прямо обязывает заинтересованные стороны к предъявлению претензии. В частности, ст. 706 ГК РК «Претензии и иски по перевозкам грузов» содержит требование, что до предъявления иска к перевозчику груза обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном законодательными актами.

Необходимо также сказать еще об одном случае, когда соблюдение такого порядка необходимо. Речь идет об изменении и расторжении договора. По общему правилу, предусмотренному ст. 401 ГК РК, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК, другими законодательными актами или договором.

Обязательным условием изменения или расторжения договора по решению суда является соблюдение специальной досудебной процедуры урегулирования спора непосредственно между сторонами по договору. Сущность процедуры досудебного урегулирования изложена в ст. 402 ГК РК. Согласно указанной норме заинтересованная сторона до обращения в суд должна направить другой стороне предложение изменить или расторгнуть договор.

Иск может быть заявлен в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в 30-дневный срок, если иной срок не предусмотрен законом, договором или не содержался в предложении изменить или расторгнуть договор.

Законодатель в отдельных случаях предусмотрел правовые нормы для подготовки претензий по отдельным категориям споров. Например, для предъявления претензии по договору поставки, основания для которой обычно возникают в случае поставки некачественных или некомплектных товаров, а также задержки поставки, служат соответствующие нормы законодательства, которыми предусмотрено, что претензия должна быть предъявлена в письменной форме и содержать конкретные документально подтвержденные обстоятельства, послужившие основанием для предъявления претензии, а также ссылка на соответствующие нормативные акты, конкретные требования заявителя, сумму претензии и ее расчет, если претензия содержит денежные требования, предупреждение о том, что в случае неудовлетворения поставщиком претензии или неполучения ответа к указанному сроку получатель обратится с соответствующим исковым заявлением в суд.

В ответе на претензию должны быть указаны: при полном или частичном удовлетворении претензии — признанная сумма, номер и дата платежного поручения на перечисление этой суммы или срок и способ удовлетворения претензии, если она не подлежит денежной оценке; при полном или частичном отказе в удовлетворении — мотивы отказа со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты и иные документы, обосновывающие отказ; перечень прилагаемых документов на претензию, а также других доказательств. Отправка ответа на претензию производится в том же порядке, что и самой претензии.

Безусловно, заявителю желательно, чтобы предъявленная претензия была удовлетворена без судебного разбирательства. Однако очень важно получить и письменный ответ на неудовлетворенную предъявленную претензию, в котором бы поставщик признавал требование получателя товара законным. В этом случае получатель имеет возможность удовлетворить свои требования на основании судебного приказа.

Многие организации по-прежнему не придают особого значения претензионному (досудебному) порядку разрешения споров. Такое становится возможным во многом благодаря тому, что руководители либо не понимают значения досудебной переписки, либо считают ее необязательной. А между тем в случае несоблюдения претензионного порядка, если таковой предусмотрен законом, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения.

В итоге можно сказать, что не рекомендуется пренебрегать возможностью урегулировать разногласия миром, ведь подача искового заявления — дело хлопотное и весьма затратное. А ведь нередко грамотно составленная досудебная претензия способна убедить даже самого злостного нарушителя исполнить свои обязательства. Следовательно, досудебная претензия может сэкономить немало денежных средств.

Таким образом, досудебное урегулирование хозяйственных споров между юридическими лицами и иными субъектами частного предпринимательства имеет все основания для его максимального использования в предпринимательской деятельности и в ряде случаев помогает избежать ненужных судебных расходов и траты времени.

Содержание

Банки, которые дают кредит на погашение других кредитов

Услуга рефинансирования позволяет взять новый кредит, чтобы погасить уже имеющийся (или имеющиеся). Таким образом, можно или объединить имеющие займы, или вернуть уже имеющийся на более выгодных условиях.

Сортировать

Сравнить

0 — 0 отзывов Рефинансирование

Ставка Ставка от 9.9 % Сумма Сумма 0.05 — 3 млн. р. Срок Срок 12 — 84 мес. Возраст Возраст 65 — 23 лет Сравнить

Решение по рефинансированию за 5 минут. До 5 кредитов в один.

Получить на сайте Промсвязьбанка 133 заявки одобрены 27.05

Решение по рефинансированию за 5 минут. До 5 кредитов в один.
Сравнить

0 — 0 отзывов Рефинансирование

Ставка Ставка от 7.9 % Сумма Сумма 0.05 — 3 млн. р. Срок Срок 13 — 84 мес. Возраст Возраст 65 — 22 лет Сравнить

Размер дохода от 15 000 ₽ в месяц. Объединим несколько кредитов в один. Минимальная ставка — при оформлении страхования жизни.

Получить на сайте Росбанка 322 заявки одобрены 27.05

Размер дохода от 15 000 ₽ в месяц. Объединим несколько кредитов в один. Минимальная ставка — при оформлении страхования жизни.
Сравнить

0 — 0 отзывов Рефинансирование

Ставка Ставка от 9.9 % Сумма Сумма 0.02 — 5 млн. р. Срок Срок 12 — 60 мес. Возраст Возраст 68 — 21 лет Сравнить

1 минута — время принятия решения. Увеличьте или уменьшите срок кредита. Объедините все кредиты в один.

Получить на сайте МТС Банка 280 заявок одобрено 27.05

1 минута — время принятия решения. Увеличьте или уменьшите срок кредита. Объедините все кредиты в один.

Сравнить

1 — 2 отзыва Рефинансирование

Ставка Ставка от 8.99 % Сумма Сумма 0.09 — 2 млн. р. Срок Срок 13 — 60 мес. Возраст Возраст 67 — 23 лет Сравнить

Решение за 5 минут. Минимальная ставка — при страховании жизни. Без страховки ставка: + 3-4%

Получить на сайте Райффайзенбанка 24 заявки одобрены 27.05

Решение за 5 минут. Минимальная ставка — при страховании жизни. Без страховки ставка: + 3-4%
Сравнить

0 — 0 отзывов Рефинансирование

Ставка Ставка от 7.7 % Сумма Сумма до 5 млн. р. Срок Срок 12 — 84 мес. Возраст Возраст от 21 лет Сравнить

Решение за 2 минуты. Минимальный среднемесячный доход заемщика: 10 000 руб. Возраст от 21 года.

Получить на сайте Альфа-Банка 263 заявки одобрены 27.05

Решение за 2 минуты. Минимальный среднемесячный доход заемщика: 10 000 руб. Возраст от 21 года.
Сравнить

0 — 0 отзывов Рефинансирование

Ставка Ставка от 7.9 % Сумма Сумма 0.03 — 15 млн. р. Срок Срок 24 — 84 мес. Возраст Возраст 75 — 21 лет Сравнить

Рефинансирование кредитов других банков. Нужен паспорт и справка 2-НДФЛ за 6 мес.

Получить на сайте Уральского Банка Реконструкции и Развития 64 заявки одобрены 27.05

Рефинансирование кредитов других банков. Нужен паспорт и справка 2-НДФЛ за 6 мес.
Сравнить

2 — 3 отзыва Рефинансирование

Ставка Ставка от 8.5 % Сумма Сумма 0.05 — 5 млн. р. Срок Срок 24 — 60 мес. Возраст Возраст от 21 лет Сравнить

8,5% на первый год.Решение за 3 минуты. Учитывают все доходы.

Получить на сайте банка «ФК Открытие» 29 заявок одобрено 27.05

8,5% на первый год.Решение за 3 минуты. Учитывают все доходы.
Сравнить

0 — 0 отзывов Рефинансирование

Ставка Ставка от 6.9 % Сумма Сумма 0.1 — 2 млн. р. Срок Срок 13 — 84 мес. Возраст Возраст 70 — 23 лет Сравнить

Ставка от 6.9% — при заключении договора страхования. Без страховки — от 13.9%

Получить на сайте банка Уралсиб 111 заявка одобрена 27.05

Ставка от 6.9% — при заключении договора страхования. Без страховки — от 13.9%
Сравнить

0 — 0 отзывов Рефинансирование ВТБ

Ставка Ставка от 8.9 % Сумма Сумма 0.05 — 5 млн. р. Срок Срок 6 — 84 мес. Возраст Возраст 70 — 21 лет Сравнить

Переведите в ВТБ до 6 кредитов и кредитных карт других банков. До 3% скидка к ставке с Мультикартой ВТБ с опцией «Заёмщик».

Получить на сайте банка «ВТБ 24» 176 заявок одобрено 27.05

Переведите в ВТБ до 6 кредитов и кредитных карт других банков. До 3% скидка к ставке с Мультикартой ВТБ с опцией «Заёмщик».
Сравнить

0 — 0 отзывов Рефинансирование

Ставка Ставка от 12.9 % Сумма Сумма 0.03 — 3 млн. р. Срок Срок 3 — 60 мес. Возраст Возраст 65 — 21 лет Сравнить

Превратите несколько кредитов в один. Справка о доходах — только если хотите взять дополнительную сумму более 300 000 ₽.

Получить на сайте Сбербанка России 165 заявок одобрено 27.05

Превратите несколько кредитов в один. Справка о доходах — только если хотите взять дополнительную сумму более 300 000 ₽.

Зачем стоит брать новый кредит на погашение старого?

Брать новый кредит на погашение долгов стоит, если выплачивать оригинальный займ проблематично (например, если снизился уровень жизни). Новый выдаётся на улучшенных условиях — на более продолжительный срок и при более выгодной процентной ставке. В итоге нагрузка на заемщика снижается, выплаты становятся более простыми. Если кредитов изначально было несколько, вместо всех них придётся платить только проценты по одному.

Когда резонно рефинансирование

Рефинансирование целесообразно, когда оно позволит действительно снизить нагрузку, позволит совершать выплаты в более удобном режиме, понизить размер ежемесячных платежей. Если оно не приведёт к выгоде и экономии, то в нём нет смысла.

Как рассчитать проценты по кредиту и собственную выгоду при рефинансировании?

Чтобы рассчитать свою выгоду:

  • посчитайте, сколько будет выходить каждый месяц по выплатам по кредитам, которые оформлены на вас сейчас;
  • посчитайте, сколько будет выходить каждый месяц по новому кредиту;
  • вычтите первое из второго.

Если выйдет достаточно заметная сумма, то выгода однозначна.

Выгодно ли кредитным учреждениям перекредитование?

Банкам перекредитование, как правило, выгодно. Если вы перекредитуетесь в стороннем кредитном учреждении, то это позволит этому учреждению получить прибыль за счёт других банков. И даже если вы оформляете рефинансирование в том же месте, где брали основной кредит, то учреждение повышает шанс того, что вы выплатите свою задолженность, а в итоге всё равно получит приблизительно такую же сумму, пусть и в более продолжительный период времени.

Сколько кредитов суммарно можно объединить?

Ответ на этот вопрос зависит напрямую от банка, с которым вы собираетесь работать. Обычно жестких ограничений нет, всё зависит скорее от общей суммы. Некоторые кредитные учреждения позволяют объединить хоть десять кредитов, главное, чтобы общая сумма была до определённого размера. Иногда сумма скромнее, от 3 до 5.

Варианты кредита на погашение задолженностей в других банках

Есть два основных варианта, как может осуществляться рефинансирование.

  • Наличными. Вы просто получаете необходимую сумму наличными, после чего самостоятельно гасите сформировавшиеся у вас задолженности.
  • На счет банка-кредитора. Средства в необходимом объёме перечисляются напрямую на счёт банка или банков, которые выдали вам первоначальные кредиты. Кредит (или кредиты) полностью гасится, но у вас нет возможности самостоятельно распоряжаться полученными средствами. Фактически, это просто способ, как перевести кредит в другой банк.

Недостатки кредита на погашение другого

Хотя в общем и целом этот подход имеет, преимущественно, одни плюсы, можно выделить всё же и несколько характерных минусов, которые для кого-то могут быть неудобными.

  • Заемщик не получает на руки наличных денег. Не выйдет распорядиться деньгами самостоятельно. Всё до последней копейки уйдёт на погашение долга. Не выйдет расплатиться в удобном формате или разбить платежи на удобные сегменты.
  • Сроки. Хотя кредит будет удобнее выплачивать, процесс растянется на более продолжительный период времени. В итоге вам не удастся быстрее разделаться с задолженностью, нужно будет уделять ей больше времени, чем хотелось бы.

Основные достоинства рефинансирования

Теперь рассмотрим основные плюсы, которые имеются у такого подхода.

  • Возможность погашения нескольких займов одним кредитом. Не нужно платить сразу несколько кредитов, не нужно отслеживать, каков размер задолженности, сразу в нескольких банках. Всё в одном месте, с одной процентной ставкой, просто и понятно.
  • Перекредитование по более низкой процентной ставке. Хотя общие переплаты и могут быть такими же, однократные переплаты всегда заметно меньше.
  • Увеличение срока займа. Можно растянуть процесс выплаты задолженности, что означает, что на каждый отдельный месяц придётся меньшая сумма выплат.
  • Снятие залогового бремени с имущества. Если один из кредитов, что вы оформляли, предполагал оформление залога, после рефинансирования залог будет снят.

Как оформить кредит для погашения задолженности

Процесс оформления кредита подобного типа несильно отличается от процесса оформления обычного кредита. Рассмотрим шаг за шагом, что нужно для того, чтобы рефинансировать имеющуюся задолженность.

Что необходимо для процесса оформления

Оформить кредит для закрытия других кредитов можно в несколько простых, но важных этапов.

  • Изучение предложений о перекредитовании на банковском рынке. Сначала надо выбрать, какое из предложений, имеющихся на рынке, позволит вам с максимальной выгодой перекрыть имеющуюся задолженность и уменьшить количество ежемесячных выплат. Считается, что выгода должна быть не менее 2% от общей суммы задолженности.
  • Обращение в банк. Нужно максимально детально предоставить информацию о мотивах оформления рефинансирования, предоставить полный комплект документов, оформить заявления по необходимой форме и, если нужно, предоставить данные о кредитах, имеющихся в других банках.
  • Требования к заемщику. Необходимо убедиться, что вы соответствуете требованиям, которые налагает банк, предоставляющий программу рефинансирования.
  • Пакет необходимых документов. Если вы берёте кредит по причине снижения уровня платежеспособности, необходимо предоставить документальные подтверждения факта снижения кредитоспособности, например, трудовая книжка с записью об увольнении или свидетельство о рождении ребёнка.
  • Погашение первоначальной задолженности после получения нового кредита. Это нужно сделать, если по кредитному договору предусмотрена возможность досрочного погашения. Учтите, что общий уровень комиссий и переплат должен не превышать ваш уровень выгоды.

Рефинансирование потребкредитов других банков

Часто можно пересмотреть ставку и срок выплаты в том же банке, в котором вы изначально взяли задолженность. Но чаще всего за рефинансированием обращаются в какое-либо другое финансовое учреждение.

Где искать кредит для погашения других кредитов и займов

Выбирать, где взять кредит, стоит на своё усмотрение, сопоставляя потенциальные выгоды и выбирая оптимальный для вас вариант. Предпочтение стоит отдать банкам, где вы получаете зарплату, но потенциально взять кредит, чтобы погасить другие кредиты, можно почти в любом кредитном учреждении.

Банки, которые могут выдать кредит на погашение кредитов других банков

Вот несколько примеров крупных кредитных учреждений, которые идеально подходят для рефинансирования. Остальное можно найти на нашем сайте.

Ситибанк

Позволяет рефинансировать кредиты других банков по ставке, начинающейся от 11,9%. Максимальная сумма — до миллиона рублей, срок до 5 лет.

Сбербанк

Крупнейший банк страны может рефинансировать кредиты сторонних учреждений по ставке, начинающейся от 12,9% на срок до 5 лет при общей сумме до 3 миллионов рублей. Всего может быть покрыто не более 5 кредитов.

Банк Восточный

Данное кредитные учреждение предлагает рефинансирование на достаточно выгодных условиях: ставка 14,9%, льготный период до 5 месяцев, сумма до 750 тысяч рублей, максимальная продолжительность до 5 лет.

Ренессанс Кредит

На момент написания данного материала у данного банка не имеется специализированного кредита, ориентированного на рефинансирование. Но для этих целей идеально подходит Онлайн–кредит, который позволяет взять до 700 тысяч рублей на срок до 5 лет под процентную ставку, начинающуюся всего лишь от 9,9%.

Тинькофф банк

Хотя Тинькофф для погашения кредита в другом банке и не выдаёт специализированных кредитов, предназначенных для рефинансирования долга, решение, которое он предлагает — это оформление кредитной карты с суммарным лимитом до 300 тысяч рублей. Её особенность — льготный период до 120 дней, в течение которых можно покрыть на выгодных условиях имеющиеся долги. Максимальная сумма, которую можно оформить — 300 тысяч рублей. Процентная ставка после льготного периода — от 12% годовых. Изучить отзывы о Тинькофф.

ОТП Банк

Данный банк позволяет взять кредит, прекрасно подходящий для рефинансирования, хотя официально являющийся обычным потребительским кредитом. Сумма может составлять до 10 миллионов рублей, процентная ставка начинается от 10,5%, максимальный срок выдачи — 10 лет.

ВТБ

Данный банк позволяет рефинансировать до 6 кредитов, выдав до 5 миллионов рублей на общий срок до 7 лет. Ставка, при этом, начинается всего лишь от 11%.

Банк Москвы

С недавних пор Банк Москвы объединился с ВТБ, потому, если вы хотели обратиться именно в Банк Москвы за рефинансированием, стоит обратить внимание на предыдущий пункт.

Росбанк

Максимальная сумма рефинансированияможет составить до 3 миллионов рублей, минимальная ставка — 11,9% (10,99% для зарплатников). Максимальный период рефинансирования — до 5 лет (до 7 лет у зарплатников).

Московский Кредитный Банк

Данный банк приятно отличается продолжительностью, на которую может быть оформлено рефинансирование— до 15 лет. В остальном условия относительно стандартные — до 3 миллионов рублей, ставка от 10,9%.

Газпромбанк

Ставка начинается от 10,8%, максимальная сумма составляет до 3 миллионов рублей, максимальный срок — до 7 лет.

Россельхозбанк

Это кредитное учреждение предлагаетдо 3 миллионов на рефинансирование при ставке от 10%. Можно одновременно рефинансировать до 3 кредитов на общий срок, достигающий 7 лет.

ЮниКредит Банк

Наиболее выгодным рефинансированиев этом банке будет, если вы получаете там зарплату. Процентная ставка будет начинаться от 12,9%, срок будет доходить до 7 лет, а сумма до 3 миллионов рублей.

Райффайзенбанк

Ставка начинается от 9,99% (со второго года), максимальная сумма равняется 2 миллионам рублей, срок доходит до 5 лет. Всего можно рефинансировать до 5 потребительских кредитов или кредитных карт.

Альфа-Банк

В данном банке на срок до 5 лет можно получить до 5 миллионов рублей при ставке, начинающейся от 10,99%.

Перекредитование юридических лиц

Помимо осуществления рефинансирования потребительских кредитов, банки могут работать с юридическими лицами. Но не всё так просто. Как мы увидим дальше, большинство популярных кредитных учреждений, специализировавшихся на этом направлении, более не работают.

На текущий момент не предлагает рефинансирование юрлицам.

Росэнергобанк

Раньше этот банк был одним из отличных вариантов, где оформить рефинансирование юрлицу, но, к сожалению, в данный момент он является банкротом.

Бинбанк

Теперь входящий в состав банка «Открытие», данный банк предлагает рефинансирование малому и среднему бизнесу под 8,7% годовых на срок до 5 лет и на максимальную сумму до 5 миллионов рублей.

Татфондбанк

У этого банка, который тоже был популярной точкой назначения для юрлиц, отозвана лицензия.

Также юрлицам кредиты такого типа выдают Сбербанк, Юникредит и ряд других банков.

Можно ли оформить рефинансирование в МФО?

Микрокредитные организации достаточно беспроблемно дают кредиты для погашения задолженностей в банках и МФО, хотя на увеличение срока или на выгодные проценты рассчитывать не приходится. Но обратиться с этой целью можно в любое МФО на ваше усмотрение. Их перечень можно найти на нашем сайте.

Где взять кредит для погашения микрозаймов?

Если вы не можете погасить микрозайм, стоит обратиться в другую МФО, оформить кредитную карту или попробовать взять кредит в традиционном банке.

Как поступать тем, кто не может оформить официальное перекредитование?

Если вы не можете претендовать на официальное перекредитование, необходимо попробовать обратиться в как можно большее количество сторонних банков. Хотя не все могут предложить одинаково выгодные условия, обязательно найдётся то кредитное учреждение, которое одобрит кредит для погашения кредита на новых условиях

Как быть, если нет средств для оплаты кредита?

Если кредит в принципе платить нечем и даже рефинансирование не помогает, следует честно обратиться в банк и проконсультироваться, что стоит делать в этом случае. Возможно, банк предложит приложить в качестве залога некое имущество или другие схемы погашения кредита, предложит, где взять деньги на погашение кредита. Помните, кредитное учреждение заинтересовано в том, чтобы получить свои деньги назад, а потому обязательно попробует найти компромисс.

Статья 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью

Указание Генпрокуратуры России N 797/11, МВД России N 2 от 13.12.2016 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности»

ч. 1 ст. 115, ст. 116.1, ч. 1 ст. 128.1.

5.2. Преступления, отнесение которых к перечню зависит от даты возбуждения уголовного дела:

ч. 1 ст. 116 (дата < 15.07.2016).

Федеральный закон от 03.07.2016 N 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности»

«2. Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 115 частью первой, 116.1 и 128.1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, считаются уголовными делами частного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Примирение допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора, а в суде апелляционной инстанции — до удаления суда апелляционной инстанции в совещательную комнату для вынесения решения по делу.»;

«Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 24.04.2020)

2. Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 115 частью первой, 116.1 и 128.1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, считаются уголовными делами частного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Примирение допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора, а в суде апелляционной инстанции — до удаления суда апелляционной инстанции в совещательную комнату для вынесения решения по делу.

Определение Конституционного Суда РФ от 09.02.2016 N 222-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Аксентьевой Светланы Аркадьевны на нарушение ее конституционных прав статьями 42, 131 и 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Во исполнение конституционного требования о защите прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений, федеральный законодатель, регламентируя порядок уголовного судопроизводства, определил в статье 20 УПК Российской Федерации виды уголовного преследования, которое в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке (часть первая). Так, к уголовным делам частного обвинения отнесены дела о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 115, частью первой статьи 116 и частью первой статьи 128.1 УК Российской Федерации, которые возбуждаются в отношении конкретного лица (лиц) не иначе как путем подачи потерпевшим, его законным представителем заявления в суд, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 части первой и частью четвертой статьи 147 УПК Российской Федерации (часть вторая статьи 20 и часть первая статьи 318 УПК Российской Федерации).

Указание Генпрокуратуры России N 65/11, МВД России N 1 от 01.02.2016 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности»

ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 128.1.

6. Преступления, по которым предварительное расследование производится в форме предварительного следствия:

все преступления, предусмотренные Особенной частью УК РФ, за исключением перечисленных в п. 1 настоящего Перечня.

Указание Генпрокуратуры России N 744/11, МВД России N 3 от 31.12.2014 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности»

ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 128.1.

5.2. Преступления, отнесение которых к перечню зависит от даты возбуждения уголовного дела:

ч. 1 ст. 129 (дата < 08.12.2011), ст. 130 (дата < 08.12.2011).

Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2013 N 19-П «По делу о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.К. Барабаш, А.Н. Бекасова и других и запросом Мурманской областной Думы»

Взаимосвязанные положения пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации не учитывают и специфику прекращения уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям по делам частного обвинения (часть первая статьи 115, часть первая статьи 116 и часть первая статьи 128.1 УК Российской Федерации), которые возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего (его законного представителя) и в случае примирения потерпевшего с обвиняемым подлежат прекращению (часть вторая статьи 20 и часть первая статьи 318 УПК Российской Федерации). При этом федеральный законодатель исходил из того, что такие преступления относятся к числу не представляющих значительной общественной опасности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2005 года N 7-П).

Указание Генпрокуратуры России N 52-11, МВД России N 2 от 15.02.2012 (ред. от 15.08.2012) «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности»

ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116.

5.2. Преступления, отнесение которых к перечню зависит от даты возбуждения уголовного дела:

ч. 1 ст. 129 (дата < 08.12.2011), ст. 130 (дата < 08.12.2011).

Определение Конституционного Суда РФ от 17.09.2013 N 1336-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сверловой Елены Леонидовны на нарушение ее конституционных прав положениями части второй статьи 20, статей 318, 319 и 321 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Как следует из представленных материалов, Е.Л. Сверлова обратилась к мировому судье судебного участка N 30 города Москвы с заявлением о привлечении к уголовной ответственности своего бывшего мужа, обвинив его в совершении преступления, предусмотренного частью первой статьи 115 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» УК Российской Федерации. Приговором от 29 июня 2012 года, постановленным по результатам судебного разбирательства, проведенного по ходатайству обвиняемого без его участия, он был оправдан за отсутствием в его действиях состава преступления, а гражданский иск потерпевшей оставлен без рассмотрения, поскольку, как отмечено в приговоре, по делу не имеется объективных доказательств, подтверждающих не только причинение подсудимым легкого вреда здоровью Е.Л. Сверловой, но даже факт нанесения ей побоев или совершения иных насильственных действий, причинивших потерпевшей физическую боль (часть первая статьи 116 УК Российской Федерации). Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с такой оценкой, оставив оправдательный приговор без изменения, а жалобы потерпевшей — без удовлетворения (постановление Нагатинского районного суда города Москвы от 10 декабря 2012 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 30 января 2013 года).

Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 N 7-П «По делу о проверке конституционности положений частей второй и четвертой статьи 20, части шестой статьи 144, пункта 3 части первой статьи 145, части третьей статьи 318, частей первой и второй статьи 319 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Законодательного Собрания Республики Карелия и Октябрьского районного суда города Мурманска»

Законодательное Собрание Республики Карелия в своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации утверждает, что названная норма, распространяющая порядок производства по делам частного обвинения на случаи умышленного причинения из хулиганских побуждений легкого вреда здоровью (часть вторая статьи 115 УК Российской Федерации) и нанесения побоев из хулиганских побуждений (часть вторая статьи 116 УК Российской Федерации), не позволяет обеспечить защиту прав и законных интересов потерпевших от таких преступлений, если они совершаются неизвестными им лицами, поскольку по делам частного обвинения предварительное расследование не проводится и потерпевшие вынуждены самостоятельно принимать меры по установлению личности виновного и его изобличению. Тем самым, по мнению заявителя, нарушается гарантируемое статьей 52 Конституции Российской Федерации право потерпевших на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных
лиц

Глава 19. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Статья 137. Право на обжалование

Комментируемой статьей закреплено безусловное право на обжалование ненормативных актов налоговых органов, а также действий (бездействий) должностных лиц налогового органа.

Право на обжалование может быть реализовано любым лицом только при условии соблюдения им установленного законом порядка обжалования. Порядок заключается в последовательности действий по реализации своего права на обжалование.

Абзацем 1 статьи 137 НК РФ любым лицам предоставляется право обжалования:

— актов ненормативного характера;

— действий или бездействия должностных лиц налоговых органов.

Условием для реализации права на обжалование является наличие субъективного мнения лица о том, что конкретные акты налоговых органов, действия или бездействие должностных лиц налоговых органов нарушают предоставленные ему права.

При применении статьи 137 НК РФ, необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

При толковании этих статей следует принимать во внимание, что понятие «акт» использовано в них в ином значении, чем в статьях 100, 101.1 (пункт 1) НК РФ.

При применении статей 137 и 138 НК РФ необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Кроме того, поскольку в НК РФ не установлено иное, налогоплательщик вправе обжаловать в суд требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование (Постановление Пленума ВАС Российской Федерации от 28 февраля 2001 года №5).

«Нормативные положения, содержащиеся в статьях 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи с положениями статей 29 и 198 АПК Российской Федерации не исключают обжалование в арбитражный суд решений (актов ненормативного характера) любых должностных лиц налоговых органов и, соответственно, полномочие арбитражного суда по иску налогоплательщика проверять их законность и обоснованность».

(Определение Конституционного суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 года №418-О).

Следует помнить, что с 1 января 2009 года станет обязательным досудебный порядок обжалования решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с пунктом 5 статьи 101.2 НК РФ (пункт 16 статьи 7 Федерального закона №137-ФЗ).

Налоговыми органами в Российской Федерации являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС) и его территориальные подразделения.

Второй частью статьи 137 НК РФ предусмотрена возможность обжалования нормативных правовых актов налоговых органов, то есть актов, создающих, изменяющих или отменяющих те или иные нормы права.

Основания для обжалования нормативных правовых актов могут быть различны:

§ несоответствие их Конституции Российской Федерации;

§ федеральным конституционным законам;

§ федеральным законам;

§ нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В зависимости от оснований обжалования устанавливается и его порядок. Нормативные акты налоговых органов обжалуются в судебном порядке посредством:

§ конституционного;

§ административного;

§ гражданского судопроизводства.

Обжалования налогоплательщиками или налоговыми агентами актов, действий или бездействия налоговых органов вытекает из гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на судебную защиту своих нарушенных прав. В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании статьи 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в Риме 4 апреля 1950 года) сформулирована конституционная норма и соответственно это право не может быть каким-либо образом быть ограничено:

— каждый гражданин имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела о защите своих гражданских прав;

— каждый гражданин считается невиновным, до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком.

Конституционное право человека также распространяется и на юридические лица.

О праве налогоплательщика обжаловать акты налоговых органов, а также действия (бездействие) их должностных лиц, также — смотрите статью 21 НК РФ.

Статья 138. Порядок обжалования

Налогоплательщику законодательно предоставлено право выбора порядка обжалования нарушенных прав. Общие вопросы порядка такого обжалования регулируются комментируемой статьей.

Конституционная гарантия права на судебную защиту, соответствующая общепризнанным принципам и стандартам международного права, позволяет одновременно обжаловать неправомерные по мнению налогоплательщика действия или бездействие, а также акты налоговых органов и в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), и в суд, более того, не исключает права на последующую подачу аналогичной жалобы в суд соответствующей юрисдикции.

В то же время отсутствие такого рода гарантий для должностных лиц налоговых органов и лишь формальная обязанность соблюдения ими законодательства Российской Федерации часто склоняют чашу весов в сторону ведомственных интересов, таким образом, ставя под сомнение объективность рассмотрения жалобы в рамках административного процесса.

Понятия «вышестоящий налоговый орган» и «вышестоящее должностное лицо», употребляемые в комментируемой статье, не тождественны, например, действия или бездействие налогового инспектора обжалуются не в вышестоящий налоговый орган, а его руководителю, то есть вышестоящему должностному лицу.

Обратите внимание!

Согласно пункту 5 статьи 101.2 НК РФ с 1 января 2009 года решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

Согласно пункту 3 статьи 9 НК РФ налоговыми органами являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Поэтому заявления о признании недействующими регулирующих налоговые отношения нормативных правовых актов, принятых другими органами, могут рассматриваться арбитражными судами лишь в тех случаях, когда возможность рассмотрения именно таких заявлений предусмотрена иными федеральными законами (пункт 8 Информационного письма президиума ВАС Российской Федерации от 13 августа 2004 года №80) (Приложение №124).

Пунктом 2 статьи 138 НК РФ установлена подведомственность тех или иных жалоб судам соответствующей юрисдикции.

Эта подведомственность зависит от статуса лица, обжалующего акты (в том числе нормативные) налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц. Так, если их обжалует организация или индивидуальный предприниматель, то исковое заявление подается в арбитражный суд. Порядок подачи искового заявления определяется АПК РФ.

Исковое заявление в арбитражный суд подается в порядке, установленном главой 14 АПК РФ. Исковое заявление подается в письменной форме с указанием необходимых реквизитов, установленных статьей 125 АПК РФ (Приложение №6).

О принятии искового заявления арбитражный суд выносит определение, которым возбуждается производство по делу.

В определении указывается на подготовку дела к судебному разбирательству, действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки их совершения.

Копии определения о принятии искового заявления к производству арбитражного суда направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после дня его вынесения.

Следует учитывать, что исковое заявление может быть оставлено без движения (статья 128 АПК РФ (Приложение №6)):

Арбитражный суд, установив при рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству, что оно подано с нарушением требований, установленных статьями 125 и 126 АПК РФ (Приложение №6), выносит определение об оставлении заявления без движения.

В определении арбитражный суд указывает основания для оставления искового заявления без движения и срок, в течение которого истец должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения.

Копия определения об оставлении искового заявления без движения направляется истцу не позднее следующего дня после дня его вынесения.

В случае, если обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, будут устранены в срок, установленный в определении арбитражного суда, заявление считается поданным в день его первоначального поступления в суд и принимается к производству арбитражного суда.

В случае, если указанные в части 2 статьи 128 АПК РФ (Приложение №6) обстоятельства не будут устранены в срок, установленный в определении, арбитражный суд возвращает исковое заявление и прилагаемые к нему документы в порядке, предусмотренном статьей 129 АПК РФ.

В соответствии со статьей 129 АПК РФ (Приложение №6) арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что:

1) дело неподсудно данному арбитражному суду;

2) в одном исковом заявлении соединено несколько требований к одному или нескольким ответчикам, если эти требования не связаны между собой;

3) до вынесения определения о принятии искового заявления к производству арбитражного суда от истца поступило ходатайство о возвращении заявления;

4) не устранены обстоятельства, послужившие основаниями для оставления искового заявления без движения, в срок, установленный в определении суда.

Арбитражный суд также возвращает исковое заявление, если отклонено ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера.

О возвращении искового заявления арбитражный суд выносит определение.

В определении указываются основания для возвращения заявления, решается вопрос о возврате государственной пошлины из федерального бюджета.

Копия определения о возвращении искового заявления направляется истцу не позднее следующего дня после дня вынесения определения или после истечения срока, установленного судом для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения, вместе с заявлением и прилагаемыми к нему документами.

Определение арбитражного суда о возвращении искового заявления может быть обжаловано.

В случае отмены определения исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения в арбитражный суд.

Возвращение искового заявления не препятствует повторному обращению с таким же требованием в арбитражный суд в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его возвращения.

Физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями, должны обжаловать акты (в том числе нормативные) налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, подачей искового заявления в суд общей юрисдикции.

ГПК РФ (глава 25) регулирует вопросы, связанные с предъявлением жалоб на действия государственных органов и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, в суды общей юрисдикции. В соответствии со статьей 254 ГПК РФ (Приложение №5) граждане и организации вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы. Граждане и организации вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, к должностному лицу. Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 — 27 ГПК РФ (Приложение №5). Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, должностного лица, решение или действие (бездействие) которых оспариваются.

Для обращения граждан в суд с иском, в соответствии со статьей 256 ГПК РФ устанавливаются следующие сроки:

«1. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

2. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления».

О принятии заявления к производству суд выносит определение, на основании которого возбуждается гражданское дело в суде первой инстанции. При этом суд, при наличии достаточных оснований, вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

Заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц рассматривается судом в течение десяти дней со дня его поступления в суд.

Признание незаконным решения о привлечении к налоговой ответственности влечет недействительность всех других актов налоговых органов, принятых на его основании.

Постановлением Президиума ВАС Российской Федерации от 4 октября 2005 года №7445/05 (Приложение №195) разъяснено, что налогоплательщик вправе оспорить нормативный правовой акт, принятый налоговым органом, несмотря на то что у него имеется возможность оспорить в судебном порядке конкретные действия налоговых органов, основанные на положениях такого акта.

Пункт 3 данной статьи предоставляет налогоплательщику возможность приостановить исполнение обжалуемых актов либо действия налоговых органов посредствам направления заявления в вышестоящий налоговый орган либо в суд.

Статья 139. Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу

Статья 139 НК РФ устанавливает трехмесячный срок для подачи жалобы в порядке подчиненности. Течение данного срока начинается со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Комментируемая статья устанавливает два вида жалоб: апелляционная жалоба и просто жалоба. При этом апелляционная жалоба должна подаваться до момента вступления в силу обжалуемого решения, а жалоба подается после вступления в силу обжалуемого решения в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления.

Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.

Жалобы налогоплательщиков рассматриваются:

На акты ненормативного характера, неправомерное действие или бездействие налоговых органов — вышестоящим налоговым органом;

Действия или бездействие должностных лиц налогового органа — вышестоящим должностным лицом данного или вышестоящего налогового органа;

Действия или бездействие должностных лиц налогового органа путем издания акта ненормативного характера — вышестоящим налоговым органом.

Жалоба на постановление о привлечении к административной ответственности:

Вынесенное налоговым органом в отношении организаций рассматриваются вышестоящим налоговым органом;

Вынесенное должностным лицом налогового органа в отношении физического лица рассматриваются вышестоящим должностным лицом данного или вышестоящего налогового органа.

Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба предоставляется в письменной форме.

Документы, которые могут быть приложены к жалобе:

— акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права (постановление о привлечении к административной ответственности);

— акт налоговой проверки;

— первичные документы, подтверждающие позицию заявителя;

— иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы.

Приложение к жалобе обосновывающих ее документов — право, а не обязанность лица, подающего жалобу. При исчислении установленного трехмесячного срока необходимо руководствоваться статьями 190 -194 ГК РФ (Приложение №2).

В отличие от судебного порядка обжалования актов налогового органа, действий или бездействия его должностного лица, регулируемого соответствующими процессуальными кодексами, обжалующего эти акты (действия, бездействие), порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, установленный настоящей статьей, является одинаковым для всех.

В случае пропуска срока подачи жалобы вышестоящее должностное лицо налогового органа или вышестоящий налоговый орган вправе восстановить пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы по заявлению лица, подающего жалобу. Уважительными причинами считаются временная нетрудоспособность, заболевание, служебная командировка, стихийные бедствия и другие подобные обстоятельства, которые могли бы препятствовать заинтересованному лицу своевременно подать жалобу.

Общее требование, предъявляемое к жалобе при судебном порядке обжалования, при подаче в вышестоящий орган или вышестоящему лицу, является ее письменная форма. Поданная жалоба должна быть подписана налогоплательщиком, так как это требование необходимо соблюдать по общему правилу.

Подаваемая жалоба должна быть адресована соответствующему налоговому органу или должностному лицу, к компетенции которого отнесено ее рассмотрение.

НК РФ предоставляется право налогоплательщику отозвать поданную жалобу в установленном порядке. При этом должно сохраняться условие, которое установлено законодательством для отзыва жалобы. Заявление об отзыве должно быть подано в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) до принятия им соответствующего решения по данной жалобе. Заявление об отзыве жалобы подается в письменной форме.

Повторная подача жалобы по тем же основаниям и в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу в случае, если до этого жалоба была отозвана, не допускается.

Вывод: в случае подачи повторной жалобы в тот же налоговый орган, тому же должностному лицу допускается либо по иным основаниям, либо повторная жалоба подается в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик или иное обязанное лицо узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Положение комментируемой статьи о возможности восстановления пропущенного по уважительным причинам срока ее подачи распространяется на повторную подачу жалобы.

Глава 20. РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБЫ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО НЕЙ

Статья 140. Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом

Приказом МНС Российской Федерации от 17 августа 2001 года №БГ-3-14/290 (Приложение №59) утвержден Регламент рассмотрения споров в досудебном порядке.

Регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке устанавливает процедуру рассмотрения налоговыми органами жалоб:

— налогоплательщиков или налоговых агентов на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением возражений, представление которых предусмотрено пунктом 5 статьи 100 НК РФ);

— организаций и физических лиц при несогласии с привлечением к административной ответственности в связи с нарушениями требований законодательства о применении контрольно — кассовых машин и работы с денежной наличностью;

— налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в связи с применением законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, слабоалкогольной, безалкогольной и табачной продукции;

— физических лиц, являющихся должностными лицами организации, в связи с привлечением к административной ответственности в результате привлечения организации к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в течении одного месяца с момента ее получения.

Месячный срок рассмотрения жалобы начинает истекать с момента официальной регистрации жалобы, по существующим правилам в вышестоящем налоговом органе или у вышестоящего должностного лица.

Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. Основанием продления срока является необходимость получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов

Жалоба на постановление об административном правонарушении рассматривается в десятидневный срок со дня ее поступления в налоговый орган.

В соответствии с пунктом 4 статьи 139 НК РФ налогоплательщик вправе до принятия решения по этой жалобе отозвать ее на основании письменного заявления.

Все поступающие в соответствующие налоговые органы жалобы направляются в юридические (правовые) подразделения, на которые возлагается обязанность по рассмотрению жалоб и подготовке решений.

Жалоба подлежит направлению в нижестоящий налоговый орган на заключение. В запросе может содержаться указание на необходимость представления копий документов, необходимых для рассмотрения жалобы.

Срок для представления заключения не может превышать пяти рабочих дней с даты получения жалобы на заключение. Вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе установить более короткий срок для представления заключения.

Жалобы налогоплательщиков рассматривается с учетом судебно — арбитражной практики по рассматриваемым вопросам.

Жалоба не подлежит рассмотрению в следующих случаях:

а) пропуска срока подачи жалобы, в соответствии со статьей 139 НК РФ;

б) отсутствие указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;

в) подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика (статьи 26, 27, 28 и 29 НК РФ);

г) при наличии документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом);

д) получения налоговым органом информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.

Пунктом 2 статьи 140 НК РФ установлены правовые последствия рассмотрения жалобы.

Рассмотрев жалобу на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов, вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу, то есть:

— констатировать нарушение прав охраняемых законом интересов обратившегося с жалобой налогоплательщика или иного обязанного лица, следовательно, принять меры к их устранению;

— привлекать виновных к ответственности, следовательно, оставить жалобу без удовлетворения.

Федеральным законом №137-ФЗ пункт 2 данной статьи был дополнен. В нем указываются правовые последствия рассмотрения апелляционной жалобы. По результатам рассмотрения такой жалобы налоговый орган вправе:

§ оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу — без удовлетворения;

§ отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;

§ отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

Повторное принятие решения тем же налоговым органом по жалобе налогоплательщика по тому же предмету и основанию НК РФ не предусмотрено.

Решение вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика на акт налогового органа в обязательном порядке должно содержать вводную, мотивировочную и резолютивную части. Резолютивная часть решения выносится по форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 140 НК РФ (Письмо МНС Российской Федерации от 5 апреля 2001 года №ВП-6-18/274@) (Приложение №111).

Статья 141. Последствия подачи жалобы

Норма пункта 1 комментируемой статьи исходит из презумпции правомерности актов и действий налоговых органов, которые должны осуществляться в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации: подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ.

В тоже время, налоговому органу пунктом 2 предоставлено право полностью или частично при рассмотрении жалобы приостановить исполнение обжалуемого акта или действия, в случае, если обжалуемый акт или действия не соответствуют законодательству Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 101.2 по ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.

Решение о приостановлении исполнения акта или действия принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

Отметим позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в Информационном письме от 13 августа 2004 года №83 (Приложение №126), где говорится, что недопустимо приостановление действия актов, решений государственных и иных контролирующих органов, если есть основания полагать, что приостановление действия акта, решения может нарушить баланс интересов заявителя и интересов третьих лиц, публичных интересов, а также может повлечь за собой утрату возможности исполнения оспариваемого акта, решения при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу спора.

Статья 142. Рассмотрение жалоб, поданных в суд

Статья 142 НК РФ уточняет положения пункта 2 статьи 138 НК РФ, который регулирует процессуальные вопросы предъявления жалобы на акты налоговых органов в суд, которые рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и федеральными законами.

Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Жалобы или исковые заявления на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, подаются в соответствии с подведомственностью споров тому или иному суду.

Так, жалобы на акты (в том числе нормативные) налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в арбитражные суды, рассматриваются в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством (АПК РФ).

Жалобы на акты (в том числе нормативные) налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суды общей юрисдикции, рассматриваются в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством и Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 года №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (Приложение №34).

К действиям (решениям) налоговых органов и их должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

— нарушены права и свободы гражданина;

— созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

— незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

— три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

— один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Жалоба гражданина на действия (решения) налоговых органов, их должностных лиц рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 года №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (Приложение №34).

На налоговые органы и их должностных лиц действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Установив обоснованность жалобы, суд определяет ответственность налогового органа или должностного лица за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *