Дача ложных показаний статья УК РФ наказание

Вас вызывают в суд в качестве свидетеля, но вы хотите «соврать»?

Лучше 100 раз подумать перед этим, ведь за подобные общественно опасные деяния грозит наказание вплоть до лишения свободы на срок аж до 5 лет.

За дачу ложных показаний по делу статья 307 УК предусматривает несколько возможных видов санкций, но минимальная – штраф до 80 000 рублей.

Содержание

Чем грозит дача ложных показаний? 307 статья УК РФ поможет разобраться!

Ч.1 ст. 307 УК РФ указывает на возможность применения следующих видов санкций:

  1. Штраф до 80 000 рублей же или штраф в размере зарплаты/другого дохода за 6 месяцев.
  2. До 480 часов обязательных работ.
  3. До 2-х лет исправительных работ.
  4. Арест до 3-х месяцев.

Ч.2 ст. 307 УК РФ содержит специальный квалифицирующий состав (за лжесвидетельство, связанное с обвинением в тяжком или же особо тяжком преступлении). За подобные действия законодатель предусмотрел следующие санкции:

  1. Принудительные работы для виновного на срок до 5 лет;
  2. До 5 лет лишения свободы.

Ст. 307 УК РФ официально носит название «Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод». Не «Лжесвидетельствование», не «Дача ложных показаний», не «Ложные показания».

Теперь вы точно знаете, что грозит за дачу ложных показаний. Наказание достаточно суровое, а перед допросом в следственных органах или в суде вас обязательно предупредят об ответственности.

Когда наступает ответственность за дачу ложных показаний по нормам ст. 307 УК РФ?

Как и состав любого другого преступления, состав ст. 307 УК за дачу ложных показаний предусматривает наличие 4-х составляющих:

  1. Субъект (он по ст. 307 УК РФ специальный; ответственность наступает с 16 лет).
  2. Объективная сторона совершенного общественно опасного деяния.
  3. Субъективная сторона.
  4. Объект.

Кто считается субъектом преступления по ст. 307 УК РФ за дачу ложных показаний?

Субъект по этому преступлению специальный, ответственность за дачу ложных показаний в органах следствия, суда или дознания наступает с 16 лет.

В названии статьи прямо перечисляются эти категории:

  1. Свидетель. Определение понятия содержится в ст. 56 УПК. Законодатель подразумевает, что свидетель – это лицо, которому потенциально могут быть известны все те обстоятельства, имеющие важное значение для расследования и для разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний.
  2. Потерпевший. Определение понятия содержится и правовой статус находятся в ст. 42 УПК. Потерпевшим признается физлицо, которому преступлением был причинен физический, а также имущественный или же моральный вред. Потерпевшим признается и юридическое лицо при причинении преступлением вреда его имуществу, его деловой репутации.
  3. Эксперт. В ст. 57 УПК указывается, что это лицо со специальными знаниями, назначенное в установленном порядке в целях производства судебной экспертизы и для дачи заключения. К примеру, эксперт дает заключения судебно-медицинской экспертизы по количеству ран и характеру нанесения, психической вменяемости и другим задачам.
  4. Специалист. Статья 58 УКП указывает, что это лицо, которое: а) обладает специальными знаниями; б) привлекается к участию в процессуальных действиях в установленном порядке; в) оказывает содействие в обнаружении, в закреплении и в изъятии предметов/документов, применении технических средств в процессе исследования материалов уголовного дела в целях постановки вопросов эксперту, а также в целях разъяснения суду и сторонам дела вопросов, входящих в область его профессиональной компетенции.
  5. Переводчик. В статье 59 УПК указывается, что это лицо, которое привлекается к участию в уголовном судопроизводстве и свободно владеет тем языком, знание которого нужно для перевода.

Судебная практика по применению ст. 307 достаточно скупа. Чаще всего вопрос об уголовной ответственности задают свидетель и потерпевший, которые дают показания с целью освобождения виновного от ответственности, смягчения или усиления наказания.

У обвиняемого/подозреваемого, а также его близких родственников (супруг/супруга, родители, дети) есть право отказаться от дачи ими свидетельских показаний.

Если вы являетесь родственником обвиняемого/подозреваемого, но решили выступать свидетелем, дали заведомо ложные показания, то вы будете подлежать ответственности по ст. 307 УК РФ. Вам могут назначить внушительное и строгое наказание за дачу ложных показаний.

Потерпевший, который дал заведомо ложные показания, также будет привлечен к ответственности.

Объективная сторона заведомо ложных показаний по ст. 307 УК РФ

Объективная сторона по ст. 307 УК РФ включает:

  • ложном показании свидетеля, потерпевшего, а также специалиста;
  • ложном заключении эксперта;
  • неправильном переводе.

Показаниями в уголовном процессе являются сведения о тех обстоятельствах, что подлежат установлению по делу (личность обвиняемого, личность потерпевшего, взаимоотношения и другие).

Преступными показаниями считаются только такие, которые относятся к предмету доказывания в уголовном процессе, влияют на вынесение приговора.

Потерпевший/свидетель/эксперт/переводчик/специалист были предупреждены судом следователем или дознавателем об обязанности дачи правдивых сведений, нарушение которой влечет для них уголовную ответственность. Несмотря на это, они заведомо нарушают возложенную на них обязанность.

Ложными признаются показания, которые:

  1. Полностью или частично не соответствуют действительности.
  2. Допустимы к рассмотрению дела. Это значит, что они даны уполномоченному лицу в установленном порядке + были процессуально оформлены. К примеру, если вы просто будете рассказывать следователю в коридоре об известных вам обстоятельствах дела (без оформления протокола), такие показания не будут обладать свойством допустимости. А это значит, что их для уголовного процесса не было.

Ложными показаниями по ст. 307 УПК нельзя признать умолчание свидетелем/потерпевшим об известных им обстоятельствах дела, характеристиках виновного.

Состав преступления является формальным. Точный момент окончания преступления по ст. 307 УК РФ зависит от стадии процесса:

  1. С момента подписания вами протокола допроса это преступление становится оконченным (на стадии досудебного разбирательства).
  2. После дачи показаний или предоставления информации (это уже при разбирательстве в суде).

Субъективная сторона преступления по ст. 307 УК РФ

Преступление по ст. 307 УК РФ характеризуется виной (прямой умысел).

Это значит, что потерпевший/свидетель/эксперт/переводчик/специалист сознает, что он дает ложное показание/заключение/ложный перевод, желает ввести суд или органы уголовного преследования в заблуждение.

Мотивы могут быть разными (корысть, месть, ревность, зависть и другие), но они не имеют значения для законодателя. Как правило, именно из-за сложности доказывания вины. К примеру, есть много вопросов:

  1. Старушка утверждает, что видела человека в капюшоне, на 100% похожего на обвиняемого. Она заведомо врет или просто ее подвело зрение?
  2. Вася говорит, что точно слышал голос виновного из соседнего подъезда. Как понять: Вася преднамеренно врет или просто добросовестно заблуждается?

За добросовестное заблуждение ответственность по нормам ст. 307 не наступает.

Объект преступления по ст. 307 УК РФ

Объект — общественные отношения, связанные с правосудием, деятельность органов уголовного преследования, а также суда.

Факультативным объектом по этому составу могут выступать интересы личности (потерпевшего, обвиняемого/подозреваемого или других).

Может ли свидетель/потерпевший освободиться от ответственности за дачу ложных показаний по ст. 307 УК РФ?

Свидетель, потерпевший, а также эксперт, специалист или переводчик могут освободиться от уголовной ответственности. Для этого им необходимо рассказать о ложности данных показаний/сделанных заключений/переводов до вынесения решения суда.

Что вам важно знать про ст. 307 УК РФ?

  1. Невозможно привлечь к ответственности по этой статье то лицо, которое добровольно заблуждалось, давая показания.
  2. Ответственность по ст. 307 УК РФ наступает лишь в таком случае, если ведется производство по уголовному делу. Если рассматривается гражданский иск, в ходе гражданского судопроизводства даются ложные показания, то ответственности по ст. 307 УК РФ не будет.
  3. Не подлежит ответственности и свидетель, в отношении которого уголовное дело выделили в отдельное производство (такое случается, когда преступление совершено 2-мя и более лицами).

Что предусматривает статья 306 УК РФ заведомо ложные показания?

Многие спрашивают: чем ст. 306 отличается от ст. 307? Статья 306 УК РФ заведомо ложные показания вообще не предусматривает. Статья 306 УК РФ носит название «Заведомо ложный донос», в ней содержится наказание за сообщение соответствующим органам о преступлении, которое:

  • на самом деле не было совершено. К примеру, вы написали заявление о том, что ваш сосед Петров убил свою дочь;
  • было совершено, но не тем лицом, которое вы указали в доносе. К примеру, вашу квартиру обокрали (преступление совершено). Но в заявлении вы пишете, что это сделал Петров, хотя на самом деле это сделали вы сами, чтобы получить страховку/проучить Петрова или достичь еще какой цели;
  • вы указали, что совершено более тяжкое преступление, чем было на самом деле. К примеру, вы видели ограбление, а в заявлении указали, что было разбойное нападение или убийство.

Именно по этой причине полицейские часто несколько раз предупреждают вас о том, что может наступить ответственность по ст. 306.

Критерий для сравнения Ст. 306. Заведомо ложный донос Ст. 307 за ложные свидетельские показания
Субъективная сторона Только прямой умысел. При добровольном заблуждении ответственность по статье 306 не наступает. Только прямой умысел. При добровольном заблуждении ответственность по этой статье не наступает.
Объективная сторона Сообщение о факте совершения преступления (может быть анонимным, переданным через третьих лиц).Донос осуществляется ДО момента возбуждения уголовного дела (и является основанием для его возбуждения). Сведения о тех обстоятельствах, которые подлежат установлению по делу (личность обвиняемого, личность потерпевшего, взаимоотношения и другие).Показания и экспертные консультации даются ПОСЛЕ возбуждения дела (в ходе предварительного следствия или же в ходе судебного разбирательства).
Субъект Общий. Любое лицо, достигшее 16 лет Специальный. Это лицо, достигшее 16 лет, которое имеет статус потерпевшего/свидетеля/эксперта/переводчика/специалиста.
Объект Деятельность государственных органов + интересы личности (факультативно). Деятельность государственных органов + интересы личности (факультативно).

Донос – это всегда сообщение о преступлении! Не будет доносом ваше заявление в полицию о том, что сосед пьет; что он ходит ночью по кладбищам; что он аморально ведет себя.

А если ли административная ответственность за лжесвидетельство?

Да, есть.

Но она касается случаев «обмана» в ходе рассмотрения административного дела (предусматривает наказание по КоАП) или в ходе исполнительного производства.

Статья 17.9 носит такое же название, как и в УК («Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод»), предусматривает административный штраф в размере 1 000 – 1 500 рублей.

7 важных фактов про ст. 307 УК РФ за заведомо ложные показания

  1. Наказание за дачу ложных показаний свидетелем, потерпевшим, экспертом, специалистом или переводчиком в УК РФ может достигать 5 лет лишения свободы. Административная ответственность по ст. 17.9 предусматривает штраф на сумму до 1 500 рублей.
  2. Важно доказать прямой умысел потерпевшего/свидетеля/эксперта/специалиста/переводчика. Добросовестное заблуждение освобождает от ответственности.
  3. Ответственность за дачу ложных показаний не наступает, если лицо призналось в обмане до момента вынесения решения судом.
  4. Ложный донос (ст. 306 УК РФ) нужно отличать от заведомо ложных показаний (ст. 307 УК РФ).
  5. Составы преступлений и по ст. 306 УК, и по ст. 307 УК РФ являются формальными.
  6. Наказание за дачу ложных показаний по ст. 307 не наступает, если эти показания давались в ходе гражданского процесса.
  7. Родственники, которые согласились давать показания и обманывали, привлекаются к ответственности по ст. 307.

Как правильно составить жалобу на учителя школы

Жалоба на учителя школы – документ, который готовится родителем (законным представителем) учащегося на имя должностного лица или контролирующей организации с целью указания на существенные нарушения со стороны учителя образовательного заведения. В 2020 году, когда особо актуален вопрос буллинга, каждый родитель должен знать основания подачи жалобы, а также должен быть знаком с процедурой направления жалобного письма.

Основания направления жалобы

Разрушая стереотипы следует отметить, что направление жалобы целесообразно не только при существенных нарушениях со стороны педагога. Так, родитель или законный представитель несовершеннолетнего гражданина, может инициировать проверку независимо от сложности нарушения. Этот вопрос регулируется положениями Федерального Закона «О рассмотрении обращений граждан».

Этим нормативно-правовым актом предусмотрено, что граждане России могут направлять письменные обращения к государственным и муниципальным органам власти, а также в иные инстанции, которые исполняют контролирующие и надзорные функции.

Внимание! Обвинения не должны быть голословными, то есть каждая претензия обосновывается или подтверждается документально.

Законодательством не ограничен список нарушений, за которые допускается подача претензии на действия педагога. Но анализ практики позволяет выделить следующие – наиболее распространенные моменты:

  • применение физической силы (при этом, недостаточно наличие видимых телесных повреждений);
  • жалоба за оскорбление ученика (в эту категорию входят все факты психологического насилия над учащимся);
  • претензии на некомпетентность педагога или неисполнение вверенных обязанностей;
  • сбор денег с учеников, что заранее не оговорено;
  • жалоба на учителя за предвзятое отношение к ученику (предвзятость может проявляться в различных формах, поэтому родитель должен подробно описать, что именно он имеет в виду в конкретной ситуации);
  • учитель требует то, что не предусмотрено программой или же, создает опасные ситуации во время учебного процесса;
  • применение мер воспитания, которые ограничивают/нарушают права ребенка или вовсе противоречат действующему законодательству;
  • метод обучения тормозит развитие малыша или способствует возникновению психических расстройств;
  • выставление оценок, которые не соответствуют уровню знаний или же повышенные требования к конкретному ученику.

На практике сплошь и рядом встречаются ситуации, когда учитель просто выгоняет ребенка из класса за нарушение дисциплины. Это невинное действие – прямое нарушение конституционных прав детей, поскольку Конституция Российской Федерации гарантирует каждому ребенку право на получение образования и доступ к системе образования.

Кто может направить жалобу

Законодательством установлено, что претензия может быть индивидуальной или групповой. Это значит, что подготовить жалобное письмо на педагога может только один родитель класса или же несколько родителей, обеспокоенных сложившейся ситуацией.

Что касается полномочий, то письмо может быть подготовлено и направлено:

  • родителем ребенка;
  • опекуном;
  • попечителем;
  • усыновителем, но только после завершения процедуры усыновления.

Куда можно написать жалобу на учителя школы

Порядок рассмотрения обращений напрямую связан с сутью нарушения, а также наступившими последствиями. Это связано с тем, что существует несколько видов ответственности педагогов, а также предусмотрен ряд разноуровневых инстанций, уполномоченных разрешать конфликты и привлекать к ответственности виновных учителей.

В 2020 году законный представитель несовершеннолетнего учащегося может подготовить официальную претензию в следующие организации:

  1. Подача обращения вышестоящему руководству, которым выступает завуч школы или директор. Как показывает практика, 70% конфликтов можно решить именно таким способом. Начальник конкретного педагога применяет локальные меры воздействия (а иногда достаточно просто устного разговора), чтобы остановить нарушение.
  2. Органы образования, которые представлены городским отделом, департаментом и Министерством. Подавать претензии необходимо именно в этом порядке по мере развития полномочий. То есть сначала жалоба направляется в городской отдел и только, если это не помогло, то письмо передается дальше. В таком случае необходимо помнить, что на подготовку ответа заявителю у организации есть только десять календарных дней.
  3. Правоохранительные органы, представляемые полицией и прокуратурой, вступают в работу только при наличии в действиях педагога состава административного или уголовного правонарушения. По заявлению родителя возбуждается уголовное производство или составляется протокол об административном правонарушении. Дальше ведется расследование, которое завершается закрытием дела или передачей его в суд.
  4. Суд – крайняя инстанция, участие которой обязательно при необходимости удержать с учителя сумму материального или морального ущерба. Для получения выплаты родитель готовит исковое заявление, подтверждая его необходимыми документами.

Внимание! При принятии иска суд требует показать бумаги, свидетельствующие о том, что родитель пробовал уладить конфликт мирно. То есть должны быть копии обращений и ответов к администрации учебного заведения и отдела образования.

Как правильно написать жалобу на учителя зависит от того, куда подается претензия. Обязательные условия и полезные советы:

  • при подаче жалобы директору, желательно готовить сразу два экземпляра, один из которых остается у заявителя, но с отметкой, что обращение принято;
  • при направлении обращения в отделы образования необходимо указать не только на конфликт ребенок-учитель, но также на тщетные попытки уладить конфликт мирно (это свидетельствует о том, что администрация учебного заведения не только покрывает, но и поощряет поведение педагога);
  • в случае подачи жалобы в правоохранительные органы заявитель должен указать, какое правонарушение/преступление он видит в действиях учителя (указание статьи закона не исключает, что полиция/прокурор изменит квалификацию на другую статью, но это обязательное условие, поскольку подача обращения в полицию или прокуратуру возможна лишь при наличии состава преступления).

Направление анонимного обращения

Законодательство о рассмотрении заявлений и жалоб граждан выдвигает строгие требования к таким письмам. Одно из существенных условий – указание ФИО и контактных данных обращающегося. Это необходимо для того, чтобы компетентная организация могла подготовить официальный ответ и могла уточнить важные сведения, необходимые для полноценного расследования нарушения.

С другой стороны, работа каждой из этих инстанций построена таким образом, что граждане могут обращаться анонимно, без указания своей личности. Это законно, но едва ли поможет решить конфликт. На анонимные претензии реагирование будет, но отчитываться за проделанную работу некому. Поэтому не стоит рассчитывать, что это позволит уладить конфликт. Единственная возможность в таком случае – массовые обращения недовольных родителей.

Как правильно оформить жалобное письмо

Законом не предусмотрена строгая форма обращения, но заявитель должен включить в содержание своей претензии следующие элементы:

  1. указание адресата, то есть должностного лица или конкретной организации, на рассмотрение которой передается заявление;
  2. личные данные заявителя (ФИО, контактные данные);
  3. описание сути нарушения;
  4. наступившие последствия;
  5. способы решения конфликта;
  6. законные требования;
  7. дата и подпись.

Не лишним будет приложить к обращению копии подтверждающих документов. В таком случае все бумаги номеруются, и готовится единая опись материалов. Представление доказательств целесообразно даже при направлении претензии директору.

Также предстоит принимать во внимание следующие правила оформления документа:

  • последовательность изложения фактов;
  • разборчивое письмо;
  • отсутствие нецензурных выражений и эмоциональных фраз;
  • отсутствие ошибок, помарок и исправлений;
  • избегание угроз и личных домыслов, а также индивидуальных оскорблений.

Если обращение готовится от имени коллектива, то в содержании должны быть указаны данные всех заинтересованных лиц и наступление конкретных последствий для каждого из них.

Применяемые виды ответственности

Зачастую родителя не интересует возможное привлечение педагога к юридической ответственности. Законный представитель. Как правило, ищет способы, как отказаться от учителя, который досаждает ребенку. Но вместе с тем, в зависимости от вида нарушения и наступивших последствий, педагог может привлекаться к разным видам ответственности:

  1. дисциплинарная;
  2. административная;
  3. уголовная;
  4. гражданская.

Дисциплинарное наказание

Дисциплинарное взыскание может применяться только администрацией учебного заведения или же работниками отдела образования. С этой целью проводится служебное расследование, при котором не только изучается претензия, но также отбирается объяснение у виновной стороны, то есть у педагога. Учитель вправе защитить себя и доказать законность своих действий.

По окончанию расследования проверяющая сторона готовит приказ о назначении дисциплинарного наказания, которое может быть представлено в форме устного или письменного выговора, а также увольнения. Какие последствия наступят в конкретном случае, зависит от тяжести спора, а также от последствий и числа пострадавших участников.

Внимание! Неправомерное увольнение может быть оспорено человеком в суде, поэтому необходимо точно следовать процедуре, не нарушая права и интересы самого учителя.

Второй момент, на который предстоит обратить внимание, досрочное расторжение трудового договора по односторонней инициативе работодателя. При оформлении рабочего контракта в содержание соглашения вносятся дополнительные пункты, которые могут стать основанием увольнения. В частности, это касается существенного нарушения прав и интересов детей (например, применение физической силы или психологического насилия).

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает два виды проступков, за которые существует ответственность по КоАП РФ. Первая группа – нарушение права ребенка на образование. В частности, это касается выставления детей за дверь во время учебного процесса. Учитель, допустивший такие действия, может понести наказание в виде административного штрафа, размер которого будет варьироваться в пределах 30 – 50 тысяч рублей.

При повторном допущении такого нарушения, педагог может быть лишен права заниматься учительской деятельностью на срок до одного года.

Вторая группа нарушений связана с осуществлением самого учебного процесса. Если будет подтверждено, что учитель своими действиями срывает процесс обучения, то ему грозит наказание до 30 000 рублей штрафа.

Наказание применяет только судья на основании составленного полицией административного материала.

Наказание по УК РФ

Учитель, как должностное лицо, может привлекаться к разным статьям Особенной части Уголовного кодекса. Это касается и нанесения телесных повреждений, подтверждаемых заключением судебно-медицинского эксперта. В таком случае оформляется уголовное делопроизводство, которое расследуется в общем порядке. Педагог должен быть готов к тому, что мера ответственности не будет самой слабой, поскольку есть отягчающее обстоятельство – учитель совершает преступление против своего подчиненного, ребенка, который не может самостоятельно защитить свои интересы.

Внимание! В качестве факультативного наказания используется запрет на осуществление педагогической деятельности.

Кроме того, существует одна норма, привлекаться к уголовной ответственности по которой могут только учителя. Это нарушение права на образование с применением жестокости. Мера ответственности зависит от индивидуальных особенностей случая. Так, педагог может понести следующие виды наказания:

  • штраф, сумма которого не может превышать 100 000 рублей или же не может быть выше годового дохода человека;
  • не более трех лет принудительных работ с обязательным отчислением части прибыли в пользу государства (от 5 до 20 процентов заработной платы);
  • до трех лет лишения свободы;
  • лишение права занятия образовательной деятельностью на период времени до пяти лет.

Гражданская ответственность

Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает возможность физических лиц получить денежную компенсацию за причиненный материальный и моральный вред. Наличие конфликтов между педагогами и учащимися – не исключение. При чем, направление судебного иска на удержание компенсации может происходить независимо от сопутствующего расследования.

Законный представитель ребенка, который считает, что есть достаточные основания для получения денег, должен выполнить следующие действия:

  • получение подтверждающих фактов, что есть основания для получения компенсации;
  • сбор доказательств, свидетельствующих о вине учителя, а также о легальности требования денежной выплаты;
  • расчет размера компенсации (подтверждение суммы финансовыми документами);
  • подготовка обоснованного искового заявления, которое направляется в федеральный суд общей юрисдикции с учетом требований территориальной подсудности.

С удержанием морального ущерба на практике немного сложнее, поскольку доказать его не просто. С другой стороны, неправомерные действия педагога нарушают права и интересы несовершеннолетних детей, поэтому размер компенсации будет на порядок выше.

Внимание! Допускается подготовка и направление в суд коллективного искового заявления.

Таким образом, законом предусмотрена масса возможностей, какой законный представитель может защитить интересы несовершеннолетнего чада. Если есть сомнения, что удастся добиться справедливости, то можно привлечь к конфликту квалифицированного юриста, который поможет решить спор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *