Административные наказания применяемые к должностным лицам

Если происходит использование участка лицом, не имеющим для этого правовых оснований, то такие действия трактуются законодательством, как самовольный захват земли. Собственник поддерживается государством и может заявить о сложившейся ситуации в соответствующие органы, которыми и будет определена ответственность за самовольный захват земли.

Что предполагает самовольный захват земли

Действия, направленные на использование участка в собственных целях, не имея на это разрешительной документации, принято считать самозахватом. Это определение распространяется на присвоенные земли общего пользования, которые находятся в частной собственности, а также числящиеся чьим-то имуществом, в том числе государственным.

Нарушение земельного законодательства наступает в тех случаях, когда у физического или юридического лица отсутствует договор купли-продажи или аренды, разрешительные акты от муниципальных властей, а также другие сопутствующие документы, подтверждающие законность присвоения земли.

Если участок самовольно занят, на нем производится любая деятельность, включая строительство, сельскохозяйственную деятельность, то это не является основанием для его присвоения. Кроме этого, законный владелец имеет полно право потребовать следующие:

  • Освободить занимаемый участок, причем, если на нем есть строения или проводилась сельскохозяйственная деятельность, то все это по первому требованию может быть ликвидировано. При спорных вопросах очистка территории проходит на основании судебных постановлений.
  • Потребовать признание незаконности сделок, если с участком были проведены различные манипуляции, например, сдача в аренду, продажа.

При совершении действий, приносящих прибыль или выгоду, уже присоединяется ответственность за незаконное обогащение, собственник может потребовать компенсацию.

Даже при отсутствии владельца земли, выступающего в качестве физического или юридического лица, она не является бесхозной. Территория относится к владениям государственного фонда или муниципальных органов, самовольно ее использовать никто не имеет права.

Какая ответственность предусматривается при захвате земли

При любом незаконном присвоение земли, например, пренебрежение границами участка соседом, использование территории двора для установки гаража, разработка заброшенной земли для сельскохозяйственных нужд, строительства – предусматривается определенная ответственность.

На практике действия, связанные с самозахватом земли, рассматриваются в основном в рамках административной ответственности. Наказание регламентируется Статья 7.1 КоАП РФ. Согласно этому общепринятому правовому документу, предполагаются следующие виды ответственности:

  • Для физических лиц определяется штраф от 1 до 1,5% от стоимости участка (по Кадастру). Меньше 5000 рублей выплаты не назначаются. При отсутствии возможности решить вопрос с ценой по кадастру, то предусматривается штраф от 5 до 10 т. руб.
  • Для должностных лиц назначается штраф от 1,5 до 2% от общей стоимости участка по кадастру, но не менее 25000 рублей. Если нет данных о кадастровой стоимости, то присваивается штраф от 20 до 50 тыс. рубл.
  • Для юридических лиц – штраф от 2 до 3% от кадастровой стоимости. Выплаты менее 100 тыс. рублей не назначаются. Может быть фиксированная сумма от 100 до 200 тыс. рублей при отсутствии значений стоимости.

Особенностью начисления штрафов является их расчет, предполагающий процентное соотношение стоимости только той части участка, которая была самовольно присвоена. Остальная незадействованная площадь не учитывается.

Уголовная ответственность по подобным правонарушениям применяется в исключительных случаях, когда к правонарушению относительно использования земли, присоединяются преступления, наказания за которые регламентируются уже Уголовным кодексом РФ. Например, это может быть мошенничество с недвижимостью.

Самовольный захват земли – можно ли узаконить

Чтобы последствиями использования земли не стали штрафы и принудительное освобождение территории, можно попробовать оформить участок законно. Сделать это можно только в случае отсутствия частного владельца, когда земля принадлежит муниципалитету или государству. В основном это целесообразно при наличии «прирезков» к дачным участкам.

Для легализации земли потребуется обращение в Государственный кадастр, сбор достаточно большого пакета документов, но решение о возможности предоставить в собственность остается за сособственником (садоводческое товарищество, муниципалитет и другие). Весь процесс достаточно долгосрочный, требует помощи специалиста, а также определенных материальных затрат, так как бесплатно участок предоставлен не будет.

Что делать, если произошел самовольный захват земли

План действий будет зависеть от ситуации, при которой произошел самозахват и от реакции ответного лица. В некоторых случаях споры удается отрегулировать путем переговоров, но чаще приходится обращаться в государственные органы для признания действий незаконными, получения компенсаций.

Мирное соглашение

Первоначально нужно попробовать уладить конфликт без привлечения суда. Для этого предоставляются документы, в частности, план с межеванием, где четко указаны границы участка.

Если ответных действий не последовала, то следует придерживаться следующего плана действий, который подойдет и для других вариантов самовольного захвата:

Обращение к лицу, захватившему земельную собственность, с целью определения дальнейших действий, например, возможного приобретения участка, оформления договора аренды, а также для обозначения компенсации.

Все эти действия, а также принятые решения, желательно закреплять письменно и лучше, если эти мероприятия будет курировать опытный юрист.

В ряде случаев уже на первом этапе некоторым удается добиться консенсуса, но если мировых соглашений не последовало, то нужно действовать дальше, апеллируя законными требованиями и правовыми регламентами.

Куда жаловаться

Если ответных действий после претензий не последовало, то следует придерживаться определенного плана действий, который подойдет как при захвате небольших территорий, например, если сосед не соблюдает границы участка, так и при масштабных самовольных захватах земли, когда площадь используется в коммерческих целях. Действия будут следующими:

  1. Составление письменного обращения, жалобы в соответствующие государственные органы. В основном такие вопросы изначально рассматриваются в Росреестре, но также обращение можно направить в Россельхознадзор, если основанием для споров является земля, назначения которой связаны с сельскохозяйственной деятельностью. При захвате земель, входящих в зоны особого использования, отправить жалобу можно в Росприроднадзор.
  2. Подготовка документов в суд. На основании правоустанавливающих документов, заключений и документов, предоставленных Росреестром, выписок ЕГРН и ответных решений на ранее подготовленную жалобу, подготавливается иск в суд.
  3. При необходимости подготавливаются документы на компенсацию за причиненный ущерб в период незаконного пользования землей. Заявления совместно с пакетом документов подготавливается в гражданский суд.

Для рассмотрения иска в суде нужно подготовить все документы, подтверждающие не только права собственности, но и регламентирующие площадь земли, границы, ее назначение. Все документы, акты и свидетельства должны быть заверены соответствующими органами, предоставлены в необходимой форме. Могут потребоваться свидетели, для подтверждения некоторых фактов.

Грамотно составить заявление и подготовить весь пакет документов для дальнейших разбирательств в суде самостоятельно получается не у всех. К тому же разбирательства в нюансах Земельного кодекса и общих правовых нормах займет некоторое время.

Если не будет хватать данных для возбуждения дела, например, отсутствуют достоверные данные о границах участка, то потребуется делать новое межевание.

Только подготовительные этапы могут занять несколько недель, поэтому для сокращения этого процесса, а также для увеличения шансов на благоприятный для заявителя исход (с получением максимальной компенсации, полным возвращением имущества), лучше воспользоваться услугами опытного юриста.

Когда участок может быть признан невостребованным

Перед тем, как признать земельный надел такой долей, нужно определить, соответствует ли он требованиям законодательства для определения соответствующего правового статуса. Основными критериями для начала такой процедуры служат следующие моменты:

  • участок не использовался по назначению и не был передан в аренду в срок от трёх лет и более, то есть фактически пустовал или использовался с нарушением законодательства;
  • владелец надела неизвестен, сведения о нём отсутствуют в регистрационных документах;
  • собственник умер и не оставил наследников ни по завещанию, ни по закону;
  • наследники не могут воспользоваться своим правом по какой-то причине;
  • наследники изначально имелись, но были .

Большая часть причин сводится к тому, что претенденты на использование земли попросту отсутствуют или информации о них нет.

Невостребованной долей признаётся лишь участок, который является частью сельскохозяйственных земель, которые ранее принадлежали колхозам или совхозам. Законодатель не распространяет подобных требований на наделы прочих категорий.

Например, если участок был переведён в единоличную собственность в соответствии с ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, то собственник может вовсе не использовать его и не сдавать в аренду, это его прямое право.

Горе молчунам

В 1990-х годах в России прошла масштабная операция по наделению народа землёй. Трудяги колхозов и совхозов, а также социальные работники получили тогда ещё непонятное, аморфное достояние под названием «земельная доля в праве общей собственности на земельный участок». Свалившееся на голову селянину счастье обозначалось в виде тысячной дроби или в виде определённого количества баллогектаров.

Что следовало делать с этой «общей собственностью», в самом начале реформы люди плохо себе представляли. Но время шло, законодательство совершенствовалось, появлялись Росреестр и кадастровая служба. В 2002 году был принят закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Он стал своеобразной библией для тех, кто хотел стать полноправным собственником земли.

Самые расторопные пайщики начали потихоньку выделять из общих земельных массивов участки в счёт своих земельных долей. Те, кому размер доли (или долей) позволял, становились полноправными владельцами участков. Те, чьи доли были недостаточно большими, межевались группками, кружками единомышленников – и получали в результате участки, находящиеся в долевой собственности. Эти люди сегодня могут вздохнуть с облегчением: их земля уже никуда не денется.

Но существовала и существует другая категория пайщиков – назовём их «молчунами», – которые не предпринимали никаких действий, чтобы выделить доли. Понять людей можно: не хотелось оплачивать из собственного кармана работу кадастрового инженера, а может, здоровье не позволяло ввязываться в бюрократические процедуры.

Государство давно пыталось стимулировать этих молчунов к выделу. В 2010 году в закон «Об обороте земель сельхозназначения» был даже включён специальный пункт (пункт 3 статьи 19.1), который обязывал органы местного самоуправления поторопить земельных пайщиков. Сельские администрации должны были, начиная с 2013 года, созывать общие собрания и ставить вопрос о межевании участков и проведении кадастровых работ.

Но, видимо, это не помогло до конца избавиться от «общей собственности» на земельные массивы. Минсельхоз счёл, что те, кто не выделил доли и не зарегистрировал право собственности на землю, не особенно-то и нуждаются в земле – а значит, угодья можно сделать сначала «ничейными», а потом государственными.

Ответственность за надлежащее использование

Иметь в собственности земельный пай – очень ответственное законное право владения.

Также такие организации несут ответственность перед владельцем земли за неправильное либо ненадлежащее использование его собственности (ст. 183 Гражданского Кодекса РФ). Перед государством сельхозкомпании несут обязанность выплаты соответствующих налоговых сборов: на полученную прибыль, земельный налог.

Положения ФЗ № 101 от 27 июля 2002 г. направлены на регулирования отношений в сфере оборота земель между собственниками и местными органами исполнительной власти.

Госучреждения, занимающиеся земельным контролем, обязаны проводить постоянную проверку состояния обрабатывания земли сельхозназначения. В случая неправильного и противозаконного использования земледельческих долей, реагировать на это незамедлительно.

Данные мероприятия проводятся с целью охватить для целевого прибыльного использования как можно большего количества земельных площадей и дать возможность сельхозкомпаниям заниматься обработкой невостребованной и, как следствие, запущенной земли.

За кем закрепляется право распоряжения

Как оформить невостребованный земельный участок? Муниципальные образования подают исковое заявление в суд о признании право оформления в собственность муниципалитета данных паев. После вступления в силу судебного решения о признании владельцем такой земельной площади муниципальные образования, наступает право на регистрацию полученной собственности.

Пройдя весь процесс узаконивания недвижимого имущества, администрация сельского совета имеет право распорядиться им следующим образом:

  1. выставить невостребованные земельные паи на продажу по цене не менее 15% от кадастровой стоимости земли;
  2. отдать в аренду сельскохозяйственным предприятием с целью обработки и получения прибыли.

Первый путь предусматривает обязательное информационное оповещение о возможности приобрести землю умерших, неимеющих наследников, или граждан, нежелающих ответственно распоряжаться своим имуществом.

Преобладающим правом выкупа такого участка могут воспользоваться сельхозорганизации либо крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся более полугода обработкой земельной долевой площади, в которую входила данная невостребованная земельная доля.

ВНИМАНИЕ! В случае повторного выставления на продажу земельных участков из категории «невостребованных», стоимость их уменьшается в половину. Но перед выставлением на продажу «ничейных» долей земли, муниципальное образование проводит оценку этой территории по баллогектарам для полного уточнения стоимости.

Все эти манипуляции администрация с/с проделывает за свой счет. Только потом выставляет имущество на торги.

Но перед выставлением на продажу «ничейных» долей земли, муниципальное образование проводит оценку этой территории по баллогектарам для полного уточнения стоимости. Все эти манипуляции администрация с/с проделывает за свой счет. Только потом выставляет имущество на торги.

По результатам проведенных исследований плодородность земельной доли окажется низкой, то следовательно и цена этого участка будет снижена на 20% от первоначально выдвинутой стоимости. Если и на повторных торгах после снижения цены земельный надел не был приобретен, то потом его стоимость составляет 50% (не менее) от ранее заявленных расценок.

Обо всех вариантах изменения цены на продаваемый недвижимый объект орган местного самоуправления извещает орган вышестоящей исполнительной власти.

Немного истории как получали земельные паи и как паи превратились в земельные доли

Земельные паи родились в 1991 г. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 “О порядке реорганизации колхозов и совхозов” предусмотрело, что всем колхозникам и работникам совхозов, действующим и пенсионерам, положены земельные паи. Когда на эти паи выделялась земля, гражданам выдавали свидетельство, в котором указывалось какую долю от общей площади колхозных земель составляет пай.

Так земельные паи стали земельными долями. Действующий закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в 2002 г. указал, что все земельные доли – это доли в праве общей собственности на земельный участок (и вовремя, т.к. понять, что такое есть земельные доли, до этого момента никто не мог).

Долгие годы паи представляли собою огромную массу неоформленных прав на самовольно используемую третьими лицами землю.

Законодатель решил этот вопрос. Каждый собственник земельного пая (доли) должен распорядиться своим правом в течение 3-х лет с момента получения такового. В противном случае доля будет признана невостребованной. Местные власти в судебном порядке признают право собственности на такие доли.

Но как распорядиться этим странным объектом, представляющим собою долю в праве на участок, иногда даже не имеющий конкретных границ, оставшийся от колхозных земель?

Способ распорядиться паем первый: продажа и дарение земельной доли

Земельный пай можно продать ограниченному кругу лиц:

  • колхозу или фермеру, который обрабатывает землю;
  • сособственнику (гражданину, у которого доля в том же участке, что и у продавца).

Если участок совсем маленький (сособственников не более 5), то ограничения закона «Об обороте…» не действуют, а применяются правила ГК РФ о преимущественном праве покупки. Владелец доли сначала должен предложить ее сособственникам, а если те промолчат или откажутся купить, тогда можно продать и посторонним.

Чтобы избежать ограничений, куплю-продажу земельного пая иногда маскируют сделкой дарения. Дарить долю можно, кому угодно. Однако здесь нужно осознавать риск: покупатель может просто не заплатить.

Способ распорядиться паем второй: выделить в натуре

Выделить пай можно индивидуально для себя или группой пайщиков (даже в несколько сотен человек). В первом случае гражданин станет собственником не доли, а земельного участка, определенного на местности, с адресом и кадастровым номером. Во втором – гражданину будет принадлежать доля в праве на вновь образованный участок. Это уже не размытые границы колхозных земель, а большой участок в долевой собственности, которым можно совместно с сособственниками распорядиться. Образуется участок путем установления его границ и подготовки межевого плана.

Плюсы индивидуального межевания:

  • участок определен на местности, собственник может контролировать, не использует ли кто самовольно его землю;
  • участок дороже, чем доля, и более ликвиден;
  • распоряжаясь участком, не нужно договариваться с сособственниками.

Минусы индивидуального межевания:

межевание сельхозучастка небольшого размера чрезвычайно дорого, особенно, если участок далеко от контрольных точек координат, на основе которых геодезисты формируют новый участок;

выдел участка в счет доли из земель сельхозназначения – долгий и сложный процесс, предусматривающий общее собрание собственников, публикацию объявления о выделе и т.п.;

законодательные ограничения на распоряжение наложены не только на доли, но и на участки. В Московской области власти имеют право преимущественной покупки участков для сельхозпроизводства.

Плюсы межевания большого участка на нескольких сособственников:

  • можно отдать в аренду сельхозпроизводителю (договоры аренды паев заключать нельзя, а маленькие индивидуальные участки, чересполосицу, фермерам неудобно обрабатывать);
  • установить границы выйдет дешевле, чем для маленького участка. Некоторые арендаторы за свой счет межуют земли под аренду.

Минусы межевания большого участка:

  • все вопросы решаются на общем собрании под протокол (иногда непросто собрать кворум на собрании, т.к. все собственники живут в разных регионах, приходится оформлять доверенности на земельный пай);
  • невовремя умерший сособственник помешает провести сделку с общей землей, т.к. придется ждать, пока его наследники смогут вступить в наследство (6 месяцев) и подписать договор.

Таким образом, как бы вы ни собрались распорядиться земельным паем, простым этот процесс точно не будет. Может, лучше оставить пай себе и, переоформив землю на использование «под строительство дач», возвести на своей земле семейную усадьбу?

Особенности правового статуса невостребованных земель

Главная особенность таких наделов заключается в том, что они могут быть признаны невостребованными только если относятся к определённой категории. Это всегда сельскохозяйственные участки, которые ранее использовались в колхозах и совхозах и после их упразднения были переданы гражданам.

Не всегда такие земли оформляются в соответствии с правилами регистрации недвижимости. Наделы, считаясь долевой собственностью, длительное время могут находиться в “подвешенном” состоянии. Это не лишает их собственников и арендаторов прав, но вызывает противоречия.

Новый закон о государственной регистрации позволяет внести чёткие данные в ЕГРН, после чего претензии муниципальных образований будут невозможны.

Невостребованная земля фактически считается ничейной. Муниципалитет принимает её в свою собственность для того, чтобы обеспечить её использование по прямому назначению.

Невостребованные земельные доли — это особая категория участков, которые ранее являлись частью колхозов или совхозов. Их владельцы либо неизвестны, либо не используют их в соответствии с прямым назначением сроком более трёх лет. Это порождает возможные претензии со стороны муниципальных образований, которые направлены на обеспечение использования таких участков. Собственники и арендаторы вправе защищать свои права через подачу возражения в администрацию или в судебном порядке.

Сколько длится заседание суда?

Заседание суда назначается с целью осуществления изучения всех обстоятельств. Количество судебных заседаний не ограничивается, тем не менее, судья обязан следить за тем, чтобы судебное заседание не затягивалось со стороны участников процесса. Статья 10 ГПК РФ определяет понятие гласности суда, что позволяет следить за его течением. В процессе рассмотрения уголовных дел определенные дела рассматриваются исключительно в закрытом формате.

Сколько длится судебное заседание?

По времени судебное заседание длиться может и 2 и 3 часа, с учетом определенных перерывов, на которые уходит суд в случае необходимости. В тоже время, слишком длительное рассмотрение дела не рекомендуется, так как фактически может «притупиться» внимание и определенные факты не будут рассмотрены. Как правило, в судебном заседании опрашиваются все свидетели, изучаются все факты и доказательства. Иное судебное заседание назначается в том случае, если какие-то обстоятельства были открыты, а также в том случае, если какие-то свидетели еще не были опрошены.
То есть, конкретных данных по вопросу, сколько по времени длится судебное заседание и сколько судебных заседаний назначают по одному делу – нет. Фактически, каждая ситуация рассматривается индивидуально. Именно по этой причине и формируется достаточно строгий процесс соблюдения судебного следствия.
Также, в соответствии с установленными нормами законодательства формируется необходимость контроля судьи тех аспектов, которые могут формироваться участниками процесса с целью затягивания данного процесса.
Таким образом, вы можете быть уверенными в том, что если ваше дело не имеет особенных сложностей, то в принципе, в течение одного – двух заседаний оно будет рассмотрено. Соответственно, в течение минимального количества времени можно получить нужное вам решение.

Назначение заседания суда

Сразу же нужно сказать о том, что после получения искового заявления суд открывает судопроизводство, и по истечению месяца назначается судебное слушание. Как правило, перерыв между слушаниями составляет не менее месяца. Тем не менее, если речь идет о дополнительном изучении фактов, проведения экспертизы, принудительном приводе свидетеля, то формируется возможность осуществить процесс переноса судебного заседания на две-три недели, а в определенных ситуациях и на несколько дней. Нужно также обратить ваше внимание на то, что в настоящий момент формируется немаловажный аспект юридической помощи в том случае, если возникает аспект затягивания процесса со стороны того или же иного участника. То есть, в случае затягивания процесса вам непременно нужно действовать, подавать ходатайства, доказательства, просить суд обратить внимание на действия иной стороны процесса.

Сколько получает секретарь суда?
Секретарь суда в зависимости от уровня значения суда получает от 25 до 60 тыс. рублей. К тому же, секретарь может получать определенные надбавки. Тем не менее, в настоящий момент…

Сколько действует госпошлина в суд?
В законодательстве не устанавливается ограничение на действие квитанции об оплате государственной пошлины. Вы фактически оплачиваете государственную услугу, и пока она не…

Как ведется протокол судебного заседания?
Статья 259 УПК РФ указывает на необходимость ведения судебного протокола в процессе рассмотрения уголовных правонарушений. Также в обязательном порядке протокол составляется в…

Сколько стоит обращение в суд?
Статья 333.19 НК РФ поможет вам разобраться в вопросе стоимости искового обращения в суд. Если речь идет об имущественном иске, который не подлежит оценке, сумма пошлины – 300…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *